СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности учебной деятельности одаренных детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Особенности учебной деятельности одаренных детей"

Просмотр содержимого документа
«"Особенности учебной деятельности одаренных детей"»

Особенности учебной деятельности одаренных детей.



Понятие «одаренность» имеет различные значения. Кроме того, понятие «одаренность» часто сравнивают с понятиями «способности» и «талант».

«Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Одаренный человек- это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный человек отличается от других людей выдающимися чертами личности: он необычен, такой человек без усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает высокие результаты. Создается ощущение, что он заранее все знает и умеет. Что другим людям достается большим трудом, одаренному человеку дается легко и просто. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Есть люди, которых природа изначально одарила многими талантами, которые проявляются уже в раннем возрасте: музыкальная, художественная .Позже проявляются математическая, литературная, лингвистическая и другие виды одаренности, связанные с развитием логики.

Сегодня мы с вами поговорим о лингвистической одаренности. Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать. Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной язык все в свое время выучили. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивациихорошо натренированной памяти и методики изучения, адекватной для ситуации изучения.

Дети с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами , писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать - лекторами, публичными людьми.

Какие же существуют способы выявления лингвистически одаренных детей.

Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. Классно-урочная система обучения является хорошим стимулом для средних учащихся, но становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренными детьми надо работать по индивидуальной программе. Для выявления одарённых детей учитель английского языка может использовать специальное тестирование, определяющее уровень их знаний, умение ориентироваться в языковой среде, используя догадку по контексту. Как правило, у одарённых детей проявляются: высокая продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания.        

Среди основных подходов к развитию способностей детей к иностранному языку на уроке можно назвать индивидуализацию и дифференциацию обучения, применение элементов альтернативных методик, использование активных методов обучения (проекты, драматизация), творческих и конкурсных форм работы. При коммуникативном подходе в обучении иностранному языку учащиеся развивают умения адресовать свое сообщение, привлечь внимание собеседника, предложить свою помощь, слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит. Указанные способности формируются при наличии определённых качеств личности и, в свою очередь, являются основой для развития таких качеств, как дружелюбие, любознательность, порядочность, открытость.

Важным фактором, влияющим на выявление скрытых способностей, является система внеклассной работы, основными формами которой являются предметные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, проекты по различной тематике, ролевые игры, участие в конкурсах. Само участие в конкурсе, а при упорстве и определенном везении, статус победителя и призёра отвечают потребностям ребёнка.

В условиях обычного обучения одаренному ребенку бывает скучно, поскольку рутинное обучение часто не соответствует его способностям.

Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный  язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Чтобы поддержать интерес к предмету и развить  навыки и способности таких детей, учителю необходимо воспитывать в них стремление к открытиям, подбирая для  них специальные задания и учебные ситуации, придумывая для них роли в процессе обучения, одним словом,  желательно строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс.


Основными методами обучения иностранному языку в настоящее время являются коммуникативный метод, проектный метод, метод интенсивного обучения, деятельностный метод и метод дистанционного обучения.

С точки зрения современной методологии, коммуникативный и проектный методы являются на данный момент наиболее гармоничными и актуальными для обучения языку одаренных детей.

Один из основных признаков этих методов – творчество учащихся. Именно творческие задания являются признаком современности. Они позволяют по-новому построить работу не только над устными высказываниями, но и при других видах деятельности.



Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми в школах могут быть:

олимпиады различного уровня;

конкурсы (чтецов, переводов, эссе);

фестивали;

организация языковой летней школ;

сотрудничество с вузами;

кружковая работа;

научно-практические конференции;

работа по индивидуальным планам.

В школах рекомендуется проводить предметные недели и декады иностранных языков, выпускать тематические стенные газеты на иностранных языках. Активная внеурочная деятельность  зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.


При работе с одаренными детьми я активно использую технологию развития критического мышления. А именно, такие приемы, как:


Прием «Кластер» позволяет каждому выделить значимые именно для него понятия. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.


 Приём «Верите ли вы, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, развивает умение доказательно обосновывать своё мнение.

- Приём «Синквейн» дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого само выражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.

1 строка- 1 существительное (тема)

2 строка- 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка- 1 предложение (отношение к теме)

5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)

Приём «Ромашка Блума» стимулирует различные виды мышления посредством вопросов разных уровней сложности

I уровень – простые вопросы, которые требуют однозначных ответов (What? Where? When?).

