Урок 9 класс: Александр III: особенности внутренней политики
Цели урока:
1)предметные: понимать и объяснять значения исторических понятий: контрреформы, земский начальник, «циркуляр о кухаркиных детях», русификация окраин; понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей данной эпохи; определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
2)метапредметные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; искать и выделять необходимую информацию и формулировать учебную проблему, развивать умения и навыки работы с историческими источниками.
3)личностные: понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков исторических деятелей; давать развернутые характеристики исторических деятелей, содействовать воспитанию уважения к истории России.
Персоналии: Александр III; К.А. Победоносцев; Н.П. Игнатьев; Д.А. Толстой, М.Н. Катков
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока:
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Учитель: После убийства Александра II террористами «Народной воли» 1 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III, второй сын Александра II. К царствованию его не готовили, лишь после 1865 после смерти старшего брата Николая Александровича 20-летний Александр III стал наследником престола. Александра Александровича – до этого готовили к военной службе. Став наследником престола, чтобы восполнить пробелы в образовании, он прослушал курс, необходимый для будущего императора. Его наставник – обер- прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, которому приписывали роли «властителя дум» Александр III, «великого инквизитора». Цареубийство явилось сильнейшим потрясением для Александра III, поэтому его внутриполитический курс получил название «контрреформы». Слайд №1, 2, 3
Постановка учебной проблемной ситуации. Ребята, прочитайте высказывание высказываниями о времени правления Александра III. Слайд № 4
«В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла
Победоносцев над Россией
Постер совиные крыла.»
поэт А.А Блок
«Александр III органично вписался в обстоятельства своего времени. Он сознавал всю ответственность монарха… Дело не в том, что император хотел механически вернуться назад, а в том, что политика 60-х годов слишком «забежала вперед»
историк А. Боханов
Учитель: ребята, что интересного вы заметили в этих высказываниях? (ребята высказывают свои точки зрения) Что вас удивило? Какое противоречие на лицо?
Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (ребята называют тему)
Давайте попробуем разобраться, как было на самом деле, что происходило в развитии внутренней политики страны в эпоху Александра III.
Вы видели художественные фильмы или телепередачи на исторические темы. С чего начинают свою работу авторы, художники, актеры? Конечно, с изучения эпохи. Они обращаются к вещественным, письменным источникам Вы сейчас выступите в роли исследователей специализирующихся на эпохи правления Александра III.
Изучение нового материала. Класс делится на группы, получает раздаточный материал.
1-я группа: Работа с документом «Из воспоминаний С.Ю. Витте» (приложение 1)
2-я группа: Работа с документом «Указ 28 декабря 1881г. О положении выкупных платежей и выкупе наделов» (приложения 2)
3-я группа: Работа с документом «Об устройстве секретной полиции в империи (1883г.)» (приложения 3)
4-я группа: Работа с документом «О печати (1882г.) и циркуляр о кухаркиных детях (1887г.)» (приложение 4)
5-я группа: Работа с документом «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». (Приложение 5)
6-я группа: Работа с документом «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1890)
Слайд № 5 Результаты работы каждой группы отражается в таблице:
Дата | Направление внутренней политики | Сущность и последствия | Какой реформе Александра II противостояла |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Представление результатов работы каждой группы
Итоги урока. Рефлексия.
Правления Александра III получило название эпохи контрреформ. Все мероприятия, проводимые правительством, вели к пересмотру достижений предыдущего периода. Но, были приняты меры по улучшению положения крестьян России. Сократились выкупные платежи, была отменена подушная подать.
Домашнее задание: параграф 22, выполнить задания 6 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
Приложение 1
Из воспоминаний С.Ю. Витте
Императору Александру III ставится в укор также и перемена земского положения 1864 года на положение 90-го года: введение земских начальников, вообще введение принципа какого-то патриархального покровительства над крестьянами как бы в предположении, что крестьяне навеки должны остаться таких стадных понятий и стадной нравственности. Я эти воззрения считаю глубоко неправильными воззрениями, которые уже имели очень большие дурные последствия, выразившиеся в событиях, разгоревшихся в 1905 г.; эти воззрения еще будут иметь громадные дурные последствия в жизни России. Может быть, дурные последствия произойдут из-за неустройства крестьян, из-за неустройства их правовых отношений, вследствие того, что на крестьян смотрят как на людей особого рода, не на таких, как мы; например, что для них должны быть какие-то особые нормы, особые порядки, и в этом я вижу в будущем большие пертурбации в жизни Российской империи.
