СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Воспитательный потенциал предметной области «Родной язык и родная литература» в процессе формирования чувства патриотизма и гражданственности».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной язык – это средство сохранения   культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. 

Просмотр содержимого документа
««Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Воспитательный потенциал предметной области «Родной язык и родная литература» в процессе формирования чувства патриотизма и гражданственности».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Покровка Бековского района Пензенской области




Методическое объединение учителей русского языка и литературы Бековского района








Доклад на тему:

«Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Воспитательный потенциал предметной области «Родной язык и родная литература» в процессе формирования чувства патриотизма и гражданственности».






















Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Покровка Орлова Нина Геннадьевна









с. Покровка, 2020 год

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и правдивый русский язык!» - писал И.С. Тургенев, находясь далеко от России и ощущая необыкновенную тоску по ней. Несомненно, значение родного русского языка велико. Это и национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств, и язык межнационального общения, и международный язык. И, конечно же, русский язык – это язык АС. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Родной русский язык – духовная сокровищница русского народа.

Сегодня, когда телевидение, интернет открыто пропагандируют безнравственность, жестокость, насилие, терроризм и религиозный экстремизм, самым действенным, мощным оружием против бездуховности и жестокости являются родной язык и родная литература. Только тот способен противостоять злу и насилию современного мира, кто обогатил себя духовно-нравственными ценностями своего народа.

Именно педагоги, родители, общественные организации должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках родного языка и родной литературы.

Родной язык – это средство сохранения культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений.

Целями изучения родного (русского) языка являются:

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- осознание эстетической ценности родного языка;

- воспитание гражданственности и патриотизма; интереса и любви к русскому языку.

Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.

Образовательные программы предметной области «Родной язык и родная литература», которые надлежит освоить современным ученикам, должны обеспечить: во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих, качество подготовки обучающихся.

Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В педагогике до недавнего времени духовно-нравственное воспитание сводилось к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Теперь многие стороны понятия морали приобретают более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.

С духовно-нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви. Эти вопросы не могут быть решены в отрыве от исторически сложившегося менталитета русского народа, в становлении которого главную роль всегда играла духовность. Это подтверждает и президент РФ Владимир Путин: «По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме духовных».

Невозможно учить родному языку, изучать родную литературу и не уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. На уроках родного языка и литературы это происходит ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся, и связано это с использованием метапредметного подхода, так как способствует более глубокому постижению смысла многих нравственных понятий.

Помогают в становлении духовно-нравственной личности высказывания лингвистов, писателей и поэтов, например, о цели и смысле жизни.  «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы», — писал А.П.Чехов. Примерами, высказываниями известных писателей можно проводить закрепление словарной работы на уроках родного русского языка. Так, трудно запоминаемое слово «интеллигент» можно пояснить не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина... «Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда? И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»

Подобные высказывания не оставляют равнодушными учащихся.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но и во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.

На уроках родной литературы каждое художественное произведение содержит множество нравственных проблем, и рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Уроки строятся по законам искусства: использовать художественный анализ произведения и закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

Живой отклик получают уроки, главная воспитательная цель которых - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – доброте, любви, преданности, верности, состраданию, милосердию: В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки», Ю.Я.Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых», В.Н.Крупин. «Женя Касаткин», Чарская Л.А. Рассказ «Тайна», Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Т.Н. Толстая «Соня», Захар Прилепин «Белый квадрат». Изучая «Маленькие рассказы о большой судьбе» Ю.М.Нагибина (биография космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, глава «Юрина война») необходимо говорить о гражданской позиции и патриотизме русского человека, народа.

Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Для этого необходимо на уроках родной литературы использовать литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

На уроках родного языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову. Помогают в этом размышление над словом, его анализ. Примером может служить мини-проект «Словарь одного слова», в котором учащиеся проследят  этимологию слова, его лексическое значение, употребление  в устном народном творчестве. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. На уроке в 8 классе по теме «Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка» учитель может предложить анализ слова «степь» (степь -  равнина в умеренных и субтропических зонах, поросшая травянистой  растительностью; происходит от древнерусского слова «степь» - «низина»; допустимо предполагать «вырубленное место». По мнению Брандта, «степь» следует сближать с то́пот, топта́ть, т. е. «вытоптанное место». Фразеологизмы и устойчивые сочетания: «в ту степь», «не в ту степь»; синонимы: «равнина»). Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы.

