СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы учителя-логопеда в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда в структуре инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя-логопеда в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума»

Учитель-логопед ОБОУ ЦПМСС

Гриченок Юлия Николаевна



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА


ПЛАН

Введение

  1. Основные направления деятельности ПМП-консилиума.

  2. Этапы работы психолого-медико-педагогического консилиума.

  3. Организация работы учителя-логопеда в рамках ПМП-консилиума.

  1. Диагностическое обследование.

  2. Анализ педагогом полученных данных.

  3. Другие направления логопедической работы в системе сопровождения.

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ


Чистая, правильная речь – одно их важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в развитии речи и усложняется структура речевых дефектов.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченны возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Речевые расстройства, оказывая отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют так же его успешной социальной адаптации.

В связи с этим в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение.


  1. Основные направления деятельности ПМП-консилиума

Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что является особенно актуальным применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности имеющими нарушениям речевого развития.

Все более востребованным становится комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Наиболее успешно данную деятельность способен осуществить психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк координирует диагностическую, коррекционную деятельность специалистов разного профиля, взаимно обогащает знаниями каждого из участников сопровождения.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие.

Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого–медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

В законодательном аспекте ПМПк образовательной организации действует на основе соответствующего инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором определена деятельность консилиума и необходимая документация.

ПМПк организуется на базе образовательной организации и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается общее руководство. ПМПк тесно взаимодействует с вышестоящими структурными подразделениями, в том числе с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Традиционно в состав ПМПк входят заместитель руководителя образовательной организации, педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами здравоохранения).

Консилиум гарантирует защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечивает их педагогическую поддержку и содействует ребенку в проблемных ситуациях.

Деятельность консилиума представлена следующими направлениями:

- педагогическое направление деятельности;

- психолого-педагогическое направление деятельности;

- медико-педагогическое направление деятельности;

- социально-педагогическое направление деятельности.

Педагогическое направление деятельности консилиума определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы.

В условиях психолого-педагогического направления деятельности консилиума осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).

Социально-педагогическое направление деятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.

Медико-педагогическое направление деятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.

Реализация разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечить равные образовательные права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с ОВЗ.

Деятельность специалистов ПМПк образовательной организации позволяет разработать основные направления комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ; определить содержание и систему взаимодействия в команде.

Специалисты консилиума участвуют в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся, оказывают социально-психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Сегодня наличие психолого-медико-педагогического консилиума не только желательно, а скорее обязательно во всех видах организаций, работающих с детьми, имеющими проблемы в обучении, воспитании и развитии.

Основное предназначение психолого-медико-педагогического консилиума – согласованные, профессиональные действия специалистов при решении проблем ребенка. ПМПк можно считать средством профилактики, выявления и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


  1. Этапы работы психолого-медико-педагогического консилиума


Работа консилиума по решению проблем отдельного ученика (воспитанника) складывается из четырех этапов.

1 Этап. Постановка проблемы

На этом этапе проводится сбор информации о ребенке, выдвигается психолого-медико-педагогическая гипотеза относительно причин и характера проблемы.

2 Этап. Уточнение проблемы

На данном этапе всеми специалистами ПМПк осуществляется углубленная диагностика ребенка и анализ проблемы. Выявляется уровень актуального развития и дальнейших перспектив.

Основное заседание консилиума предполагает коллегиальное обсуждение специалистами проблем ребенка, формирование подходов к разработке стратегии и тактики их решения.

3 Этап. Работа над проблемой

На основании предоставленных документов назначается дата обсуждения проблем ребенка на ПМПк. По окончании обсуждения оформляется коллегиальное заключение, которое состоит из констатирующей и рекомендательной частей. Рекомендательная часть составляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Результатом заседания консилиума является:

- выявление проблемы, выступающей на первый план в данный момент;

- разработка стратегии и тактики комплексного психолого- педагогического и медико-социального сопровождения;

- назначение ведущего специалиста;

- определение сроков выполнения коррекционной программы, динамического наблюдения с указанием даты проведения итогового консилиума.

Разработанные каждым специалистом собственные индивидуальные программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка не должны противоречить друг другу. Поэтому особенно важной является задача полного взаимопонимания между участниками ПМПк.

По итогам консилиума секретарем заполняется индивидуальная карта ребенка, которая хранится у председателя ПМПк.

На этапе работы над проблемой проводится коррекционно-развивающая деятельность, которую осуществляет ведущий специалист и другие привлеченные участники консилиума. В период работы с ребенком реализуется сопровождение семьи социальным педагогом.

Программа коррекционной работы является обязательным компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательной организацией (в лице ПМПк) при организации обучения и воспитания в ней детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, п. 19.81).