Это была ошибка императора Александра III, но тем не менее я не могу не засвидетельствовать, что это была ошибка не только добросовестная, но ошибка в высокой степени душевная. Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип действительно самодержавного монарха, самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих, а не в покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям особые привилегии, т. е. нам, русским дворянам, и в особенности русским буржуа, которые не имеют того хорошего, того благородного, что встречается во многих русских дворянах, но зато в избытке имеют все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценение ценности чужого труда, а иногда и чужого сердца. Я убежден в том, что если бы императору Александру III суждено было продолжать царствовать еще столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской империи.
Вопросы:
Какой взгляд на крестьян С.Ю. Витте считал причиной контрреформ Александра III?
2. Какие качества Александра IIIповлияли, согласно С.Ю.Витте на его внутреннюю политику?
Приложение 2
Указ «О понижении выкупных платежей» от 28 декабря 1881 г.
«Обращая внимание на положение бывших помещичьих крестьян в прочих частях государства и желая явить и им знак нашей монаршей заботы о них, мы повелеваем:
Понизить выкупные платежи бывших помещичьих крестьян во всех губерниях, где были введены… положение 1861 года.
Понижение выкупных платежей произвести в размере одного рубля с каждого обложенного сими платежами душевого надела.
Понижение выкупных платежей ввести в действие: по селениям крестьян-собственников с 1 июля 1882 года; по селениям тех временно-обязанных крестьян, которые перейдут на выкуп до 1883 года… 1 января 1883 года».
Вопрос:
Как изменились выкупные платежи?
Указ «O выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на Великороссийском и на Малороссийском Местных Положениях 19 февраля 1861 г.» от 28 декабря 1881 г.
«…Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных всякого звании и сословия и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:
Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях… перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года.
Меру сию привести в исполнение на основании утвержденного нами сего числа и прилагаемого при сем Положения.
До перевода временно-обязанных крестьян на выкуп согласно издаваемому Положению крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях.
Вопрос:
Как изменилось положение крестьян после Указа?
Приложение 3
«Высочайше утверждено. 3-го декабря 1882 г. в Гатчине».
Граф Д. Толстой
С подлинным верно: делопроизводитель
ПОЛОЖЕНИЕ
об устройстве секретной полиции в Империи
1) Высший надзор за розыскной деятельностью по делам о государственных преступлениях принадлежит товарищу министра, заведующему государственной полицией и осуществляется через Департамент сей полиции.
2) Для ближайшего заведования на местах этими розысками могут быть учреждаемы по распоряжению товарища министра, заведующего государственной полицией, особые розыскные отделения в составе жандармских управлений или в ведомстве общей полиции, по образцу существующих в столицах отделений по охранению общественного порядка и спокойствия.
3) Для занятий в этих учреждениях командируются как офицеры корпуса жандармов, так равно и гражданские чиновники. Последние, в видах предоставления им прав государственной службы, причисляются сверх штата или к Департаменту Государственной полиции, или к тому управлению общей полиции, в состав коей отделение состоит.
4) Все изменения в действующих штатах, существующих в обеих столицах розыскных учреждений, производятся властью заведующего Государственной полицией.
5) Ближайшее руководство деятельностью учреждений секретной полиции, в видах единообразного направления производимых розысков, принадлежит особому инспектору секретной полиции, назначаемому на эту должность товарищем министра, заведующим Государственной полицией, преимущественно из лиц, которое могло бы соединить с исполнением обязанностей по этой должности, заведование С.-Петербургским отделением по охранению общественного порядка и спокойствия.
6) Инспектор секретной полиции действует по особой, преподанной ему заведующим Государственной полиции инструкции, об основаниях коей поставляются в известность те правительственные установления и должностные лица, до коих она может касаться, в том порядке, с коим это признано будет удобным по соображении с интересами розыскного дела.
7) В местностях, где особые отделения по охранению общественного порядка и спокойствия не будут открыты, заведывание розысками по делам о государственных преступлениях, остается на прежнем основании за чинами жандармских управлений.
8) Расходы по содержанию личного состава розыскных учреждений и по розыскам, а также канцелярские и другие издержки покрываются из средств, находящихся в распоряжении Департамента Государственной Полиции. Размер суммы, ассигнуемой на розыски отдельным розыскным учреждениям определяется по представлениям Инспектора Секретной Полиции Департаментом Государственной полиции с утверждения Товарища Министра, заведующего Государственного полицией.
Вопросы:
Цели создания секретной полиции?
Полномочия инспектора секретной полиции?
Приложение 4
О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных.
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из Министров Внутренних Дел, Государственных Имуществ, Управляющего Министерством Финансов и Обер-Прокурора Святейшего Синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет Министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию.
Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет Министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении Министру Народного Просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов, 23 августа 1884 г. права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50 р. нормой.
