Особенности сюжетной лепки в объединении «Пластилиновая живопись»
Шаймарданова И.Л.
Лепка - это вид изобразительной
деятельности, в которой предметы
передаются объёмно, трёхмерно, при
помощи мягких пластических материалов.
Сюжетная лепка
Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают
Младший дошкольный возраст
- Раскатывание
- Скатывание
- Вдавливание пальцем
- Прищипывание
- Сплющивание
- Оттягивание
- Присоединение
Средний дошкольный возраст
добавляются:
- Примазывание
- Защипывание
- Вытягивание
- Сглаживание
Старший дошкольный возраст
- Совершенствуется техника лепки
- Используются знакомые приемы лепки
Содержание и методика обучения различным видам лепки в разных возрастных группах детского сада
Первая младшая группа
Задачи первой младшей группы:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Вторая младшая группа
Задачи второй младшей группы:
1.совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2.учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3.учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
Средняя группа
Задачи в средней группе:
1.продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прощипывания);
4.учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Старшая группа
Задачи в старшей группе:
- Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, признаки, форму, строение, величину.
- Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
- Учить лепить пластическим способом.
- Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни) .
- Учить новому способу скреплению частей - вставление одной части в другую. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
- Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.
- Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности.
Подготовительная группа
Задачи в подготовительной группе:
1. учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой наклёп, выбирание глины);
4. продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. учить лепить предметы по представлению и с натуры.
Список литературы
- Алексеева, С.О. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / С.О. Алексеева //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – №3. – С.31-38.
- Гриценко, А.В. Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством лепки / А.В. Гриценко. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 51-53.
- Купальная, Е.В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е.В. Купальная, Н.А. Цуканова. // Молодой ученый. – 2017. – № 47 (181). – С. 211-213.
- Романова, А.А. Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в процессе лепки / А.А. Романова //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №4. – С.84-87.
- Свешникова, Н.Н. Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста / Н. Н. Свешникова. // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 190-193.
Спасибо за внимание!