II уровень – уточняющие вопросы (He is confident , isn’t he?).

III уровень – интерпретирующие вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Why?)

IV уровень – оценочные вопросы, которые требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (What is your opinion?).

V уровень – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (What will happen next? If… what…?).

VI уровень – практические вопросы (What would you do if…?).

- Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

- Метод «толстых» и «тонких» вопросов»

В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

- Метод «Дискуссия» - это обсуждение вопроса по заданной теме.

Также я использую творческие задания во время урока, например, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; составить quiz по заданной теме.





Список одаренных детей по английскому языку на 2022-2023 учебный год

Фамилия, имя ученика

Класс

1

Кузнецова Настя

9

2

Леонтьева Диана

9


3

Кузнецов Виктор

9





ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

учителя английского языка

Полех Ольги Викторовны

на 2022-/2023 учебный год



№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2022/2023 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка.

Организация дополнительных  занятий по английскому языку.

Создание банка нестандартных заданий по английскому языку

Проводить мониторинг уровня компетентного владения всеми  видами речевой деятельности одаренных детей    в течение года.    

   Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня.       

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка.                 

Сентябрь











в течение года



в течение года

в течение года

2

Проведение школьного тура предметных олимпиад по английскому языку для 5-9 х классах.

Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми.

Проведение занятий по подготовке к ОГЭ




октябрь

3



 Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми (ОГЭ)

ноябрь

4

Внеклассное мероприятие « Рождество в англо-говорящих

странах»

Внеклассное мероприятие « Рождество в англо-говорящих

странах»

Внеклассное мероприятие “Christmas is coming”

Подготовка к районным олимпиадам.

Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми (ОГЭ)

декабрь

5

Подготовка учащихся к региональному этапу олимпиады

Индивидуальные консультации с

одаренными детьми (ОГЭ)

январь

6

Подготовка и проведение недели иностранного языка с активным участие одаренных детей

Провести сеть творческих уроков ко Дню св. Валентина  

Индивидуальные консультации с одаренными детьми (ОГЭ)

февраль

7

Индивидуальные консультации с одаренными детьми (ОГЭ)

Провести сеть творческих уроков ко Дню св. Патрика  

март

8

Индивидуальные консультации с одаренными детьми (ОГЭ)

Конкурс «Самый умный» на английском языке  


апрель

9

Индивидуальные консультации с одаренными детьми (ОГЭ)

Сдача экзамена ОГЭ по английскому языку

май





Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. «К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...». Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

 





















Практико-ориентированный проект, например, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики),  драматизация пьесы из Reading book.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов, «Валентинки»





















Проектные исследования

  1. Создание брошюры;

  2. Создание книжки-малышки для учеников 2 класса с алфавито;

  3. Англицизмы в современном русском языке и тд.



Творческие задания

  1. Карта желаний. Можно сделать фотоколлаж, презентацию и тд.;

  2. Написать письмо в будущее;

  3. Создать свой адвент календарь;

  4. Создать готовые чек листы. («Покупки в октябре», «Планы на лето», « 10 правил моего личного пространства»)

  5. Задания формата ОГЭ и ЕГЭ;

  6. Работа по написанию брошюр (реклама, аудиогид ) и и тд.













Американские ученые (Джон Б. Кэрролл, Стэнли Сапон) выделили четыре группы специальных когнитивных способностей, лежащих в основе успешного усвоения иностранного языка:

1. Способность к фонетическому кодированию (phonetic coding ability) – восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений, их «кодировка» в долговременной памяти и воспроизведение по необходимости.

2. Грамматическая чувствительность (grammatical sensitivity) – способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке и понимать роль грамматики в порождении и переводе высказываний и предложений.

3. Механическая ассоциативная память (rote associational) – необходима для усвоения большого количества произвольных связей между словами и их значениями, которые необходимо освоить.

4. Индуктивная способность (inductive ability) – общая когнитивная способность, способность видеть и выводить правила, управляющие формированием паттернов стимулов. Таким образом, способности к иностранным языкам характеризуются как минимум уровнем когнитивных способностей, вербального интеллекта, способностей продуктивной и репродуктивной речевой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!