СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности сюжета и конфликта пьесы А.П. Чехова "Вишнёвый сад".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация была составлена для урока литературы в 10 классе по теме: " Пьеса А.П. Чехова " Вишнёвый сад".

Просмотр содержимого документа
«Особенности сюжета и конфликта пьесы А.П. Чехова "Вишнёвый сад".»

Антон Павлович Чехов Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Антон Павлович Чехов

Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Вишнёвый сад — лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.

Вишнёвый сад

— лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.

Пьесу «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия. История создания «Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти. Замысел пьесы возник у Чехова в начале 1901 года. Пьеса была закончена 26 сентября 1903 года

Пьесу «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.

История создания

«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти. Замысел пьесы возник у Чехова в начале 1901 года. Пьеса была закончена 26 сентября 1903 года

Константин Сергеевич Станиславский  в своих воспоминаниях об Антоне Павловиче Чехове  писал:

Константин Сергеевич Станиславский

в своих воспоминаниях об Антоне Павловиче Чехове

писал:

«Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!» — объявил он, смотря на меня в упор. «Какое?» — заволновался я. «Ви́шневый сад», — и он закатился радостным смехом. Я не понял причины его радости и не нашёл ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление… Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской: «Ви́шневый сад. Послушайте, это чудесное название! Ви́шневый сад. Ви́шневый!»… После этого свидания прошло несколько дней или неделя… Как-то во время спектакля он зашёл ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.

Действующие лица

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская  — помещица Аня  — её дочь, 17 лет Варя  — её приёмная дочь, 24 года Леонид Андреевич Гаев  — брат Раневской Ермолай Алексеевич Лопахин  — купец Пётр Сергеевич Трофимов  — студент Борис Борисович Симеонов-Пищик  — помещик Шарлотта Ивановна  — гувернантка Семён Пантелеевич Епиходов  — конторщик Дуняша  — горничная Фирс  — лакей, старик 87 лет Яша  — молодой лакей пьяный прохожий начальник станции почтовый чиновник гости прислуга

Любовь Андреевна Раневская  — помещица

Аня  — её дочь, 17 лет

Варя  — её приёмная дочь, 24 года

Леонид Андреевич Гаев  — брат Раневской

Ермолай Алексеевич Лопахин  — купец

Пётр Сергеевич Трофимов  — студент

Борис Борисович Симеонов-Пищик  — помещик

Шарлотта Ивановна  — гувернантка

Семён Пантелеевич Епиходов  — конторщик

Дуняша  — горничная

Фирс  — лакей, старик 87 лет

Яша  — молодой лакей

пьяный прохожий

начальник станции

почтовый чиновник

гости

прислуга

Сюжет

Сюжет

Действие начинается весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, и Варя, её приемная дочь. Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишнёвый сад и отдать своё имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам. Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех и клянётся, что имение не будет продано: в его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.

Действие начинается весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, и Варя, её приемная дочь.

Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишнёвый сад и отдать своё имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам. Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех и клянётся, что имение не будет продано: в его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.

Во второй части всё действие переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на своем плане как на единственно верном, но его даже не слушают. В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».

Во второй части всё действие переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на своем плане как на единственно верном, но его даже не слушают. В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».

В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами с чревовещанием. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева. Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило, и начинают новую жизнь. План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, брошенный всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.

В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами с чревовещанием. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.

Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило, и начинают новую жизнь. План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, брошенный всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.

Художественные особенности

Художественные особенности

Пьеса начинается как комедия, но в конце можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического. Необычно в пьесе строятся диалоги: чаще всего реплики не являются последовательным ответом на заданный до этого вопрос, а воспроизводят беспорядочный разговор. Это связано не только со стремлением Чехова приблизить разговор в пьесе к разговорам, которые бывают в реальной жизни, но и показатель того, что герои не слышат и не слушают друг друга. Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. «Главным, центральным героем» произведения является не персонаж, а образ вишнёвого сада  — символ дворянской России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых. В этом есть и момент предвиденья Чеховым последующих событий, которые ему увидеть уже не удалось. Символика в пьесе использует самые различные художественные средства: смысловые (главная тема разговоров) и внешние (стиль одежды), лейтомотивы, манеру поведения, поступки.

Пьеса начинается как комедия, но в конце можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического.

