Просмотр содержимого документа
«"Особенности создания ситуации успеха в коррекционно- развивающей работе учителя-логопеда"»
Особенности создания ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Подготовила Дрожжина Т.А.
Учитель-логопед МКОУ «СОШ №1»
г. Поворино
Успех в учении- источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей.
- Особенностями построения коррекционно-развивающей работы это принципы педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха , в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка.
Важно отметить
- Нужно стараться не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни
Личностный рост ребнка
Постановка цели
Оценка успеха
Достижение цели
Анализ неудач
Способы и приемы создания ситуации успеха
- 1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия (улыбка, обращение по имени, сопереживание ученику).
- 2. Снятие чувства страха.
- 3. Четкая инструкция, совет о том. Как выполнить планируемое.
- 4. Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
- 5. Мобилизация активности.
- 6. Высокая оценка деятельности.
Занятия должны выполнять следующие задачи
формирование коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности и навыков сотрудничества
Развитие самостоятельности, самоконтроля, умение планировать
повышение мотивации к обучению, формированию положительной концепции посредством создания ситуаций успеха
Создание ситуации успеха в общеобразовательной школе предполагает
- добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учет актуальных и потенциальных интересов, и потребностей учащихся, их индивидуальных вкусов;
- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.
Ситуации успеха в логопедическом процессе проходят поэтапно:
- Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.
- Второй шаг: разработка программы индивидуальной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации.
- Третий шаг: выбор форм, методов и приемов помощи школьникам которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.
- Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника.
- Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе.
- Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.
Приемы ситуаций успеха
Похвала. Внушить ребенку веру в себя,
Эмоциональное поглаживание. Логопед с легкостью раздаёт комплименты. За каждое выполненное (даже не до конца) задание говорить «молодец», «умница», «я тобой горжусь».
Авансирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ)
Эврика. Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя логопедическое задание. Неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
«ЛЕСЕНКА УСПЕХА»
МЕТОД ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
В конце занятия, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Далее каждый из детей сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю-логопеду, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!)
- Создание ситуации успеха на занятиях подчинено основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:
- не наказывать отрицательной отметкой;
- не критиковать в грубой форме;
- использовать дифференцированную систему отметок;
- применять задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность, догадку, содержащие творческие элементы;
- подбадривать за малейший успех, одобрять победы, хвалить за помощь другим; своевременно отмечать успехи, делая это публично.
- Вывод: Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей. Они испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Если продолжить мысль, то можно сказать, что успех школьнику может создать учитель.