О временных мерах относительно периодической печати 27 августа 1882 г.
Комитет министров, рассмотрев представление министра внутренних дел о временных правилах для печати, полагал: впредь до изменения, в законодательном порядке, действующих постановлений о печати, постановить:
1. Редакции выходящих в свет не менее одного раза в неделю повременных изданий, вызвавших третье предостережение, обязываются, по истечении срока приостановки (ст. 50 прил. к ст. 4 примеч. Уст. ценз. т. XIV Свода зак., по прод. 1876 г.) и по возобновлении представлять нумера их для просмотра в цензурные комитеты не позже 11-ти часов вечера накануне дня выпуска в свет, причем цензорам предоставляется право, в случае усматриваемого ими значительного вреда от распространения такого повременного издания, приостанавливать выход его в свет, не возбуждая судебного преследования поименованных в сем пункте повременных изданий в цензуру для просмотра, а также срочность или бессрочность сего обязательства, установляются по ближайшему усмотрению министра внутренних дел.
Редакции повременных изданий, выходящих без предварительной цензуры, обязываются, по требованию министра внутренних дел, сообщать звания, имена и фамилии авторов статей, печатаемых в упомянутых изданиях.
Вопросы:
Какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы?
Почему реформы в области просвещения и печати подверглись столь решительному пересмотру?
Приложение 5
Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г.
I. Общие правила
1. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит министру внутренних дел.
2. На основании предыдущей статьи министр внутренних дел отменяет те распоряжения подчинённых ему административных начальств по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которые будут признаны им не соответствующими цели...
3. Если министр внутренних дел признает необходимым для охранения государственного порядка и общественного спокойствия принятия такой временной меры, которая требует одобрения верховной власти, то об утверждении предположений своих по сему предмету он испрашивает высочайшее соизволение или через Комитет министров, или, в случаях, не терпящих отлагательства, всеподданнейшим докладом, причём о последовавших высочайших повелениях доводит до сведения Комитета министров.
4. Пределы установляемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:
а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;
б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны.
7. Право первоначального объявления какой-либо местности в положении усиленной охраны принадлежит министру внутренних дел, а в местностях, подведомственным генерал-губернаторам – и сим последним, с утверждения министра внутренних дел.
15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:
а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как напр. относительно обязанности владельцев недвижимых имуществ и их управляющих по внутреннему наблюдению в границах их владения, относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены владельцами упомянутые обязанности и т.п., и
б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.
16. Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - губернаторам и градоначальникам предоставляется также:
а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений; причём генерал-губернаторы могут уполномочивать на разрешение сих дел подчинённых им начальников губерний, градоначальников и обер-полицеймейстеров;
б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;
в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны, и
г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.
21. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам, предоставляется делать распоряжения:
а) о предварительном задержании, не долее однако двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а в принадлежности к противозаконным сообщества, и
б) о производстве во всякое время обысков во всех без исключения помещениях, фабриках, заводах и т.п. и о наложении ареста, впредь до распоряжения подлежащего начальства, на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица.
22. В случае бездействия власти административных лиц при исполнении ими обязанностей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, лица сии могут по определению суда быть подвергаемы определённым в законе взысканиям не только в высшей мере оных, но даже одной и двумя степенями выше.
Вопросы:
Какие цели преследовало «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г».
На кого возлагалось выполнение мер к охране государственного порядка и каковы были их полномочия?
Приложение 6
Отделение первое
Об избрании Уездных Земских Гласных
16. Правом участия в выборе Гласных на земских избирательных собраниях пользуются: 1) лица, состоящие в Русском подданстве, благотворительные, ученые и учебные учреждения, а равно учрежденные на основании законов Империи торговые и промышленные общества, товарищества и компании, если эти лица, учреждения, общества, товарищества и компании, в продолжении не менее одного года, владеют в пределах уезда, на праве собственности: а) обложенною сбором на земские повинности землею, в размере не менее определенного для каждого уезда в расписании, к сей статье приложенном, или б) другим недвижимым имуществом (не исключая состоящего в городской черте), оцененном, для взимания земского сбора, не ниже пятнадцати тысяч рублей, 2) уполномоченные от владельцев, участвующих в земских избирательных съездах.
Примечание 1. Правом участия в избирательных собраниях, наравне с собственниками, пользуются: 1) лица, владеющие имуществом на праве пожизненного владения, и 2) лица, владеющие горнозаводскими дачами на посессионном праве.