Программа коррекционной работы, в соответствии с ФГОС НОО, направлена на создание в образовательной организации системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Программа коррекционной работы в структуре АОП, разрабатываемая ПМПк, должна обеспечивать:

 выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими ООП и их дальнейшую интеграцию в ОО;

 реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых ОО совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Структура программы коррекционной работы включает:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования; 3) система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы.

По материалам консилиума возможно оказание консультативной помощи родителям по проблемам обучения, воспитания и дальнейшей тактики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

4 Этап. Решение проблемы

На данном этапе проводится оценка эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Данные итоговой диагностики также заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

По результатам проведенной деятельности и динамического наблюдения на итоговом заседании ПМПк принимается решение об окончании работы в связи с решением проблемы. Если проблема не решена, возможна выдача рекомендаций и направление ребенка для обследования на психолого-медико-педагогическую комиссии (ПМПК) для уточнения диагноза и выбора иного образовательного маршрута; на консультацию в Центр психолого-медико-социального сопровождения; лечебные и др. учреждения.

На ребенка, имеющего трудности в обучении, воспитании поведении и взятого для работы со специалистами ПМПк, заводится индивидуальная карта ребенка. В индивидуальной карте содержатся все данные индивидуального обследования, заключение консилиума, а также материалы для направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, копия коллегиального заключения ПМПК.

Кроме того, в индивидуальную карту ребенка вносятся данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами, результаты динамических обследований и рекомендации специалистов, итоговые заключения. Данные вносятся в конце каждой учебной четверти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.

Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума. В случае

необходимости дополнительного обследования ребенка в лечебных учреждениях, ПМПК, копии заключений и рекомендаций специалистов ПМПк выдаются родителям (законным представителям). ПМПк назначает ведущего специалиста, который отслеживает своевременность и правильность оказания ребенку психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ее динамику и эффективность, выходит с инициативой заседаний ПМПк.

Изменение условий реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательной организации, осуществляется по решению ПМПк и с согласия родителей.

В зависимости от существующих и потенциальных проблем обучающегося с ОВЗ определяется состав специалистов организации, усилия которых консолидируются и направляются на решение обозначенных вопросов и профилактику возникновения других. При сопровождении детей с ОВЗ в образовательной организации специалисты ПМПк должны осуществлять непрерывный процесс междисциплинарного взаимодействия в решении проблем ребенка и предоставлении ему соответствующей многопрофильной помощи.

Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива.

Специалисты ПМПк как специалисты сопровождения в своей деятельности обязательно руководствуются рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается его психофизические особенности и основные рекомендации к определению вида учреждения; формы обучения; основных направлений коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения. С учетом этих рекомендаций разрабатывается и адаптированная образовательная программа для ребенка.

Одной из моделей психолого-медико-педагогическое сопровождения (специалисты сопровождения входят в состав ПМПк) является «модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи» (А.Д. Вильшанская, 2008). Модель командного взаимодействия предполагает наличие определенной иерархической структуры, представленной двумя уровнями – административным и содержательным, на каждом из которых присутствуют разные формы взаимодействия. Цель административного уровня – определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении. На этом уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи учащемуся, которая предусматривает: сопровождение-наблюдение – это включенность специалиста, при которой он, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультирует их; реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением – это включенность специалиста, при которой он в рамках программы комплексной помощи проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективностикоррекционного воздействия; кураторство – это включенность специалиста, при которой он консолидирует усилия других специалистов вокруг проблемы ребенка, осуществляет пролонгированное наблюдение за его динамикой.

Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни. Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов и ее комплексность. Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения, привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку.

Цель содержательного уровня – определение путей помощи учащемуся и его семье в решении проблемы, составление и реализация программы комплексной помощи специалистов. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Прогностический подуровень определяет планирование работы команды специалистов по построению программ коррекционно-развивающих занятий. Исполнительский подуровень предусматривает реализацию этой комплексной программы занятий.

Таким образом, административный уровень, являясь базовым, организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня поступают запросы разного плана в административный, которые формируют необходимые организационные формы решения проблемы, варьируя работу специалистов внутри этого уровня. В свою очередь запрос, поступивший с содержательного уровня и рассмотренный на административном, возвращается к исполнению с корректирующими изменениями.

Формы взаимодействия специалистов административного уровня: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование; супервизия.

Формы взаимодействия специалистов содержательного уровня: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика; сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой, составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов; индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.


  1. Организация работы учителя-логопеда в рамках ПМП-консилиума

    1. Диагностическое обследование

Принцип командной работы специалистов различного профиля на психолого-медико-педагогических консилиумах чрезвычайно важен и актуален.

В командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.

