Особенности внедрения ФГОС НОО ОВЗ
в школе для детей с недостатками слуха
В связи с особенностями ФГОС НОО, рабочие программы разработаны и реализуются в соответствии с новыми стандартами, в которых прописаны планируемые результаты; адаптированы с учетом специфики школы на основе программы 1 вида.
Отличительной особенностью стандарта является:
- его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося;
- реализация в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности (внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное);
-ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять;
- реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения стандарта.
В основной образовательной программе начальной школы выделяют четыре группы универсальных учебных действий:
- регулятивные;
- личностные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- умение организовывать своё рабочее место,
- соблюдение правильной осанки за рабочим столом,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,
- контролирование и оценивание своих действий.
Важно поставить цель перед учащимися в начале урока и сообщить план предстоящей работы. В подготовительном классе детям предлагают готовый план, а в 1 классе сначала обращают внимание ребят на доску, а затем предлагают самим определить план работы на уроке. Этот вид деятельности необходимо продолжить и во втором классе.
Немаловажную роль играет умение правильно организовать себя на уроке и своё рабочее место. Эту работа ведется с первых дней пребывания детей в школе. В классе должна висеть памятка для учащихся, чтобы дети могли контролировать свою осанку, правильно держали ручку.
Личностные универсальные учебные действия направлены на формирование:
- мотивации учебной деятельности,
- учебно-познавательного интереса к учебному материалу,
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности.
К личностным универсальным учебным действиям также относятся:
- осознания «Я» как гражданина России,
- знание основных правил поведения в обществе и их выполнение,
- установка на здоровый образ жизни.
Так, на уроках окружающего мира, ОБЖ ребята знакомятся с символикой России и области, с символикой города; получают первые сведения о Конституции РФ, об Уставе школы, а также усваивают правила поведения в школе и в общественных местах. Дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, вести здоровый образ жизни.
В сфере познавательных универсальных учебных действий надо учить учащихся:
- работать с книгой,
- отвечать на вопросы;
- правильно читать текст,
- ориентироваться в тексте,
- находить ответы,
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- владеть элементарными приёмами решения задач,
- оценивать себя и работу одноклассников.
К примеру, на уроках чтения дети учатся выделять название произведения; находить в тексте главных героев; отвечать на вопрос «О ком (о чём?) говорится в рассказе (стихотворении)?».
Для того чтобы на уроках математики научить детей правильно решать задачи, в своей работе рекомендуется использовать:
- драматизацию задач;
- различные предметы при объяснении условия задач;
- зарисовки условия задач.
В конце каждого урока необходимо спросить учащихся:
- Чему мы научились?
- Что было интересным?
- Что было трудным?
Дети строят свои ответы, опираясь на готовый план.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий, которые являются основными, приобретаются умения:
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками,
-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой речи,
- расширять словарь.
Для развития устной самостоятельной речи на уроках используется АВК. Сначала дети ведут диалог с опорой на картинки и текст или фразы. Потом общаются друг с другом самостоятельно или под контролем учителя.
Наиболее благоприятные условия для формирования самостоятельной речи создаются на уроках предметно-практического обучения (ППО) (одно из требований ФГОС: системно - деятельностный подход: речь как раз и развивается благодаря деятельности). Ребята учатся работать коллективно, парами, бригадами, индивидуально; учатся обращаться к учителю, друг к другу с вопросами, заданиями, поручениями. Так, например, попросить учащихся обратиться к учителю с вопросом: «Спросите меня, как мы будем работать сегодня?» С подготовительного класса школьники отчитываются о каждой выполненной операции. На уроках ППО усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать? Что ты сделал(а)? Что ты нарисовал(а) (слепил(а))? Какой пластилин (какая бумага?)» и т.п. На некоторых уроках можно предложить детям изготовить одну поделку из двух. В ситуации выбора дети понимают значение вопроса: «Что ты хочешь сделать?» А, выбрав, могут сказать: «Я хочу …».
У детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новыми для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нём узнать, но не умеют задавать вопросы. Поэтому важно научить детей задавать вопросы. Сначала учат детей задавать вопросы учителю о новом предмете или явлении и только потом сообщить новый материал, после чего для закрепления полученных знаний, уже самому учителю задавать вопросы. Получается небольшая беседа.
Учебные умения, которые систематически формируются у учащихся на уроках, индивидуальных занятиях и занятиях внеурочной деятельности позволят повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
3