Просмотр содержимого документа
«Особенности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ОСОБЕННОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГБУКО «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ» Г.КАЛИНИНГРАДА
ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТРАДАЮТ :
- моторные функции глаза,
- нарушается ясность видения,
- сужается поле зрения,
- наблюдается отклонение в развитии адаптационных функций глаза,
- ограничивается развитие зрения.
Умственно отсталые слабовидящие школьники
имеют разную
по сложности картину дефекта, это сказывается на специфике восприятия учебного материала и его осмысления.
Дети воспринимают учебный материал не всегда полно,
их представления бедны,
в ряде случаев искажены
и не отражают
существующее положение вещей объективно.
При зрительной депривации адекватность представлений
об изучаемом материале формируется с трудом.
В этом случае знания непрочные, вербальные.
Это является одной из причин того, что изученный материал быстро забывается, стирается из памяти.
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
СНИЖЕНЫ
ТАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК:
- сила, быстрота и выносливость,
- они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока,
- быстро утомляются,
- у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).
ХАРАКТЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
- нарушения психомоторики
- Снижение внимания
(проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.
- Нарушение восприятия
- пространственное восприятие и ориентировка в пространстве
- установление причинно-следственных связей
- формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов.
- значительно снижены скорость и точность восприятия,
- имеются трудности дистантного восприятия,
- трудности в различении сенсорных эталонов,
- затруднения в зрительно-моторной координации,
- ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность
- характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания,
- наличие неотчетливых и недифференцированных представлений,
- возникновение трудностей при воспроизведении событий
- нарушение речевого развития
- слабость мышления,
- недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность,
- нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.).
- Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
- нарушения строения и мотивации деятельности
проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
- Нарушение эмоциональной сферы
Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому.
- нарушены волевые процессы,
что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слабовидения с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детерминирует наличие у обучающихся особых образовательных потребностей.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.,2006.
- Бгажнокова И. М. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. М.: МГЗПИ, 2013.
- Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. С. 5-186. Т.3. С. 5 -228. Т. 5. М., 1983. С. 16-173,231-256.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.
- Виноградова А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника (ВКН. Коррекционная работа во вспомогательной школе). Л., 1978.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972. С. 6-17,37-46.
- Иванова Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальным нарушением в раннем возрасте. // Дефектология № 3. -2004. – С.27-32.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:Речь, 2010.
- Коломинский Н. Л. Развитие личности умственно отсталого ребёнка и школьника. Киев, 2013
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М, Владос. 2004.
- Лурия А. Р. Умственно отсталый ребёнок. М., 1969.
- Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Клиника олигофрении / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1973.
- Метиева Л.А. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности. //Дефектология. - № 4. – С. 55-61.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 2008.
- Соловьёв И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. М., 2006.