Особенности учебной деятельности у младших школьников
Исполнитель: студентка 2а группы Кондратьева Н.С.
Определение
- Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решении учебных задач.
В конце 50-х гг. Дмитрий Борисович Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебно-познавательной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях В. В. Давыдова.
- Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Дмитрий Борисович Эльконин
« Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности»
Василий Васильевич Давыдов
Ведущая деятельность в МШВ
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
- содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;
- цель и результат деятельности совпадают.
- характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.
Основные характеристики учебной деятельности:
1 — она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2 — в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3 — общие способы действия предваряют решение задач;
4 — учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке — ученике;
5 — происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»
Структура УД
оценка
Учебные действия
Мотивы учения
контроль
Учебные задачи
Мотивы учения
Группы мотивов
Связь мотивов
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом
Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности
1)связаны с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений);
широкие социальные мотивы:
2)связаны с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (желание быть среди первым учеником, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);
отрицательные мотивы
(избежание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться)
Учебные задачи
- Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
- Е.И.Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач:
- учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности;
- учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт действий учащихся, прямой продукт обучения
- По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях.
- По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика.
Алексей Николаевич Леонтьев
Иосиф Маркович Машбиц
Учебные действия
Для решения учебных задач В. В. Давыдов предлагает детализировать учебные действия:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль над выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способы как результата решения данной учебной задачи
Контроль
- Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием «характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс»
- Первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит расхождения с недостатками учебных действий.
- В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника они нередко практически полностью берут функцию контроля на себя: проверяют у школьника тетради с домашним заданием, заставляют отвечать устные уроки, собирают портфель, следят за соблюдением режима и пр. Школьный психолог должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебной деятельности (а затем и не только в ней).
Пример контроля
Действию сравнения с образцом ребенка необходимо научить. Просто показать образец и сказать: «Смотри, делай так же и сравнивай» — нередко бывает недостаточно. Необходимо выделить в образце опорные точки, т. е. задать ориентировочную основу действия.
В этой связи К. В. Бардин приводит показательный пример неумения школьника правильно использовать заданный образец: выполняя задание по письму, ребенок сопоставлял с образцом только первую букву, вторую букву он «срисовывал» с им же самим написанной первой буквы, третью — со второй и т. д., поэтому к концу строчки буква так искажалась, что ее трудно было узнать
Оценка
- Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели; «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача.
- Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка — это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка- результат этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.
- Отметка, лишенная своего основания (содержательной оценки), приобретает для ребенка самостоятельное, самодовлеющее значение. В младших классах (особенно среди девочек) нередко наблюдается «коллекционирование» отметок: подсчитывается, сколько получено «пятерок», «четверок» и т. д.
- Обучение без отметок не отменяет содержательной оценки, без которой невозможно формирование полноценной учебной деятельности. Поэтому без отметочное обучение в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика.
- Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.
Заключение
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой учебно-познавательной деятельности она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
Для того, чтобы сформировать у младших школьников учебную деятельность, необходимо подталкивать, побуждать их к выполнению определенных действий. Стимулирование по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер развивается по восходящей, каждый новый стимул будет превышать предыдущий.
Список литературы
- Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления .
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение
- Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. - "Вопросы психологии«
- http:// www.bestreferat.ru/referat-218323.html
- http:// psiholog.zo1272.edusite.ru/p113aa1.html
- https:// infourok.ru/formirovanie-uchebnoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste-391981.html
- http:// refleader.ru/ujgqaspol.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!