СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития познавательной сферы у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

для развитие психических процессов у детей старшего дошкольго возраста важно знать возрастные особенности познавательной сферы в этом возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития познавательной сферы у дошкольников»

Особенности развития познавательной сферы у дошкольников


Изучением познавательного развития детей с речевой патологией занимались: Л.С.Цветков, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюков, Н.А. Чевелев, Г.С. Сергеев.

Определенное значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка. Как известно, появление гуления еще не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребенка. Для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией.

У детей с алалией компенсаторно более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты). У детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечаются более поздние сроки появления первых слов и фразовой речи. При попытке вступить в речевой контакт с ребенком он проявляет негативизм.

В раннем развитии детей-алаликов отмечается также более позднее, по сравнению с нормой, развитие локомоторных функций: дети начинают ходить позже возрастной нормы, моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной, артикуляционная моторика – вялой.

Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук.


Ощущения и восприятие

  • Нарушается фонематическое восприятие у всех детей с нарушениями речи, которое находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что обусловлено общим развитием ребенка.

  • Психическая функция отстает в своем развитии от нормы, характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

  • Наблюдается низкий уровень оприко-пространственного гнозиса.

  • Низкий уровень развития буквенного гнозиса.

  • Трудности в ориентировке в пространстве, в собственном теле.

  • Расстройства письма, речи, нарушение счета.

  • Нарушение процессов перекодирования сохранной сементической программы в языковую форму.

  • Нарушение орального стереогиоза

Внимание

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей:

  • неустойчивостью,

  • более низким уровнем показателей произвольного внимания,

  • трудностями в планировании своих действии, дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий,

  • поиске различных способов и средств в решении задач.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.

У детей с ОНР, ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными.

Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.


Память

Исследование мнестической функции (памяти) у детей с ОНР обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Низкие результаты с выраженными нарушениями восприятия формы, слабость пространственных представлений. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А. Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются, в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия).


ышление и воображение

По состоянию невербального интеллекта детей с общим недоразвитием речи можно разде­лить на три группы:

  • дети, у которых развитие невербального интеллекта несколь­ко отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зави­сит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9 % от популяции детей с ОHP;

  • дети, у которых развитие невербального интеллекта соот­ветствует норме (27%);

  • дети, у которых развитие невербального интеллекта соот­ветствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%.

Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Овладевая в в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией; исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Речь и общение

Наблюдаются у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

Бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Среди «непринятых» и "изолированных» чаше всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер.

Особенности деятельности

Игровая деятельность.

Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа гречи, ее плавности всё это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре.

Психокеррекционная и профилактическая работа

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации корректтионцо-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.

В дальнейшем первостепенную роль, будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.

Элементы психотерапии

Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения) формах.

Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:

  • сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном на­правлении — к результатам, которых вы оба ждете;

  • занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);

  • следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

  • принимайте ребенка таким, какой он есть;

  • будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);

  • оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздра­жаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

  • никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние. Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов.

  • упражнения на развитие мимики и пантомимики

  • музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!