СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности употребления односоставных предложений в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности употребления односоставных предложений в речи»




Открытый урок по русскому языку

«Особенности употребления односоставных предложений в речи»

8 класс























Цели:

  1. личностная:

  • содействовать пробуждению чувства любви и уважения к родному языку, способности восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью;

  1. метапредметные:

  • создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, для совершенствования умений анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, для формирования и аргументации выводов;

  • расширять кругозор учащихся, развивать их речь;

  1. предметные:

  • организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений распознавать односоставные предложения в речи, определять их типы;

  • выяснить особенности употребления односоставных предложений в речи;

  • научиться отличать односоставные предложения от неполных двусоставных.



Вид урока: урок – исследование.


Оборудование:

  • раздаточный материал – тексты для индивидуально-групповой работы учащихся;

  • мультимедийный проектор (презентация на тему «Особенности употребления односоставных предложений в речи»; автор Головнина Е.Ю.).






















Ход урока


1.Организационный момент, целеполагание урока,постановка проблемы, запись темы урока в тетрадь (слайды №1,2).

2. Вступительное слово учителя.

– У выразительности русской речи множество слагаемых. Сегодня в процессе нашего урока-исследования нам с вами, ребята, предстоит сделать открытия там, где, казалось бы, ничего особо интересного быть не может (хотя я считаю, что синтаксис сам по себе - это целый удивительный мир). Мы убедимся в том, что синтаксические единицы – односоставные предложения – разнообразят наш язык, могут сделать его более поэтичным. Без них трудно было бы выразить свои чувства, передать состояние души, нарисовать картину. Чтобы не быть голословной и чтобы создать определённое настроение нашему уроку начнём со стихотворения И.С. Тургенева «Утро туманное, утро седое…», которое стало прекрасным романсом. В тексте его нет ни одного двусоставного предложения!(Слайд №3)


Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.


Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая рокот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.


Мы ещё вернёмся к тексту этого стихотворения, а пока давайте вспомним, что же такое односоставные предложения и на какие виды они делятся.


3. Блиц-опрос.

- Узнайте тип односоставного предложения по способу выражения главного члена.


  1. Глагол первого лица мн. ч.

  2. Глагол повел.накл. ед. или мн. ч.

  3. Сущ. в им. п.

  4. Слово состояния.

  5. Глагол 3-го лица ед. ч.

  6. Глагол 3-го лица мн. ч.

  7. Слово нет.

  8. Инфинитив.

  9. Словосочетание числ. + сущ.

  10. Глагол в форме прош. вр. мн. ч.



4. Работа в группах по карточкам разного уровня.

Прочитать текст, выписать односоставные предложения, определить их тип. Учтите, что односоставные предложения могут входить в состав сложных предложений. Логически объясните свой выбор, для этого укажите, чем выражен главный член предложения.

Карточка №1.


На высоте более 1600 метров в кратерах потухшего вулкана Кели-Муту на острове Флорес можно увидеть три озера с разной окраской воды. От них веет тайной. В 60-е годы одно из них было кофейного цвета, другое – красного, третье – голубого. Затем они стали чёрного, бордового и синего цвета, а сейчас – чёрного, зелёного и бирюзового.

Обитателям индонезийского острова кажется, что в озере с чёрной водой живут колдуны, в зелёном озере маются души грешников, а души детей и безгрешных людей находят покой в бирюзовом озере.



Карточка №2


Московский Кремль. Он построен для защиты от монголо-татарских завоевателей. Восемь веков стены Кремля укрывают сердце русской цивилизации. Центр русского православия. В нем воплощена история русского народа. Стены из красного кирпича. Двадцать башен. Сердце Кремля – соборная площадь, на которую выходят Успенский, Архангельский и Благовещенский собор. Колокольня Ивана Великого. Храм Василия Блаженного.

Кремль символизирует незыблемое могущество России. Он является политическим, духовным, культурным центром страны.


Карточка №3


Посмотри внимательно на икону «Богоматерь Владимирская». Икона – настоящее чудо искусства. Видишь, как ребенок обнял мать, прильнул к ее щеке. Но куда устремлён взгляд Марии? Задумываешься над тем, какую тайну рассматривает она в человеке. Глядя на икону, чувствуешь материнскую любовь, нежность, гордость и в то же время тревогу, страх за будущее маленького человека.


Карточка №4


Удивительная личность – Василий Блаженный. Говорят, что этот юродивый не боялся даже известного своей жестокостью Ивана Грозного. Рассказывают такую историю: на царском пиру Василий Блаженный трижды выплеснул поднесённую самодержцем чашу, якобы туша Новгород, разорённый по приказу Грозного. В летописи записали, как Василий Юродивый пришел в монастырь Воздвижения и плакал неутешно. А на следующий день, 24 июня 1547 года, начался великий пожар, уничтоживший половину Москвы. Считают, что огонь занялся именно в том месте, где накануне безутешно плакал юродивый. В последние минуты жизни Блаженного царь услышал пророчество о царствовании своего младшего сына Фёдора, хотя царём должен был стать старший сын Иван. Так и случилось, потому что Иван Грозный убил своего сына.


