«Особенности социально-личностного развития ребенка-логопата в условиях ДОУ КВ»
Cоциально-личностное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить
Социализация – процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений на протяжении всей жизни
Социализация – двусторонний процесс, который происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта
Нормативное и методическое обеспечение социально-личностного направления
Закон РФ «Об образовании»
Концепция дошкольного воспитания
Концепция содержания непрерывного образования
Образовательная программа «Программа обучения и воспитания в детском саду»
Парциальные программы и методики:
О.Л. Князева «Я, ты, мы»
Т.П. Колодяжная «Комплексная программа социально-эмоционального развития дошкольников»
С.А. Козлова «Социальный мир»
Л.М. Шипицына «Азбука общения»
Л.В. Клюева «Учим детей общению»
А.В. Калиниченко «Развитие игровой деятельности дошкольников» и др.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Поэтому в условиях ДОУКВ мы формируем у ребенка-логопата положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят через:
Создание атмосферы защищенности, безопасности и успеха (способы личностно-ориентированного взаимодействия и эмоциональная поддержка, признание интересов, учет индивидуальных особенностей, предоставление права выбора, обеспечение достаточного пространства и материалов, поощрение позитивного социального поведения)
Развитие представлений о себе, формирование положительной самооценки (стенды «Наши достижения», «Радуга успеха», дидактические игры и упражнения в совместной деятельности, персональные выставки детей
Развитие поло-ролевой социализации в игре осуществляется поло-дифференцированный подход к развитию детей, фотографии, дифференцированные задания)
Так же необходимо формировать положительное отношение ребенка-логопата к окружающим людям через:
Формирование представлений о различиях, воспитание терпимости (создание толерантной среды, информационные ширмы о семейной культуре и традициях, интеграция детей с особыми потребностями, фотоальбомы «Моя семья».
Развитие умения общаться (обсуждение проблем, совместное принятие решений, организация дискуссий, экскурсий). Проводим утренний сбор.
Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение. В кругу сидят добрые, понимающие тебя люди, желающие тебе добра и радости. Наша задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить самостоятельно, мыслить и выражать своё мнение. С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет.
Развитие эмоциональной сферы (стенд «Мое настроение», выражение чувств с помощью слов, игры-тренинги на развитие эмоциональной сферы, использование схем, моделей, фотографии)
На группе мы приобщаем детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге:
Организацию совместной с детьми деятельности (планирование тематических проектов, сюжетно-ролевых игр, взаимодействие детей разного возраста на основе выполнение поручений, изготовление коллективных работ и коллажей, выбор партнеров деятельности и презентация общего продукта, постановка спектаклей, разыгрывание жизненных ситуаций, выработка правил жизни группы
Для формирование у детей с нарушением речи социальных навыков важно:
Развивать умение решать конфликты: разыгрывание различных конфликтных ситуаций, показ театрализованных спектаклей, обсуждение последствий негативного поведения, моделирование взрослым ожидаемого поведения, чтение и обсуждение художественных произведений
Осваивать правил этикета и безопасного поведения: обсуждение проблемных ситуаций, тематические проекты «Один дома», «Правила дорожного движения», «Съедобное-несъедобное», выработка правил на улице, дома, в общественных местах, альбомы, плакаты, игры-упражнения и пр.
Воспитывать бережное отношения к природе и рукотворному миру: работа на экологической тропе, выработка правил поведения в природе, участие в акциях «Скворечник», «Каждой пичужке – наша кормушка», «Азбука леса», «Букварь леса» экологические проекты, экскурсии, участие в городских мероприятиях, решение проблем игрушек.
Мы предоставляем возможность детям самостоятельно осваивать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками:
Самоопределение детей по видам деятельности, в выборе материала, средств, партнеров
Выбор обязанностей во время дежурства по столовой, на занятиях.
Наглядная представленность правил группы (схемы, модели, регулирующие их выполнение)
Поощрение позитивного отношения к себе и другим, высказываний собственных мнений, суждений, мыслей, наглядное их оформление
Стараемся поддерживать детскую инициативность через
Фиксацию детских идей в совместном планировании тематических проектов (план-паутинка)
Организация ежедневного обмена новостями, планирования деятельности детей на утреннем сборе
Использование вопросов, помогающих планированию собственной деятельности ребенка
Поощрение и поддержка детских оригинальных идей в разных центрах активности
Особенно важно поддерживать активный характер процесса принятия детьми информации (общение детей друг с другом, рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.), стимулируя ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому, другим детям. Для этого:
Организовать информационное поле, где выставлять детские работы, коллажи, фотографии, коллекции, книги и др.
Моделировать социальные ситуации и их вербальное объяснение
Во время бесед использовать вопросы, помогающие детям обсуждать проблему (Как ты думаешь, почему он так поступил? Как было бы поступить лучше?)
Обращать внимание на высказывания детей об окружающей действительности, о событиях из личного опыта.
В центрах сюжетно-ролевой игры обеспечивать разнообразие материалов, стимулирующих развитие традиционных и не традиционных (отражающих субкультуру группы) игровых замыслов, охрана времени для игры в режиме дня ДОУКВ, критический отбор игр и игрушек.
Вся работа по социально-личностному развитию ребенка-логопата в условиях ДОУ КВ позволяет обеспечивать условия для взаимодействия детей разного возраста, для межпоколенного социального взаимодействия. Имеющийся в достаточном количестве и свободном доступе разнообразный материал очень помогает для самореализации игровых замыслов детей. Обсуждение в совместной деятельности, на занятиях социально-общественных ситуаций за пределами дошкольного учреждения расширяет возможности проявления детьми социального опыта. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность коллегиально принимать решения и следовать их выполнению.