СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности работы со способными и одаренными детьми» (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзия. Работа учителя с детьми ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
««Особенности работы со способными и одаренными детьми» (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары»



ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ

1. Статья в объеме не более 3 печатных страниц (формат А4) представляется в электронном виде по электронной почте: [email protected].

2. Текст статьи должен быть подготовлен в текстовом редакторе – Microsoft Word (с расширением *.doc).

3. Параметры страницы: формат А4, поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм, междустрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1 см.

4. Шрифт: кегль – 14, тип – Times New Roman.

5. Оформление текста: название статьи печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через одинарный интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации и город, после отступа в 2 интервала – текст.

6. Оформление иллюстративных материалов: названия и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, графики не должны выходить за пределы полей. Цветовое решение всех иллюстративных материалов – черно-белое.

Пример оформления статьи





















«Современные подходы в работе детьми с ОВЗ

в начальной школе (из опыта работы)»

А.В. Кузнецова,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Чебоксары

Аннотация. Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. Рассматривается содержательные и организационные подходы при работе с детьми с ОВЗ, также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, адаптированная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

 Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы: проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей; проведение малых педагогических советов, административных советов; ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровье сбережения; разработка методических рекомендаций учителю; анкетирование учащихся, диагностика; обследование школьников по запросу родителей;

Следуя общим правилам и способам организации учебной работы на уроке, учитель должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом работы всего класса, выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Учитель должен помнить и понимать следующее:

1. При организации индивидуальной работы на уроке — выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради — необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если дается карточка только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математике включаем здания, доступные ему, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получают еще несколько учеников.

2. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. Вначале с ним в паре могут работать дети, показывающие явно положительное отношение, готовые помочь и поддержать. Это не обязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь — лояльность. По мере формирования у «особого» ребенка умений в области взаимодействия, формирования алгоритма деятельности при работе в паре меняем ее состав. Так весь состав класса постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. На первых порах отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. После этого можно организовывать работу в парах и по иным принципам.

3. Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу так же носит постепенный и последовательный характер. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке становится не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработка компромиссных решений по выходу из ситуаций и т. д. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе4. При организации групповой работы на уроке очень важна позиция самого учителя. При подготовке к уроку ассистент учителя может помочь в выработке тактики организации взаимодействия между детьми, подготовить необходимый раздаточный и вспомогательный материал.

В 3 классе обучается учащийся с ОВЗ Поляков Евгений. По русскому языку умеет списывать с печатного текста, с трудом может самостоятельно определять главные члены предложения, знает гласные и согласные буквы, подбирает родственные слова. При работе на уроках русского языка с интересом работает по карточкам. Изложения и сочинения заменяются списыванием с учебника отрывка текста, так как самостоятельно составить предложение и правильно его записать он не может. Темп письма медленный, почерк крупный, иногда небрежный.

На уроках математики особый интерес вызывает решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел в столбик. При решении текстовых задач испытывает трудности в чтении текста самой задачи. Поэтому решаем задачи при помощи краткой записи или чертежа. На уроках литературного чтения и окружающего мира самостоятельно читать не любит, поэтому темп чтения 10 слов в минуту, хотя обладает хорошей памятью, запоминает тексты на слух, пересказывает их. Стихи заучивает с трудом. Контрольные тесты по чтению выполняет под руководством учителя. На уроках Евгений любит работать в группе, получать индивидуальные задания. При индивидуальной работе по русскому языку получает карточки: «Вставь пропущенные буквы», «Составь из слов пословицу». По математике получает задания на карточках более легкие, чем остальные ученики, учитывая его индивидуальные способности. По чтению даются индивидуальные задания – нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению.

За Евгением во время учебной и внеурочной деятельностью ведется ежедневное наблюдение, отмечаются положительные результаты деятельности и проблемы, над которыми нужно еще работать. Поддерживается постоянная связь с учителями – предметниками, школьным психологом, родителями. В классе формируется такой микроклимат, чтобы каждый ученик, в том числе и с ОВЗ, чувствовал себя комфортно. Организация внеурочной деятельности учащихся направлена на развитие познавательных интересов и их общее развитие. Егор посещает 2 занятия по внеурочной деятельности: «Шахматы» и «Ритмику».

 При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!