СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности социально-личностного развития ребенка-логопата в условиях ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском саду развивая ребенка по всем образовательным областям в сооттветствии с ФГОС До необходимо учитывать личностные особенности ребенка логопата

Просмотр содержимого документа
«Особенности социально-личностного развития ребенка-логопата в условиях ДОУ»


 
«Особенности социально-личностного развития ребенка-логопата в условиях ДОУ КВ»


 

Cоциально-личностное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить

Социализация процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений на протяжении всей жизни

Социализациядвусторонний процесс, который происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта


Нормативное и методическое обеспечение социально-личностного направления

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Концепция дошкольного воспитания

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Образовательная программа «Программа обучения и воспитания в детском саду»

  • Парциальные программы и методики:

  • О.Л. Князева «Я, ты, мы»

  • Т.П. Колодяжная «Комплексная программа социально-эмоционального развития дошкольников»

  • С.А. Козлова «Социальный мир»

  • Л.М. Шипицына «Азбука общения»

  • Л.В. Клюева «Учим детей общению»

  • А.В. Калиниченко «Развитие игровой деятельности дошкольников» и др.


Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы  заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте  и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное,  четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.


 Поэтому в условиях ДОУКВ мы формируем у ребенка-логопата положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят через:


  • Создание атмосферы защищенности, безопасности и успеха (способы личностно-ориентированного взаимодействия и эмоциональная поддержка, признание интересов, учет индивидуальных особенностей, предоставление права выбора, обеспечение достаточного пространства и материалов, поощрение позитивного социального поведения)

  • Развитие представлений о себе, формирование положительной самооценки (стенды «Наши достижения», «Радуга успеха», дидактические игры и упражнения в совместной деятельности, персональные выставки детей

  • Развитие поло-ролевой социализации в игре осуществляется поло-дифференцированный подход к развитию детей,  фотографии, дифференцированные задания) 

    Так же необходимо формировать положительное отношение ребенка-логопата к окружающим людям через:

  • Формирование представлений о различиях, воспитание терпимости (создание толерантной среды, информационные ширмы о семейной культуре и традициях, интеграция детей с особыми потребностями, фотоальбомы «Моя семья».

  • Развитие умения общаться (обсуждение проблем, совместное принятие решений, организация дискуссий, экскурсий). Проводим утренний сбор.



Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение. В кругу сидят добрые, понимающие тебя люди, желающие тебе добра и радости. Наша задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить самостоятельно, мыслить и выражать своё мнение. С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет.



  • Развитие эмоциональной сферы (стенд «Мое настроение», выражение чувств с помощью слов, игры-тренинги на развитие эмоциональной сферы, использование схем, моделей, фотографии)



На группе мы приобщаем детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге:

  • Организацию совместной с детьми деятельности (планирование тематических проектов, сюжетно-ролевых игр, взаимодействие детей разного возраста на основе выполнение поручений, изготовление коллективных работ и коллажей, выбор партнеров деятельности и презентация общего продукта, постановка спектаклей, разыгрывание жизненных ситуаций, выработка правил жизни группы
     

Для формирование у детей с нарушением речи социальных навыков  важно:


  • Развивать умение решать конфликты: разыгрывание различных конфликтных ситуаций, показ театрализованных спектаклей, обсуждение последствий негативного поведения, моделирование взрослым ожидаемого поведения, чтение и обсуждение художественных произведений

  • Осваивать правил этикета и безопасного поведения: обсуждение проблемных ситуаций, тематические проекты «Один дома», «Правила дорожного движения», «Съедобное-несъедобное», выработка правил на улице, дома, в общественных местах, альбомы, плакаты, игры-упражнения и пр.

  • Воспитывать бережное отношения к природе и рукотворному миру:  работа на экологической тропе, выработка правил поведения в природе, участие в акциях «Скворечник», «Каждой пичужке – наша кормушка», «Азбука леса», «Букварь леса» экологические проекты, экскурсии, участие в городских мероприятиях, решение проблем игрушек.



Мы предоставляем возможность детям самостоятельно осваивать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками: 


  • Доступность и открытость материалов в центрах активности детей

  • Самоопределение детей по видам деятельности, в выборе материала, средств, партнеров

  • Выбор обязанностей во время дежурства по столовой, на занятиях.

  • Наглядная представленность правил группы (схемы, модели, регулирующие их выполнение)

  • Поощрение позитивного отношения к себе и другим, высказываний собственных мнений, суждений, мыслей, наглядное их оформление

Стараемся поддерживать детскую инициативность через

  • Фиксацию детских идей в совместном планировании тематических проектов (план-паутинка)

  • Организация ежедневного обмена новостями, планирования деятельности детей на утреннем сборе

  • Использование вопросов, помогающих планированию собственной деятельности ребенка

  • Поощрение и  поддержка детских оригинальных идей в разных центрах активности

  • Создание проблемных ситуаций, позволяющих детям проявлять социальные навыки, принимать решения.



Особенно важно поддерживать активный характер процесса принятия детьми информации (общение детей друг с другом, рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.), стимулируя ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому, другим детям. Для этого:


  • Организовать информационное поле, где выставлять детские работы, коллажи, фотографии, коллекции, книги и др.

  • Моделировать социальные ситуации и их вербальное объяснение

  • Во время бесед использовать вопросы, помогающие детям обсуждать проблему (Как ты думаешь, почему он так поступил? Как было бы поступить лучше?)

  • Обращать внимание  на высказывания детей об окружающей действительности, о событиях из личного опыта.

  • В центрах сюжетно-ролевой игры обеспечивать разнообразие материалов, стимулирующих развитие традиционных и не традиционных (отражающих субкультуру группы) игровых замыслов, охрана времени для игры в режиме дня ДОУКВ, критический отбор игр и игрушек.





Вся работа по социально-личностному развитию ребенка-логопата в условиях ДОУ КВ позволяет обеспечивать условия для взаимодействия детей разного возраста, для межпоколенного социального взаимодействия. Имеющийся в достаточном количестве и свободном доступе разнообразный материал очень помогает для самореализации игровых замыслов детей. Обсуждение в совместной деятельности, на занятиях социально-общественных ситуаций за пределами дошкольного учреждения расширяет возможности проявления детьми социального опыта. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность коллегиально принимать решения и следовать их выполнению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!