Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
Воспитание личности ребенка в современной школе – одна из приоритетных задач ФГОС. Особенно сильно на ребенка влияет его социальное окружение.
Понятие «социальное окружение» подразумевает систему отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Именно благодаря социальному окружению школьника учащийся изучает нормы и ценности общества, учится ставить личные цели и троить модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.
В понятие «социальное окружение» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья, дальняя – школа, группы дополнительного образования, социум.
Семья, школьный коллектив и группа в отделении дополнительного образования, телевидение также являются частью социального окружения школьника. Именно от них зависит развитие и воспитание ребенка, благодаря им формируются основы поведения и жизненные ценности.
Ребенок проходит важную стадию становления своего «Я». Для него свойственно подражание значимым для него лицам и принятие тех установок, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры.
Необходимо помнить, что социальное окружение может влиять как положительно, так и отрицательно.
При работе с учащимся важно помнить некоторые особенности:
· создавать условия для нормального развития организма учащихся в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого и группы в целом;
· взаимодействие и общение должно быть на интересующие его темы, необходимо проявлять интерес к личности каждого;
· учить самостоятельности, не навязывать ребенку своей точки зрения
· быть примером для подражания;
· учить грамотно решать конфликты, быть толерантным;
· формировать стремление к здоровому образу жизни.
Социализация — непрерывный и многогранный процесс, духовного, социального, психического развития человека.
Семья
Домашняя среда очень сильно влияет на развитие и воспитание ребенка. Она часто определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
2.Школа, класс, друзья — имеют значительное влияние на становление и развитие личности. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет. Современный учитель редко с интересом и энтузиазмом подходит к разработке программы, систематически обновлять ее с учетом положений актуальных документов в области воспитания, особенностей региона, интересов и потребностей обучающихся.
Социальное окружение по интересам (а именно в спортивной группе) очень сильно влияет на личность, развитие и воспитание школьника. Ведь именно здоровье – основа интересов, целей, желаний. Именно поэтому учитель физкультуры и педагог ОДОД должен уделять огромное внимание не только сохранению и повышению здоровья и ресурсов организма, но и программе воспитания детей, используя весь свой профессионализм и знания.