24. Правом участия в избирательных съездах пользуются состоящие в русском подданстве лица мужского пола, достигшие двадцати пяти лет от роду, которые в течение не менее одного года владеют в пределах уезда, на праве собственности или пожизненного владения: 1) обложенною сбором на земские повинности землею в количестве не менее одной десятой части числа десятин, определенного для каждого уезда в расписании, приложенном в статье 16, или 2) другим недвижимым имуществом, не исключая состоящего в городской черте, оцененном для взимания земского сбора не ниже тысячи пятисот рублей. Упомянутые в сей статье (24) владельцы никому своего права на участие в избирательном съезде передавать не могут...
26. Из лиц, удовлетворяющих условиям, определенных в статьях 16 и 24, в выборах, производимых на избирательных собраниях и съездах не участвуют: 1) председатель и Члены местного Губернского по земским и городским делам Присутствия за исключением Губернского Предводителя Дворянства, Председателя Губернской Земской Управы, Городского Головы Губернского города и членов от Губернского Земского Собрания и Городской Думы Губернского города; 2) священно- и церковнослужители Христианских исповеданий; 3) местные чины прокурорского надзора; 4) лица, занимающие полицейские должности в Губернии, и 5) крестьяне, принадлежащие к составу сельских обществ уезда...
28. Для производства выборов в Уездные Земские Гласные лицами, участвующими в земских избирательных собраниях, составляются по каждому уезду избирательные собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы Губернского или уездного города, по принадлежности, — прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на избирательных собраниях, а также представители благотворительных, ученых и учебных учреждений, торговых и промышленных обществ, товариществ и компаний.
Отделение второе
О Губернских и Уездных Земских Собраниях
54. В Губернском Земском Собрании... председательствует Губернский Предводитель Дворянства. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства, а в местностях, где не производится дворянских выборов, — Председатель Уездного Съезда.
62. Губернским Земским Собраниям в пределах Губернии и Уездным в пределах уезда предоставляется: 1) Производство выборов в указанные законом должности и определение размера содержания, присваиваемого сим должностям. 2) Определение порядка действия земских исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями. 3) Рассмотрение Земских мест и раскладок денежных и натуральных повинностей. 4) Определение размера установленных действующими узаконениями земских сборов.5) Переложение натуральных земских повинностей в денежные. 6) Сложение безнадежных к поступлению или неправильно числящихся недоимок и пеней по земским сборам. 7) Определение правил для заведывания капиталами и другими имуществами, принадлежащими земству или находящимися в его ведении и распоряжении, также состоящими в ведении земских учреждений лечебными, благотворительными и иными общеполезными заведениями.8) Приобретение и отчуждение недвижимых имуществ. 9) Образование особых капиталов на предметы народного продовольствия и общественного призрения и на другие земские потребности...
91. Постановления Губернского Земского Собрания, признаваемые Губернатором несоответствующими общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающим интересы местного населения, представляются Министру Внутренних Дел, по предварительным соображениям оных в Губернском Присутствии и с заключением сего последнего...
Отделение третье
О Губернских и Уездных Земских Управах и других исполнительных органах земского управления
97. На Земские Управы возлагается непосредственное заведывание делами земского хозяйства и управления. Они ведут текущие дела по земскому хозяйству, изыскивают меры к его улучшению, делают, с разрешения Губернатора, распоряжение о созвании земских Собраний, собирают нужные для Собрания сведения и исполняют их определения, составляют проекты земских смет и раскладок, наблюдают за поступлением земских доходов, расходуют земские сборы, ведут, под наблюдением Земских Собраний, иски по имущественным делам земства, определяют, с разрешения Собраний, правила и сроки отчетности подчиненных им служащих лиц и учреждений, ревизуют эту отчетность и представляют очередным Собраниям отчеты о своей деятельности, денежных оборотах по земским суммам и о состоянии подведомственных им частей, заведений и имуществ...
Глава четвертая
Об участии земских учреждений в издании обязательных для местных жителей постановлений
108. Губернскому Земскому Собранию предоставляется составлять обязательные постановления для местных жителей как целой Губернии, так и отдельных ее местностей, не состоящих в ведении городского общественного управления, по следующим предметам:
1) о мерах предосторожности от пожаров в местах жилых, лесных и напольных, о тушении пожаров и о постройках в селениях; 2) о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и гатей; 3) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железноконных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования оными; 4) о производстве извозного промысла на станциях железных дорог; 5) о чистке дворов; 6) об устройстве и порядке содержания, в санитарном отношении, боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений; 7) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных; 8) о мерах предосторожности против порчи воды; 9) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах; 10) о местах, где не допускаются склады легковоспламеняющихся веществ и о порядке хранения сих веществ; 11) о мерах по ветеринарной части на основании правил, изложенных в Уставе Врачебном; 12) о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней...
Вопросы:
Какие цели преследовало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 года?
Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?