Мультидисциплинарный принцип, предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, иных) для оценки психического развития ребенка.
Междисциплинарный принцип при оценке психического развития предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом данных и их трактовки, полученных от коллег.

Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования (Грибова О.Е.).

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психо-речевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

  • Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, что повышает продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

  • От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях рекомендуется проводить исследование по изучению состояния рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.

Важным моментом проведения комплексного диагностического обследования является его последовательный характер. Психолого-педагогическому обследованию всегда должно предшествовать клиническое изучение. Соблюдение такой последовательности позволяет на основе детального анамнеза получить важнейшую первичную информацию о ребенке, которая затем должна учитываться всеми членами консилиума.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психиатра, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях.

Осуществляя сбор анамнестических данных ребенка совместно с врачами комиссии, специалисты имеют возможность:

  • уточнить характер и степень возможного патогенного влияния заболевания на состояние высших психических функций организма;

  • определиться в выборе оптимальных диагностических методик, обусловленном индивидуально-типологическими особенностями конкретного ребенка (например, использование крупного шрифта печатного текста, увеличенного размера диагностического материала при снижении остроты зрения и т.д.).

Перед обследованием ребенка члены ПМПк знакомятся и с его педагогической документацией. К педагогической документации относятся: образцы письменных работ ребенка по русскому языку, математике (рабочие тетради), срезовые работы с анализом ошибок, рисунки, другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребенок.

Логопедическое обследование в рамках ПМПк не является автономной процедурой, а выступает как компонент целостного диагностического процесса. В ходе осуществления диагностики учитель-логопед ориентируется на задачи:

  • Установление контакта с ребенком в ходе беседы

  • Обследование импрессивной стороны речи,

  • Обследование произносительной стороны речи, позволяющее уточнить:

  • Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

  • Состояние звукопроизношения:

  • Состояние слоговой структуры слова:

  • Состояние фонематического восприятия:

  • Обследование звукового, слогового и языкового анализа и синтеза.

  • Обследование зрительно-пространственных функций

  • Определение ведущей руки:

  • Оптико-пространственный гнозис и праксис:

  • Обследование лексико-грамматического строя речи, позволяющее

  • Обследование связной речи,

  • Обследование процесса письма

  • Обследование процесса чтения

При наличии симптоматики заикания логопедом указываются:

Проявление заикания в различных формах речи

2) Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)

3)Локализация судорог:

4) Наличие непроизвольных движений тела, лица.

5) Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)

6)Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

  • моторных;

  • речевых (произнесение отдельных звуков и междометий; произнесение слов и словосочетаний).

7) Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная).


2.2. Анализ педагогом полученных данных

После проведения логопедического обследования логическим завершением диагностики является анализ полученных данных и формулировка логопедического заключения.

В заключении указывается структура речевого дефекта, т.е. те стороны языковой системы, оказавшиеся несформированными. А также степень тяжести речевого расстройства.

Если речевой дефект является первичным в структуре расстройств, то логопед традиционно обращается к психолого-педагогической классификации (Р.Е.Левиной). Однако, при необходимости можно использовать критерии и клинико-педагогической систематизации речевых патологий.

При обследовании учащихся с III четверти первого класса формулируются заключения, характеризующие состояние не только устной, но и письменной речи, а также отражающие обусловленность нарушения письменной речи недоразвитием компонентов или всей системы устной речи.

Варианты заключений:

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитие у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)»

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи легкой степени у ребенка с открытой органической ринолалией. Состояние после уранопластики».

Важно помнить, что термин «ОНР» используется только при характеристике нарушения формирования всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Если у ребенка имеется парциальная несформированность ВПФ, задержанное развитие или психическое недоразвитие, то для обозначения расстройства письменной речи, обусловленной недоразвитием устной, используют следующие варианты заключений:

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи легкой степени при парциальной несформированности ВПФ смешанного типа».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи легкой степени при парциальной несформированности ВПФ (когнитивный компонент) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи средней степени при задержке психического развития у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами».

  • «Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи легкой степени при задержке психического развития. Неврозоподобное заикание с артикуляционно-голосовыми судорогами тоно-клонической формы средней степени тяжести».

Анализ диагностических данных позволяет логопеду ПМПк не только оценить актуальное речевое развитие ребенка, но участвовать в определении индивидуально-ориентированной стратегии коррекционных мероприятий.

Важно отметить, что решение сложнейших вопросов дифференциальной диагностики возможно только в рамках командного и междисциплинарного подходов, которые позволяют на основе клинико-психопатологической квалификации дефекта, психологической характеристики варианта дизонтогенеза, анализа речевых нарушений, педагогической оценки проблем обучения осуществить структурный целостный анализ отклонений психического развития, сформулировать коллегиальное заключение и определить вероятностный прогноз развития и обучения ребёнка.

