СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умственно отсталые слабовидящие школьники имеют разную по сложности картину дефекта, это сказывается на специфике восприятия

Просмотр содержимого документа
«Особенности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

ОСОБЕННОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГБУКО «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ» Г.КАЛИНИНГРАДА ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ОСОБЕННОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГБУКО «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ» Г.КАЛИНИНГРАДА

ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

 ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТРАДАЮТ :

ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТРАДАЮТ :

моторные функции глаза, нарушается ясность видения, сужается поле зрения, наблюдается отклонение в развитии адаптационных функций глаза, ограничивается развитие зрения.
  • моторные функции глаза,
  • нарушается ясность видения,
  • сужается поле зрения,
  • наблюдается отклонение в развитии адаптационных функций глаза,
  • ограничивается развитие зрения.

Умственно отсталые слабовидящие школьники имеют разную по сложности картину дефекта, это сказывается на специфике восприятия учебного материала и его осмысления.

Умственно отсталые слабовидящие школьники

имеют разную

по сложности картину дефекта, это сказывается на специфике восприятия учебного материала и его осмысления.

Дети воспринимают учебный материал не всегда полно, их представления бедны,  в ряде случаев искажены и не отражают существующее положение вещей объективно.

Дети воспринимают учебный материал не всегда полно,

их представления бедны,

в ряде случаев искажены

и не отражают

существующее положение вещей объективно.

При зрительной депривации адекватность представлений об изучаемом материале формируется с трудом. В этом случае знания непрочные, вербальные. Это является одной из причин того, что изученный материал быстро забывается, стирается из памяти.

При зрительной депривации адекватность представлений

об изучаемом материале формируется с трудом.

В этом случае знания непрочные, вербальные.

Это является одной из причин того, что изученный материал быстро забывается, стирается из памяти.

 У ОБУЧАЮЩИХСЯ  СНИЖЕНЫ ТАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК:

У ОБУЧАЮЩИХСЯ

СНИЖЕНЫ

ТАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК:

сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).   
  • сила, быстрота и выносливость,
  • они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока,
  • быстро утомляются,
  • у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).  
ХАРАКТЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ: нарушения психомоторики Снижение внимания (проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

ХАРАКТЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

  • нарушения психомоторики
  • Снижение внимания

(проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Нарушение восприятия пространственное восприятие и ориентировка в пространстве  установление причинно-следственных связей формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов.
  • Нарушение восприятия
  • пространственное восприятие и ориентировка в пространстве
  • установление причинно-следственных связей
  • формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов.
значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов,
  • значительно снижены скорость и точность восприятия,
  • имеются трудности дистантного восприятия,
  • трудности в различении сенсорных эталонов,
затруднения в зрительно-моторной координации, ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность
  • затруднения в зрительно-моторной координации,
  • ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность
характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий нарушение речевого развития
  • характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания,
  • наличие неотчетливых и недифференцированных представлений,
  • возникновение трудностей при воспроизведении событий
  • нарушение речевого развития
нарушено мышление слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
  • нарушено мышление
  • слабость мышления,
  • недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность,
  • нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.).
  • Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
нарушения строения и мотивации деятельности проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
  • нарушения строения и мотивации деятельности

проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Нарушение эмоциональной сферы  Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому.
  • Нарушение эмоциональной сферы

Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому.

нарушены волевые процессы, что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.
  • нарушены волевые процессы,

что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.

Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слабовидения с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детерминирует наличие у обучающихся особых образовательных потребностей.

Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слабовидения с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детерминирует наличие у обучающихся особых образовательных потребностей.

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  • Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.,2006.
  • Бгажнокова И. М. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. М.: МГЗПИ, 2013.
  • Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. С. 5-186. Т.3. С. 5 -228. Т. 5. М., 1983. С. 16-173,231-256.
  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.
  • Виноградова А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника (ВКН. Коррекционная работа во вспомогательной школе). Л., 1978.
  • Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972. С. 6-17,37-46.
  • Иванова Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальным нарушением в раннем возрасте. // Дефектология № 3. -2004. – С.27-32.
  • Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:Речь, 2010.
  • Коломинский Н. Л. Развитие личности умственно отсталого ребёнка и школьника. Киев, 2013
  • Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М, Владос. 2004.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребёнок. М., 1969.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974.
  • Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  • Клиника олигофрении / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1973.
  • Метиева Л.А. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности. //Дефектология. - № 4. – С. 55-61.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 2008.
  • Соловьёв И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. М., 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!