СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности внеаудиторной работы по истории

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны разнообразные методы и приёмы работы со студентами по истории .

Просмотр содержимого документа
«Особенности внеаудиторной работы по истории»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Торезский горный техникум им. А.Ф.Засядько»














ДОКЛАД

на тему

«ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ»







Подготовила:

преподаватель общественных дисциплин

Паламарчук Лариса Петровна




















г.Торез, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

  1. Особенности внеаудиторной работы по истории

  1. Классификация форм внеаудиторной работы по истории

  1. Формы внеаудиторной работы по истории

3.1. Внеаудиторная работа по истории с обучающимися, отстающими от других в изучении программного материала

3.2.Школьный музей

3.3.Кружковая работа в техникуме

3.4.Внутритехникумовские олимпиады по истории

3.5.Научно-практическая конференция и устный журнал

3.6. Предметная неделя истории в рамках работы цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин

Список использованной литературы



































Введение


Сегодня образовательные учреждения должны формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. Однако быстро растущие изменения в обществе, общественных отношений, обрушившийся на студентов поток информации, все труднее уложить в рамки занятий, поэтому огромную роль в последнее время, на мой взгляд, приобретает внеаудиторная работа по истории.

Внеаудиторная работа по истории определяется как деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляется преподавателем и имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности. Поэтому перед внеаудиторной работой по истории стоит целый комплекс задач. Прежде всего, углубить и расширить знания, полученные студентами на занятиях, и на этой основе пробудить интерес к предмету и сделать процесс познания увлекательным.


1.Особенности внеаудиторной работы по истории


Внеаудиторная работа по истории решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, но в отличие от занятий делает это на ином материале и иными путями. Следовательно, внеаудиторная работа по истории имеет свои особенности. На мой взгляд, они заключаются в следующем:

Во-первых, если занятие является обязательной формой обучения, регламентирован временем, то внеаудиторная работа носит добровольный характер, и время ее проведения определяется преподавателем. Добровольный характер внеклассной работы дает возможность организовать учащихся по интересам, способствует развитию индивидуальных наклонностей, инициативы и познавательной деятельности учеников.

Во-вторых, при внеаудиторной работе преподаватель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание занятий определяется рабочей программой и государственным образовательным стандартом.

В-третьих, создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей студентов за счет использования более разнообразных форм работы. Так, на первом курсе преобладают - динамичные формы работы, в старших - самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой.

В-четвертых, открываются более широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений студентов за счет использования исследовательской работы (работа в библиотеке, Интернете).

В-пятых, широко осуществляется связь с современностью (тематические выставки, конференции).


2. Классификация форм внеаудиторной работы по истории


В методической литературе: статьях, монографиях - отражен богатый опыт проведения внеаудиторной работы по истории.

Классификация методов и характеристика организационных форм внеаудиторной работы была дана в 70-х годах XX века В.Н. Вернадским. В основу классификации им были положены источники познания. Исходя из этого, он выделил четыре направления.
1. основе работы с книгой - внеклассное чтение;

2. на основе работы с наглядностью - экскурсии, кинофильмы;

3.на основе живого слова учителя - беседа, лекция;

4.на основе активного восприятия и обработке школьниками исторического материала - рефераты, диспуты, игры.


Основной организационной формой внеаудиторной работы по истории В.Н.Бернадцкий считал кружок.


3.Формы внеаудиторной работы по истории


3.1. Внеаудиторная работа по истории с обучающимися, отстающими от других в изучении программного материала.


Основной целью внеаудиторной работы по истории со студентами, отстающими от других в изучении программного материала, является своевременная ликвидация или предупреждение имеющихся у студентов пробелов в знаниях и умениях по курсу истории. На мой взгляд, целесообразно проводить такую работу по следующим пунктам:

  1. дополнительные, внеаудиторные занятия по истории лучше проводить небольшими группами (по 3-4 человека) в виде консультаций;

  2. следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагать каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывать в процессе его выполнения конкретную помощь каждому);

  3. после повторного изучения того или иного раздела истории на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме;

  4. дополнительные занятия по истории, как правило, должны носить обобщающий характер;

  5. преподавателю истории необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных студентов при изучении ими истории, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.

3.2 Школьный музей


В нашем техникуме уже много лет функционирует исторический музей. Его создание проходило в несколько этапов:

1 этап - подготовительный, где обсуждалась тематика музея и план;

2 этап - сбор материала, размещение экспонатов, оформление экспозиции;

3 этап - организационная работа в самом музее: подготовка экскурсоводов,
проведение экскурсий, использование экспозиции музея на занятиях и во
внеаудиторной работе, пополнение фонда.

Музей техникума работает по 3 направлениям:

1. История техникума;

  1. История Великой Отечественной войны;

  2. Шахтерская слава


Результативность работы нашего музея очень велика. Он оживляет жизнь техникума, у студентов есть общее дело, а это всегда важно, ибо учит детей взаимодействовать друг с другом, работать в команде.