Понятие «коллегиальное заключение ПМПк» определяется как комплексная характеристика особенностей психосоциального развития ребенка, включающую в себя следующую информацию:

  • имеется ли у ребенка отклоняющееся развитие (психический дизонтогенез), и если да, то какова типология дизонтогенеза;

  • потенциальный уровень возможностей ребенка в обучении и развитии, необходимость разработки адаптированной образовательной программы;

  • способы специального, индивидуализированного коррекционного воздействия (лечения, психолого-педагогического сопровождения, мероприятий по социальной поддержке).

Такой подход к формированию коллегиального заключения включает механизм командного взаимодействия профессионалов ПМПк.

Основные принципы и правила командного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • автономность получения сведений о ребенке (залог того, что мнение одного — наиболее авторитетного — члена комиссии не станет однозначно определяющим);

  • соблюдение каждым специалистом границ собственной профессиональной компетенции;

  • рассмотрение каждым специалистом диагноза (медицинского, психологического, педагогического, логопедического) лишь как первого этапа коррекции и дальнейшего сопровождения ребенка и его семьи;

  • бригадный консилиум как единственная форма выработки коллегиального заключения и рекомендаций.


    1. Другие направления работы учителя-логопеда в системе сопровождения

Специалисты ПМП-консилиума нацелены на осуществление комплексного сопровождения нуждающегося в этом ребенка. В действительности психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Учитель-логопед осуществляет профилактические мероприятия, обеспечивая предупреждение возникновения отклонений в речевом развитии ребенка, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка. Базовым условием реализации функции является знание особенностей развития ребенка, его реальных и потенциальных возможностей и основанный на этом знании прогноз дальнейшего развития обучающегося.

Консультативная работа педагога направленна на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс.

Задачи данного направления:

  • Определение причин речевых нарушений.

  • Определение стратегии взаимоотношений с родителями (законными представителями) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его речевого развития.

  • Обучение родителей организации речевого общения детей вне занятий, формированию навыка самоконтроля за речью, проведению работы по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Для этого учителями-логопедами применяется индивидуальное консультирование родителей, учителей, специалистов по запросу, консультирование по итогам обследования, демонстрация приемов работы.

Информационно-просветительская деятельность направлена на повышение профессиональной компетенции родителей (законных представителей), педагогов, расширение их знаний об особенностях воспитания и обучения детей с нарушениями в речевом развитии.

Координационное направление предполагает совместную деятельность специалистов консилиума, участвующих в разработке реализации основной адаптированной образовательной программы психолого-педагогической помощи ребенку и его семье.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

От слаженной деятельности членов такой команды зависит ее результативность. Каждый из специалистов должен не только четко представлять особенности развития ребенка, задачи коррекционно-развивающей работы с ним и его семьей, но и свое место в решении этих задач, согласовывать содержание и методы своей деятельности с деятельностью других.

Мониторинговая работа предполагает определенную систему сбора информации, ее обработки, анализа и интерпретации полученных данных, оценку изменения показателей.

Задачи мониторинга:

  • Выявление количества детей, имеющих расстройство речевой функции.

  • Определение механизма, структуры, степени выраженности выявленных речевых нарушений.

  • Определение частоты проявлений разных форм расстройства речевой деятельности.

  • Определение характера взаимоотношения речевых нарушений с другими компонентами психической и соматической сфер ребенка.

  • Анализ качества логопедического сопровождения.

Информация, полученная в результате мониторингового изучения, служит показателем результативности работы специалистов и используется для выработки максимально эффективных форм работы, повышающих общую продуктивность комплексного сопровождения.


Логопедическое воздействие является одним из ключевых звеньев комплексного коррекционно-педагогического процесса, гармонично погруженное в интегрированную программу многоплановой и многовекторной процедуры сопровождения ребенка.

Работа учителя-логопеда в рамках психолого-медико-педагогического консилиума способствует разностороннему развитию обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижению детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ и благополучной социализации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Речь является важнейшей функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка.

Очевидно, что в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение, в котором участвует целая команда профессионалов разного профиля.

Каждый из специалистов сопровождения работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение, определить и реализовать направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И. Схема обследования ребёнка с расстройствами чтения и письма // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2002 – C.68-91.

  2. Гаранина Л.А., Российская Е.Н. Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией // Учёные записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета № гос. регистрации 0420800068/0056.

  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М., 2005.

  4. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения / О.Г.Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

  5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма. – СПб., 1997.

  6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.

  7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. Ред. С.В.Алехина. –М.:МГППУ, 2012.

  8. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебное пособие.- СПб: КАРО, 2006.

  9. Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология организации диагностической и коррекционно-развивающей деятельности в образовательном учреждении. Метод. пособие. / Под. Ред.Т.Г.Зубаревой. - Курск, 2009.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!