СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников  в условиях адаптации». Деятельность  учителей начальных классов  во время адаптационного  периода.

Просмотр содержимого документа
««Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ Л.В. ЛАПЦУЯ»






«Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации»





Подготовила К.П. Коночинская















с. Новый Порт, 2021г.


Особенности учебной мотивации в условиях адаптации первоклассников.

Адаптация первоклассников к обучению в школе – важный и весьма трудный период в жизни школьника:

  • первоклассник получает и осваивает новую социальную роль ученика,

  • приобретает новый вид деятельности — учебную;

  • у школьника изменяется социальное окружение: появляются одноклассники, учителя, сама школа играет роль большой социальной группы, в которую включается ученик.

У шести-семилетнего ребенка уже имеются основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник вступает в новые по сравнению с детским садом условия. Может произойти так, что младший школьник будет подчиняться большинству вопреки собственному мнению. Поэтому надо помочь ученику в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.

Адаптация к школе - это особо сложная и серьезная проблема, именно от неё будет зависеть дальнейшая успешность ученика. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.

Деятельность учителей начальных классов  во время адаптационного периода направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  • организация режима школьной жизни первоклассников;

  • организация оздоровительно-профилактической работы;

  • организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

  • тесное сотрудничество с родителями;

  • изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Организация режима школьной жизни первоклассников

  • Ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки.
    (В сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый.)

  • Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

  • Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся

  • Домашнее задание носит рекомендательный характер.

  • Дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели.

  • Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока.

  • Продолжительность учебного года - 33 недели.

    Организация оздоровительно-профилактической работы

  • Зарядка в начале учебного дня в течении 5-7 минут.

  • Физкультминутки и  гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев.

  • Расписание уроков составлено с учётом умственной работоспособности детей.

  • Профилактическая работа с родителями.

  • Динамическая пауза 35 минут.

    Сотрудничество с родителями. Проведение родительского собрания

    Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей.

  • Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе.

    Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, учебники, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.

  • Составьте распорядок дня.

    Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе.

  • Самостоятельность.

    Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.

  • Игры.

    Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.

  • Авторитет учителя.

    Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.

  • Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни.

    Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.

  • Режим дня.

    Что касается условий, способствующих комфортному психологическому состоянию и успешному обучению школьника, к ним, прежде всего, относится режим дня. Он помогает укрепить здоровье и волю, а также полностью использовать время бодрствования.

  • Позитивные эмоции.

    Также родителям следует создавать условия для получения ребенком новых позитивных эмоций. Для этого семье нужно чаще посещать кинозал, театр, музей, зоопарк, вместе заниматься чтением книг и домашними делами, пытаться обсудить все, что произошло в течение дня.

  • Интересуйтесь школьными событиями.

    Каждый день интересуйтесь школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.

  • Не сравнивайте, а хвалите.

    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки

    обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Оценивайте положительно.

    Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего ребенка, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

    В начале первой четверти было проведено анкетирование родителей, направленное на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.


    Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников

    в адаптационный период

    Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе.

    Основная цель диагностики – получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе и помочь учителям определить индивидуальные траектории обучения учащихся и оказать необходимую помощь учащимся, их родителям и учителям.

    В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

    Учебно-мотивационная адаптация.

    Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является

    психологической основой формирования учебной деятельности.

    М.В. Матюхина пишет: «Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается системой мотивов, имеющей сложный и многоуровневый характер. Сформированность этой системы является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода. А формируется желание учиться главным образом в младшем школьном возрасте, и от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения»

    Таким образом, в качестве второго критерия школьной адаптации может выступать мотивация учения. По изменению данного параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

    Учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.

    Ведущие мотивы в первый год школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой социальной позицией ребёнка, очевидно, не может поддерживать в течение длительного времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому крайне необходимо формировать уже в начальных классах мотивы, придающие дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться невозможной.

    Таким образом, развитие мотивации учения у младших школьников должно быть в центре внимания педагога. Развитие мотивации учения чрезвычайно важно, потому что оно способствует формированию активной социальной позиции ученика.


    1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

    Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

    1. Хорошая школьная мотивация.

    Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

    1. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

    Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

    1. Низкая школьная мотивация.

    Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.


    1. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

    Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.



    Использование результатов

    Результаты диагностики класса дают возможность определить, в какой мере ученики способны воспринимать и выполнять инструкции, насколько они самостоятельны. Это помогает правильно строить обучение.

    Основываясь на результатах диагностики, выделяется группа риска: дети, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам наиболее низкие баллы.

    При построении обучения учитель ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не будет служить серьезным препятствием. Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти наверняка окажется трудной. Дети, относящиеся к группе риска, нуждаются в особом внимании учителя.

    Поэтому, необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

    Для формирования активной позиции школьника во II четверти собираюсь использовать:

  • словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

  • обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

  • создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

    Для формирования положительного отношения к учению:

  • заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

  • создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;


  • опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

  • использовать интерес учеников к наглядности;

  • целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

    При развитии мотива достижения ориентировать учеников на самооценку деятельности:

  • Спрашивать ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

  • Проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

  • Помогать ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

  • Приглашать на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.

  • Пытаться находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

  • Помогать ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организовывать рефлексию и обратную связь во время урока.

    Развивать познавательные интересы:

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

  • использовать проблемно-поисковые методы обучения.



  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!