Особенности реализации концепции преподавания
русского языка и литературы в колледже
Закирова З.Т.,
методист ГБПОУ ЯНАО
«Муравленковский многопрофильный колледж»
9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы. Несомненное достоинство Концепции – ее краткость и внятность. В Концепции изложена система взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в современном образовании. Задавая необходимые векторы и константы преподавания русского языка и литературы, Концепция предоставляет поле для разумной вариативности, необходимой в гуманитарных дисциплинах. Концепция обращена не только к специалистам, написана понятно, без наукообразной терминологии.
Такой документ является одним из ресурсов повышения качества филологического образования. Об этом свидетельствует уже сама цель концепции: «…обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы…в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики».
Реализация Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, будет способствовать разработке и апробации механизмов развития гуманитарного образования, повышая в итоге его уровень.
Очень важным является тот факт, что реализация концепции обеспечит единство и целостность русского языка и литературы. Русский язык и литература – разные дисциплины, направленные на формирование различных компетенций и предполагающие применение различных методических приёмов и форм организации образовательной деятельности.
В нашем колледже осуществляется целенаправленная и систематическая работа по реализации Концепции русского языка и литературы.
Одним из главных направлений является разработка учебно-планирующей документации (рабочие программы, комплекты контрольно-оценочных средств, методические рекомендации по всем видам работ). Все эти документы разработаны с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, примерных программ общеобразовательных дисциплин «Русский язык и литература. Русский язык», «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., от 23 июля 2015 г.) и данной Концепции.
Второе направление – организация учебной деятельности. Учебная деятельность организуется на занятиях по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи». В рамках конференции по итогам работы над единой методической темой, конкурса профессионального мастерства «Открытая книга», методической декады преподавателями русского языка и литературы проводятся открытые занятия и мастер-классы. Преподаватели демонстрируют различные формы и методы работы, проводят бинарные занятия совместно с городской библиотекой и краеведческим музеем.
Третье направление – организация внеучебной работы, которая реализуется по разным направлениям. Среди которых:
Организация исследовательской работы студентов.
В результате исследовательской деятельности студенты умеют:
– самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
– грамотно строить свою мысль, выступать перед аудиторией;
– творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
– работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать выводы;
– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Студенты активно принимают участие и показывают хорошие результаты в научно-практических конференциях и конкурсах регионального, всероссийского уровней: Всероссийской студенческой научно-исследовательской конференции «К вершинам познания» (г. Ноябрьск), «Фестиваль науки» (г. Муравленко).
Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах (написание эссе, сочинений, поэтических произведений различной тематики).
Основными задачами подобных мероприятий являются:
– приобщение к истории России и Ямало-Ненецкого автономного округа в частности;
– демонстрация и пропаганда лучших достижений обучающихся, опыта работы педагогов по организации исследовательской деятельности;
– развитие системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей;
– консолидация педагогических идей, способствующих воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию обучающихся и студентов образовательных организаций в области музееведения и краеведения;
– формирование электронного ресурса творческих работ жителей округа для размещения на Корпоративном портале библиотек ЯНАО в рамках Виртуальной выставки;
– выявление, поддержка и распространение передового опыта педагогов, осуществляющих работу по этнокультурному образованию и воспитанию.
Ярким примером является участие студента колледжа Костенко Ирины (группа КС-16-д, специальность «Компьютерные сети») в ХΙΙΙ Международном литературно-художественном детском и юношеском конкуре «Гренадеры, вперёд!» по теме «Я землю сохраню и передам потомкам» (г. Москва, 2017 г.). Данный конкурс «Гренадеры, вперёд!» проводился по инициативе Союза писателей России, Всемирного Русского Народного Собора совместно с Министерством обороны и образования. Конкурс посвящался красоте Земли Русской, славным страницам Истории Государства Российского, вершинам духовной культуры нашего Отечества, в котором участвовали ребята из нескольких постсоветских государств и 72 регионов нашей страны, представив 11000 работ.
3. Разработка и проведение внеурочных мероприятий, направленных на укрепление позиций русского языка.
4. Организация работы студентов по созданию газеты «Парус».
Четвертое – систематическое повышение преподавателями своего профессионального уровня, в том числе и в дистанционной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Преподаватели русского языка и литературы не только повышают свой профессионализм, но активно принимают участие в различных мероприятиях и делятся опытом практических результатов профессиональной деятельности. Например, публикация материала «Система работы ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» по продвижению и укреплению русского языка» в информационном ресурсе сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих целенаправленную системную работу по укреплению позиций русского языка, организованной ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» (2016 г.). Данная работа включает в себя методические разработки мероприятий, тезисы к исследовательской работе, фрагменты эссе и сочинений студентов, студенческую газету, фото, видео материалы, грамоты.
Подытожив, хочется сказать, что роль преподавателя-словесника в становлении личности человека огромная. Именно преподаватель русского языка и литературы формирует такие важнейшие личностные качества, как патриотизм и гражданственность, уважение к Родине, его истории, традициям.