СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье был выделен существенный фактор, влияющий на воспитание подрастающего поколения, таковыми является тип поселения, выделены реальные предпосылки, характеризующиеся появлением неповторимых черт в поведении подрастающего поколения, рассмотрены и выявлены существенные особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа, описана социально-психологическая атмосфера поселка как специфический фактор социализации человека, рассмотрена и проанализирована специфики жизненного уклада конкретного поселка городского типа.

Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа»



ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА

Кадикова М.С.

Кадикова Мария Сергеевна – магистр, преподаватель, ювелирное отделение

ОГБ ПОУ "Костромской машиностроительный техникум" Костромская область п.г.т. Красное-на-Волге ул. Космическая 1А


Аннотация: В статье был выделен существенный фактор, влияющий на воспитание подрастающего поколения, таковыми является тип поселения, выделены реальные предпосылки, характеризующиеся появлением неповторимых черт в поведении подрастающего поколения, рассмотрены и выявлены существенные особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа, описана социально-психологическая атмосфера поселка как специфический фактор социализации человека, рассмотрена и проанализирована специфики жизненного уклада конкретного поселка городского типа.

Ключевые слова: Воспитание, подрастающее поколение, поселок городского типа, условия, особенности.


FEATURES OF THE UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION IN THE CONDITIONS OF THE URBAN SETTLEMENT

Kadikova M.S.

Kadikova Maryia Sergeevna – master, teacher, jewelery department

OGB POU "Kostroma machine-building technical college" Kostroma Region Krasnoe-on-the-Volga st. Space 1A


Annotation: I In the article, an important factor influencing the upbringing of the younger generation was singled out, such is the type of settlement, real prerequisites are identified, characterized by the appearance of unique features in the behavior of the younger generation, the essential features of the upbringing of the younger generation in the urban-type settlement are described and described, the socio-psychological atmosphere is described settlement as a specific factor of human socialization, the specific features of the life urban tree.

Keywords: Upbringing, the younger generation, urban-type settlement, conditions, features.

УДК 37.042.2

Существенным фактором, влияющим на воспитание подрастающего поколения, является тип поселения. Наиболее распространенными поселениями России являются города, деревни, села и поселки. У горожан и жителей села складываются различные образы жизни.

Социально-экономические, социально-психологические, культурные и природные условия жизни поселка являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении подрастающего поколения. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

В данной статье мы рассмотрим особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа. По нашему мнению специалистам образовательно-воспитательной сферы на периферии в своей работе необходимо принимать во внимание характерные черты условий жизни поселка городского типа так как они наносят свой отпечаток на воспитание подрастающего поколения.

Поселок – это специфический для России вид поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города [2, С. 87].

Поселок городского типа – особый по статусу (введён в 1920-х гг.) вид городского поселения В Российской Федерации (прежде – в СССР). Посёлки городского типа отличаются от города меньшей численностью населения, выполняют несельскохозяйственные функции (промышленные, транспортные, строительные, рекреационные, административные) [1].

По мнению А.В. Мудрика образ жизни, социально-психологическая атмосфера поселка позволяет рассматривать его как специфический фактор социализации человека. В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни [2, С. 88].

В поселке по-своему выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, то есть основные переменные в содержании понятия «образ жизни».

Два полюса притяжения – город и село, определяя единый характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров [2, С. 88].

Нормы жизни и общения в поселках имеют свои неповторимые особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии [2, С. 88]. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. С одной стороны, в поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни, но, однако именно подростки из поселков подвержены влияниям моды.

В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное – раствориться в «массе», найти свою «заводь». Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, – как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера [2, С. 88].

Как видно, результатом воспитания подрастающего поколения в поселке является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу и норм городского образа жизни.

В качестве примера можно рассмотреть п.г.т. Красное-на-Волге. Численность населения поселка около 8000 человек. Много приезжих из разных уголков России и ближнего зарубежья. Можно сказать, большинство населения поселка друг с другом знакомы. Любой представитель образовательно-воспитательной сферы является общественным лицом. Любое образовательно-воспитательное учреждение имеет общественную оценку и характеристику. И многие родители поселка для воспитания своих детей выбирают представителя образовательно-воспитательной сферы и образовательно-воспитательное учреждение исходя из общественного мнения и оценки.

Около 4000 человек трудоспособны, поселок Красное-на-Волге является «ювелирной столицей России», поэтому 69 % из них заняты на ювелирном производстве, в их числе трудятся люди из района, из г. Кострома, также остаются трудиться приезжающие из разных городов России выпускники Красносельского филиала ФГБОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова (КУХОМ) и небольшая часть граждан из ближнего (Грузия, Азербайджан, Украина и т.д.) и дальнего зарубежья (Турция). Соответственно состав населения разнообразен не только по социальному статусу (заработная плата ювелира значительно больше, чем у бюджетников), но и по принадлежности к населенному пункту и нации.

Рабочий день ювелира начинается с раннего утра и до позднего вечера, выходные дни чаще всего тоже рабочие. В виду такой занятости родители детей, которые являются ювелирами, чаще всего к представителям образовательно-воспитательной сферы обращаются в индивидуально форме, нежели посещая родительские встречи в рамках образовательно-воспитательного учреждения. Но если речь идет о финансовой стороне, они считают обязательным свое присутствие, так как имея хороший достаток они желают для своих детей все самое лучшее и готовы вкладывать материальные средства при условии, что они в этом заинтересованы и их удовлетворяет качество получаемого. И если раньше будущее большинства подрастающего поколения было известно – чаще всего уже после 9 классов ребята шли работать на ювелирное производство, то сейчас наблюдается новая тенденция, родители обязуют своих детей закачивать полное среднее образование и не хотят, чтобы они продолжали их род занятия (ювелирное производство), а желают их дальнейшего развития, посылая получать любое другое образование, и желательно высшее. Исходя из специфики жизненного уклада поселка, подрастающее поколение может иметь трудности в процессе воспитания. Родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания воспитанию, образованию и развитию своих детей и несмотря на это возлагают большие надежды на их будущее.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности воспитания подрастающего поколения в условиях поселка городского типа:

  1. Социально-экономические, социально-психологические, культурные и природные условия жизни поселка.

  2. Образ жизни поселка (социальные нормы, правила, традиции, обычаи, специфика взаимодействия и взаимоотношений и т.д.).

  3. Влияния общественного мнения и оценки.

  4. Состав населения поселка.

Специалистам образовательно-воспитательной сферы необходимо учитывать все вышесказанное в своей работе, идти на встречу родителям и оказывать им поддержку в воспитании подрастающего поколения.


Список литературы

  1. Географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6926. (19.03.2018)

  2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик – 7-е изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 2009. – 223с.


References

  1. Geographical encyclopedia [Electronic resource]. - Access mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6926. (10/29/2016)

  2. Mudrik A. V. Social pedagogy: Textbook. for stud. ped. universities / A.V. Mudrick - 7 th ed., Rev. and additional. - Moscow: "Academy", 2009. - 223p.




Скачать

© 2018 626 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!