СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации индивидуального подхода в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается вопрос реализации индивидуального подхода в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Рассмотрена структура и этапы построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации индивидуального подхода в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья .»

Особенности реализации индивидуального подхода в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Козлова Елена Михайловна,

учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов

Аннотация. В статье раскрывается вопрос реализации индивидуального подхода в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Рассмотрена структура и этапы построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: индивидуальный подход, логопедическая работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут.


О реализации индивидуального подхода в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом (далее – ИОМ) понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Сущность ИОМ заключается в следующем:

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

В стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

- как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности и индивидуальные особенности ребенка;

- на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Этапы проектирования ИОМ можно представить следующим образом:

  1. Фиксирующий - диагностический (обследование детей группы компенсирующей направленности с целью выявления их особых образовательных потребностей специалистами (врач-педиатр, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) и воспитателями группы.

  2. Целевой (постановка целей воспитания и образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка).

  3. Содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы, их систематизация и группировка, то есть разработка плана ИОМ).

  4. Организационно – коррекционно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей, планирование дальнейшей работы).

  5. Практический (реализация плана работы).

  6. Контрольный диагностический (анализ эффективности выбранных и используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания).

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на педагогическом совещании дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОО.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на учебный год, но могут вноситься коррективы с учетом динамики развития ребенка. В конце учебного года оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

Структура индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребенка.

Индивидуальный маршрут начинается с титульного листа, где указывается фамилия, имя ребенка и имеется гриф об утверждении данного документа руководителем ДОО.

Далее это сведения о ребенке: формальные сведения о ребенке (Ф.И.О., возраст, домашний адрес, дата поступления в группу, откуда прибыл в ДОО, сведения о родителях), указывается № протокола по приему, заключение и рекомендации районной ПМПК при поступлении, психологический и неврологический статус, заключения педиатра и узких врачей-специалистов (окулист, хирург, ортопед и другие), если у ребенка есть соответствующие отклонения в здоровье. Наличие подобных сведений в индивидуальном маршруте помогает специалистам лучше ориентироваться в конкретных проблемах каждого ребенка для оказания ему максимально эффективной помощи. Разумеется, что данные сведения, предоставляемые педагогам, носят конфиденциальный характер, о чем они уведомляются при получении закрытой информации о ребенке и его семье.

НОД имеет форму в виде схемы, где в отдельных графах выделяются «Задачи работы», где специалисты ставят перед собой определенную коррекционную, образовательную или воспитательную задачу по оказанию помощи ребенку, «Содержание работы», где указываются конкретные методические приемы, мероприятия, действия, через которые педагог планирует реализовывать поставленные задачи и «Динамика развития ребенка», где фиксируются изменения в развитии ребенка.

Рассмотрим подробнее структуру индивидуального образовательного маршрута. В нем выделены 4 основных направления образования и развития ребенка, а также ответственные за их реализацию специалисты и педагоги.

I направление – физкультурно-оздоровительное.

Ответственными за его реализацию являются медицинские работники ДОУ, инструктор по физической культуре и плаванию, воспитатели группы компенсирующей направленности, так как их роль в реализации данного направления приоритетна. Однако это не означает, что другие педагоги не могут принимать участие в работе в данном направлении.

II направление – познавательно-речевое.

Ответственными за его реализацию являются учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности.

III направление – социально-личностное.

Ответственными за его реализацию являются педагог-психолог и воспитатели группы компенсирующей направленности.

IV направление – художественно-эстетическое.

Ответственными за его реализацию являются муз. руководитель и воспитатели группы компенсирующей направленности.

Содержание НОД индивидуального маршрута зависит от структуры речевого дефекта конкретного ребенка, связанных с ним вторичных отклонений в развитии, состояния здоровья и других личностных особенностей ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!