Музей - центр патриотического воспитания в техникуме, он имеет огромную общественную значимость. Здесь проводятся встречи не только с ветеранами Великой Отечественной войны, но и тружениками тыла, людьми разных профессий, используются экспозиции для экскурсий школьников с целью профориентационной работы.


3.3 Кружковая работа в техникуме


Кружок относится к систематическим формам внеаудиторной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного периода с постоянным составом студентов.

Кружковая работа способствует углубленному усвоению знаний, развивает интерес к изучаемому материалу и творческие способности обучающихся, формирует первоначальные навыки научного исследования.

Но для успешной работы кружка необходимо, на мой взгляд, соблюдать ряд условий. К ним нужно отнести, прежде всего, руководящую роль педагога, соблюдение добровольности, организацию самостоятельной исследовательской работы студентов, законченность работы и перспективу развития кружка.

Отчет о работе кружка обязательно должен быть гласным: в виде конференций, КВНов, участия в различных школьных конкурсах и если есть возможность, то и в конкурсах более высокого уровня.


3.4 Внутритехникумовские олимпиады по истории


Одной из форм внеаудиторной работы является проведение олимпиад. В техникуме уже много лет проводятся внутритехникумовские туры олимпиад по истории. За эти годы мною наработан определенный опыт в проведении олимпиады.

Олимпиады по истории организуются с целью повышения уровня изучения предмета «история». А главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных, наиболее знающих, наиболее умеющих учащихся, обладающих широким кругозором - не только историческим, но и общекультурным.

Еще один важный аспект этого внеаудиторного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться студенты. На мой взгляд, сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес обучающихся, показать им новые рубежи. Таким образом, олимпиада выступает как бы катализатором интереса студентов к предмету «история».

Каковы же общие принципы подготовки вопросов к олимпиаде?

Я составляю задание в рамках тем, включенных в рабочую программу по истории, но материал даю значительно шире и глубже школьного учебника. Это кажется мне вполне естественным, так как олимпиада - это не внутренний экзамен и не контрольная работа, и участвуют в ней самые заинтересованные. Поэтому, я читаю, нельзя снижать уровень олимпиад до выявления студентов, которые просто выучили материал лекции наилучшим образом.

К тому же вопросы общекультурного плана дают возможность наиболее знающим ученикам, оторваться в баллах от основной массы и это позволяет устранить случайность в определении победителя.

Техникумовский тур олимпиады, как правило, проводится письменно. Такая олимпиада должна состоять, по-моему, из двух частей:

1. Теоретическая.

2. Практическая.

Первая часть может включать в себя чисто теоретические вопросы и состоять из конкретных тестовых заданий. Теоретические вопросы должны давать возможность педагогу не только проверить знания, но и умение логически излагать свои мысли, взгляды, рассуждать, делать необходимые выводы и обобщения, видеть логику протекания исторических процессов и причины возникновения того или иного явления.

Тестовые задания позволяют проверить знания фактического материала: хронологию, функцию государственных органов, деятельность выдающихся деятелей истории. История - предмет, требующий знаний по разным дисциплинам, и в заданиях должны быть отражены вопросы по философии, экономике, политологии и искусству. Историю так же необходимо знать в образах, поэтому необходимо включать в олимпиаду наглядный материал с заданиями на определение исторических и культурных деятелей, произведений искусства, памятников архитектуры и т.д.

В практическую часть включаются вопросы на сравнение, на составление синхронических таблиц, на умение работать с документами, а так же на знание терминологии и на умение ее использовать в тестах с пропущенными терминами, на умение работать с исторической картой и т.д.

Техникумовская олимпиада по истории (особенно если она проходит в рамках «Предметной недели истории») может носить и определенную тематическую направленность.

Так в 2008 году исполнилось 90 лет со дня окончания Первой мировой войны. В техникуме среди студентов 1-2 курсов проводилась олимпиада «Первая мировая война». Она проходила в несколько туров. Участники, не показавшие достаточный уровень знаний, выбывали после первого тура. Последующие туры, позволяли ребятам постепенно набирать баллы, общая сумма которых и позволила определить победителя. Да, скорее такая олимпиада напоминает игры «брей-ринг», «Звёздный час», «Счастливый случай», но зато мы отойдём от олимпиад, которые своей «сухостью» напоминают ГИА в более расширенном виде.

Конкурсы проводятся в устной форме. Тематика конкурсов одинакова для всех команд, а содержание соответствует изучаемому курсу. Например, «Знаешь ли ты исторических деятелей», «Знаешь ли ты хронологию» и т.д. Задания такой формы требуют не только воспроизведения знаний, но и умения применять их, рассуждать, доказывать, обобщать. Мой опыт показывает, что на такой олимпиаде может быть максимум 6-7 конкурсов, увеличение количества конкурсов приводит к притуплению внимания и снижению интереса студентов.