Необычно в пьесе строятся диалоги: чаще всего реплики не являются последовательным ответом на заданный до этого вопрос, а воспроизводят беспорядочный разговор. Это связано не только со стремлением Чехова приблизить разговор в пьесе к разговорам, которые бывают в реальной жизни, но и показатель того, что герои не слышат и не слушают друг друга.

Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. «Главным, центральным героем» произведения является не персонаж, а образ вишнёвого сада — символ дворянской России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых. В этом есть и момент предвиденья Чеховым последующих событий, которые ему увидеть уже не удалось. Символика в пьесе использует самые различные художественные средства: смысловые (главная тема разговоров) и внешние (стиль одежды), лейтомотивы, манеру поведения, поступки.

Вопросы

Вопросы

Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:  Его дебютным произведением  Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России  Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем  Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса 2. Среди героев пьесы «Вишневый сад» НЕТ:      Любовь Андреевны и Ермолая Алексеевича Вари и Гаева Пети и Ани Дяди Вани и Ионыча
  • Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г.,

стала для Чехова:

  • Его дебютным произведением
  • Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России
  • Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем
  • Возможностью вывести на сцену свою жену,

для которой и писалась пьеса

2. Среди героев пьесы «Вишневый сад» НЕТ:     

  • Любовь Андреевны и Ермолая Алексеевича
  • Вари и Гаева
  • Пети и Ани
  • Дяди Вани и Ионыча
3. Зачем и почему Лопахин покупает вишнёвый сад? Лопахин покупает вишнёвый сад (в составе имения Раневской), потому что участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными. 4. Отец Лопахина был: Помещиком, другом отца Раневской. Простым мужиком. Он происходил из враждебного Лопахиным дворянского рода. Французским послом.

3. Зачем и почему Лопахин покупает вишнёвый сад?

Лопахин покупает вишнёвый сад (в составе имения Раневской), потому что участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.

4. Отец Лопахина был:

  • Помещиком, другом отца Раневской.
  • Простым мужиком.
  • Он происходил из враждебного Лопахиным дворянского рода.
  • Французским послом.
5. Что именно угрожает вишневому саду Раневской? Вырубка браконьерами. Вспыхнувший из-за засухи пожар. Петя, который хочет жениться на Ане и завладеть всем имуществом Раневской. Продажа с торгов за долги. 6. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской? Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль. Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга. Убежать в Париж в надежде на то, что кредиторы не смогут там разыскать Раневскую и забудут о долге. Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов.

5. Что именно угрожает вишневому саду Раневской?

  • Вырубка браконьерами.
  • Вспыхнувший из-за засухи пожар.
  • Петя, который хочет жениться на Ане и завладеть всем имуществом Раневской.
  • Продажа с торгов за долги.

6. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской?

  • Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль.
  • Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга.
  • Убежать в Париж в надежде на то, что кредиторы не смогут там разыскать Раневскую и забудут о долге.
  • Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов.
7. Чем занята хозяйка поместья Раневская во время торгов? Собирает вещи, готовясь к отъезду в Париж Участвует в торгах вместе с Лопахиным Устраивает в имении бал Ездит по знакомым, пытаясь занять денег на выплату процентов 9. Авторское обозначение жанра «Вишнёвого сада»:  драма  трагедия  комедия  10. Назовите девичью фамилию Раневской.   Гаева Трофимова Лопахина Епиходова

7. Чем занята хозяйка поместья Раневская во время торгов?

  • Собирает вещи, готовясь к отъезду в Париж
  • Участвует в торгах вместе с Лопахиным
  • Устраивает в имении бал
  • Ездит по знакомым, пытаясь занять денег на выплату процентов

9. Авторское обозначение жанра «Вишнёвого сада»:

  • драма
  • трагедия
  • комедия

10. Назовите девичью фамилию Раневской.

  • Гаева
  • Трофимова
  • Лопахина
  • Епиходова
 Интересные факты: Именно в честь Любови Раневской из «Вишнёвого сада» взяла себе псевдоним Фаина Фельдман. Фаина - советская актриса белорусско-еврейского происхождения. Раневская памятна и своими изречениями, многие из которых стали крылатыми .

Интересные факты:

Именно в честь Любови Раневской из «Вишнёвого сада» взяла себе псевдоним Фаина Фельдман.

Фаина - советская актриса белорусско-еврейского происхождения. Раневская памятна и своими изречениями, многие из которых стали крылатыми .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!