4. Проверка работы в группах. Выяснение роли односоставных предложений разного типа в речи.

Выводы учащихся дополняются информацией учеников-консультантов, которые провели индивидуальную исследовательскую работу дома, собрав материал о роли разных типов односоставных предложений в речи.

а) 1 группа (Слайды №4,5,6)


Чтение текста, определение типа односоставных предложений.


Учитель: Эти озёра действительно можно считать чудом природы. Сначала учёные предположили, что цвет воды в них меняется из-за водорослей. Но во время исследования никаких водорослей не было обнаружено.

- Вы определили, что в данном тексте используются безличные предложения. Как вы думаете, почему? Какова их роль? (Они подчёркивают стихийность явлений, их загадочность и независимость от человека.)


1 консультант (возможный ответ).

Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, мне душно), используются как в книжной, так и в разговорной речи.Кроме этого, безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью, так как сказуемые в них выражаются словами состояния со значением оценки. ( Как хорошо вокруг!)



б) 2 группа(Слайды №7,8,9,10)

Учитель:

-- Кремль по праву считается чудом, которое сотворили руки человека.

Какие односоставные предложения вы нашли?

Какова роль назывных предложений? (Создаются образные видимые картины, которые придают тексту краткость, лаконичность).


2 консультант:

Назывные предложения чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события.


В качестве яркого примера выразительной способности назывных предложений несколькими штрихами создать потрясающий поэтический образ приводится стихотворение А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»(слайд №11)


Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Проблемная ситуация (слайд № 12):

- Каким по составу грамматической основы является предложение

«В дымных тучках пурпур розы…»? (Двусоставное, неполное)

Учащиеся объясняют логику своих размышлений.


в) 3 группа (Слайды №13, 14,15)


Учитель: В Успенском соборе находится наиболее почитаемая на Руси икона

« ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ».

- Какого типа предложения вы отметили? Какую роль они выполняют? (Определённо-личные; более кратко выражают мысль, внимание сосредотачивается на действии, т. е. на рассмотрении иконы.)


3 консультант.

Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким.


Учитель:

-- И вот пришло время вернуться к стихотворению И.С. Тургенева «В дороге». В нём использованы два типа односоставных предложений, они заявлены уже в первой строфе. (Слайд №16)

Учащиеся отвечают, какие.

-- Запишем мы в тетрадь вторую строфу, проведём пунктуационный разбор, ещё раз убедимся в правильности наших выводов насчёт возможностей определённо-личных предложений.

Пунктуационный разбор предложения, составление его схемы.


г) 4 группа(Слайды №17,18,19)


Учитель:

- На Руси всегда были юродивые – люди, которые отказывались от всех благ мирской жизни. Они зачастую ходили в лохмотьях, больные, нечёсаные, питались подаянием. Один из таких людей – Василий Блаженный. В честь его назван храм в архитектуре Кремля (Покровский собор). Это тоже чудо.

- Какие односоставные предложения вы нашли? Определите их роль. (Неопределённо-личные, их роль – сосредоточить внимание на действии, в них подчёркивается неизвестность действующего лица)


4 консультант.

Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо. Но такие предложения тоже можно встретить в художественном тексте:

…И на обломках самовластья

Напишут наши имена

(А. Пушкин)


- Какой термин, относящийся к односоставным предложениям, не прозвучал сегодня на уроке?

- Верно, это обобщенно-личные предложения. Они свойственны народной речи, выражают суждение общего характера, возводят конкретный случай в степень широкого обобщения.


Учащиеся приводят примеры пословиц, загадок, скороговорок, представляющих собой обобщённо-личные предложения, которые они подобрали, выполняя домашнее задание.

Зрительный диктант с самопроверкой: слайды №20,21.


5. От частного к общему: работа с текстом стихотворения

А. Блока. (Слайд № 22) В данном тексте три вида односоставных предложений, обращаем внимание на то, что назывные предложения используются в экспозиции (слайд №23), они, благодаря особой смысловой ёмкости, рисуют картину, выполняют описание. Развитие действия – определённо-личное (вернее, даже обобщённо-личное) и двусоставное предложения в составе сложного. Кульминация – безличное, как приговор. Развязка действия – обобщённо-личное предложение, и вновь – назывные, возвращаемся к картине холодной ночи (кольцевая композиция).


Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.


Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.



6. Момент рефлексии. (Слайд №24).

Основные стилистические особенности односоставных предложений.

Итак, подведём итоги.

  1. Односоставные предложения характерны для разговорной и художественной речи.

  2. Односоставные предложения обладают большей выразительностью, чем двусоставные:

  1. определённо-личныеакцентируют внимание на действии, способны передать тончайшие переживания;

  2. неопределённо-личные предложения подчёркивают неизвестность действующего лица;

  3. обобщённо-личные возводят конкретный случай в степень широкого обобщения, их использование в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу;

  4. безличные предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью;

  5. назывные предложения незаменимы в художественном описании.



7. Домашнее задание. (Слайд № 25).

Из произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева выписать примеры односоставных предложений, определить их тип.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!