3.5. Научно-практическая конференция и устный журнал


Перед современным учителем истории стоят задачи по обучению, воспитанию, формированию и развитию творческих способностей учащихся, поэтому учитель истории должен успешно реализовывать задачу по созданию условий для выявления и максимального развития индивидуальных способностей учащихся. Мне кажется, что наиболее успешным в этом плане является проведение научно-практических конференций.

Конференции призваны пробудить у обучающихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу.

Обращение студентов к вопросу микроистории (конференция «Прошлое России в истории моей семьи») делает данную дисциплину более близкой, осязаемой. Исследовательская позиция студентов в данном случае способствует формированию стремления к творчеству и способности критического восприятия фактов, умения их интерпретировать. От олимпиад по истории конференции отличаются ярко выраженной исследовательской направленностью.

Можно выделить три этапа исследовательской деятельности учащихся: 

1. Предварительное овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы студентов: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с документами, оформление своей работы и научного аппарата реферата. Я несколько лет собираю различные правила и рекомендации по работе с исторической информацией. Они хранятся в кабинете истории и в любой момент доступны для каждого студента. Эти правила и рекомендации я использую и на занятиях.

2.Выбор темы и постановка проблемы, работа с документами, выписки из литературных источников, работа с текстовой частью реферата и, наконец, оформление реферата и научного аппарата.

3.Выступление на научной конференции. Здесь немаловажно является умение донести до аудитории значимость выбранной проблемы, отвечать на заданные вопросы.

Эти конференции имеют для ребят большую практическую ценность. Это касается особенно тех студентов, которые продолжают свое образование в высших образовательных учреждениях.

Устные журналы последнее время опять становятся, очень популярны. Мне кажется, что это связано с тем, что исторический материал настолько велик, что его просто невозможно вместить в рамки учебника. А устный журнал позволяет раскрыть историческое событие более подробно и со всех сторон.

3.6. Предметная неделя истории в рамках работы цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин


Неделя истории - это одна из форм внеаудиторной работы. Важнейшей задачей Недели истории является усиление (привлечения) интереса к истории. При этом имеется в виду не простая пытливость, а гораздо большее - воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении исторических явлений, осознание современной жизни.

Проблема интересной Недели истории, как и хорошего занятия, - это проблема сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу.

Удачная Неделя истории во многом определяется её подготовкой. Эта подготовка имеет две взаимосвязанные и неотделимые стороны: 1) определение целей, задач, мероприятий, их содержания; 2) определение деятельности и руководящего этой деятельностью преподавателя. В плане, как правило, указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители, а иногда и ожидаемые результаты.

Педагогу при составлении плана Недели следует учесть условия, в которых работает техникум, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию Недели можно и нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их предложения и пожелания. План, составленный при участии детей, воспринимается ими как свой собственный, при этом уже каждый чувствует себя ответственным за его выполнение.

План Недели должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у студентов появляется неверие в реальность намеченного, и исчезает интерес к работе. В воспитательном отношении важно, чтобы главным мотивом, побуждающим учащихся к участию в Неделе истории, стал не эпизодический, а их постоянный интерес, их пытливость и любознательность.

Проведение Недели истории - это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. Неделя истории не самоцель, а средство воспитания, путь к сердцу студентов. В ходе Недели между преподавателем и студентами возникает тесное общение, которое позволяет им узнать друг друга.

Неделю истории можно рассматривать и как один большой урок, который в данном случае должен быть достаточно целостным и завершенным, и приносить реальные результаты. Неделя истории является своего рода творческим отчетом преподавателя. Это относительно новая форма работы, тем не менее не вносит ничего принципиально нового во внеаудиторную работу. Проводятся заседания предметного кружка, организуется конференции и тематические вечера. В рамках исторической Недели учащиеся выпускают стенные газеты по предмету. В них публикуются, например, заметки о новых работах, открытия, краеведческий материал, кроссворды и т.д. Помимо этого, в Неделю истории можно включить викторины и устроить выставки творческих работ студентов.

Таким образом, Неделя истории в техникуме как бы является высшим показателем работы преподавателя и студентов.




Список литературы:

  1. Внеклассная работа по истории. Сб.статей сост.Гуськов В.П. – М.,1981г.

  2. Организация и проведение исторических олимпиад: из опыта работы: Книга для учителя. Лебедева И.М. – М.. 1999г.

  3. Драхлер А.Б. Всеобщая история: вопросы к олимпиаде – М., Владос-пресс, 2002г.

  4. Драхлер А.Б. История России: вопросы к олимпиаде – М., Владос-пресс, 2006г.

  5. Журнал «Преподавание истории в школе» - 1989-2002гг

  6. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2002-2012гг.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!