  Прочитав полностью стихотворение И.С. Никитина «Степная дорога», рассмотрев репродукцию картины А.И. Куинджи «Степь», учитель с помощью презентации, аудиозаписи голосов птиц, воспроизводит живую картину степного простора и переходит к анализу произведения: тема, основная мысль, настроение стихотворения, эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение, старославянизмы, исконно русские слова, почему автор взял именно их? ( «Иван Никитин - мастер русского поэтического пейзажа, поэтому лавные темы в поэзии русского поэта — родная природа, он любуется русской природой, окружающим миром, вольными просторами Родины и России. Степной простор у Ивана Саввича Никитина живой, поющий голосом жаворонка, наполнен ароматным воздухом, яркий солнечный день в степи «тонет в золоте», серебряные нити ковыля создают иллюзию сверкающей реки, степные цветы «как живые стоят, улыбаются». Высокий эмоциональный фон поддерживается риторическими восклицаниями в стихотворениях «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Весна в степи», «Степная дорога» (Трава пахучая — ковер,/А эти своды голубые —/Твой раззолоченный шатер».).

Уважению, любви к родному языку, пробуждению самосознания способствует, замечание учителя о том, что родной русский язык – очень ласковый язык (раздел «Язык и культура»). Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам, различных толкований многозначных слов, антонимов, фразеологизмов, метких пословиц и поговорок. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и сострадательный.

На уроках родного русского языка два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников. Во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первом уроке в начале учебного года в 5 классе - «Наш родной русский язык», в 6 классе – «Из истории русского литературного языка»., в 8 классе – «Исконно русская лексика и её особенности», в 9 классе – «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа». Во-вторых, дидактический материал: тексты упражнений учебника, рубрики «Лингвистические заметки», «Из истории языка», «Диалог культур», «Моя Россия», «Круг чтения». Общие сведения о языке создают условия для формирования любви и уважения к родному русскому языку как языку великого русского народа и одному из международных языков, а также, уважения к другим языкам и народам – их носителям. Дидактический материал в зависимости от его содержания позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, любовь к родной природе, гордость героическими и трудовыми подвигами простых людей.

В русском языке есть немало очень древних слов и выражений. В современной речи они уже не употребляются. Но в словах этих история нашего народа: обычаи, поверья, быт. Поэтому, обогащение словарного запаса школьников архаизмами, историзмами происходит, например, при знакомстве с историей русского костюма на уроке «История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды» (5 класс). Лексическое значение слов из толковых словарей расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины, о величайших свершениях нашего народа, формирует чувство гордости за дела народа и желание активно участвовать в жизни нашей великой страны.

Мир повседневной жизни маленького человека на уроках родного русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к статьям в учебнике «Моя Россия». Ученик может побывать и в Архангельске, на ВДНХ, побродить вдоль Кремлевской стены на территории Александровского сада, постоять у вечного огня.

Многие из текстов представляют образцы публицистического стиля, эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него умений передавать личное отношение к высказанному.

В конце каждой темы в учебниках 5-9 классов предусмотрен орфографический и пунктуационный практикум. Слова, предназначенные для орфографической работы, составляют тот лексический план, который используют учащиеся в своих сочинениях на патриотические темы. Например, в 6 классе на уроке «Тематическое единство текста повествовательного типа» учащиеся, учась на образцовых примерах построению текстов разных стилей речи, пишут сочинения на патриотические темы: «Мой прапрадед», «Родники моего села», «Богатыри не мы».

Изучая родной русский язык, а учебники О.М. Александровой настолько увлекательны и интересны, что хочется не только дать определенную сумму знаний, но и развить у учеников интерес к предмету: не просто прочитать и выполнить, а вчитываться в текст, понимать его в процессе чтения. При этом можно использовать стратегии смыслового чтения: «Пометки на полях», «Чтение в кружок», «Где ответ?». Метод «Чтение про себя с вопросами», который позволяет представить новый материал, оживить внимание учащихся, применила на уроке родного русского языка по теме «История в слове: наименование предметов традиционного русского быта» в 5 классе.

 Итак, уроки родного языка и литературы несут огромный воспитательный потенциал в процессе формирования чувства патриотизма и гражданской позиции ученика. Учителю необходимо помочь ему, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Родной язык и литература – это искусство слова, а воспитание любви и преданности к Родине заложено в самой программе по родному русскому языку и литературе, в дидактическом материале, в каждой теме, в каждом слове, поэтому уроки, в процессе преподавания, превращаются в средство воспитания гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, т.е. личности, с активной гражданской позицией.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!