СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности восприятия крыма как колыбели русского православия младшими школьниками в рамках учебного курса «крымоведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно примерной образовательной программе учебного курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденной коллегией Минобразования Крыма (Протокол 5/5 от 25.08.2017 года), актуальность этого курса предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Особенности восприятия крыма как колыбели русского православия младшими школьниками в рамках учебного курса «крымоведение»»

Джасте Ж. Н.,

учитель начальных классов

МБОУ «Изумрудновская школа» (Джанкойский район)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КРЫМА КАК КОЛЫБЕЛИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»

Согласно примерной образовательной программе учебного курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденной коллегией Минобразования Крыма (Протокол 5/5 от 25.08.2017 года), актуальность этого курса предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. При этом подчеркивается, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры.

Остановимся на Ⅳ разделе этой образовательной программы «Историко-культурное наследие Крыма». Только одно перечисление объектов изучения данного раздела, а именно, археологические и исторические памятники, важнейшие исторические объекты полуострова, социально-культурные объекты (музеи, библиотеки, театры), крымские святыни, древние города Крыма и т.д. займет значительное время. В этом многообразии представляется необходимым определиться с выбором какого-то конкретного направления краеведения с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и имеющимися планами воспитательной работы конкретного образовательного учреждения.

Своих учеников, начиная с 2018 года (сейчас это уже 4-й класс), я сориентировала на изучении крымских святынь и восприятии Крыма как колыбели русского Православия, неотъемлемой части святой Руси. При этом освоение учебного курса «Крымоведение» сочетается с учебным курсом «Основы православной культуры Крыма» и оба этих предмета в системе духовно-нравственного воспитания закладывают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, нравственно-эстетические и семейные ценности, духовность.

В своих проповедях за богослужением и в беседах с паломниками настоятель храма святого Феодора Ушакова в поселке Новофедоровка протоиерей Алексий Тушев, руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии называет главные крымские святыни. В первую очередь, - это Херсонес, колыбель Православия, где принял Крещение равноапостольный князь Владимир, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — здесь находится храм, датированный I веком нашей веры, а это величайшая редкость. Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь под Симферополем с тремя святыми источниками: он является одним из самых посещаемых мест Крыма. И особо отец Алексий отмечает патриотическую часть крымской истории: Севастополь — город, который пережил две героические обороны. Множество святых освятили его своим присутствием, в том числе праведный Феодор Ушаков, который был одним из основателей города и Черноморского флота. Патриотизм — важная составная часть паломничества, потому что, соприкасаясь с историей, человек учится любить ближних и свое Отечество[3].

Посещение этих святых мест, как и многих других в Крыму, требует особого подхода. По сути, экскурсии к православным святыням можно воспринимать как паломнические поездки.

Следует отметить, что речь идет не о традиционном понимании паломничества как «путешествия, странствия верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням, а иногда получения сверхъестественной помощи» [6]. Мы говорим о переносном значении, согласно которому паломничество есть «путешествие, хождение куда-нибудь с целью ознакомления с какими-нибудь достопримечательностями, а также к знаменитому лицу» [5]. Это обусловлено тем, то нашими экскурсантами являются ученики обычной общеобразовательной школы. Однако паломнические поездки даже с не воцерковленными школьниками все же не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом «ознакомления» всегда выступает религиозная культурная среда.

Актуальность такой формы работы с обучающимися, как совершение паломнических поездок, связана в первую очередь с необходимостью повышения у современных школьников мотивации к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. Иными словами, на наш взгляд, выездные экскурсии к святыням родного края являются одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества. Это связано с тем, что экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий. Дело в том, что экскурсия-паломничество – это, выражаясь языком философов, своеобразный прорыв из профанного мира в мир сакральный, идеальное условие для осуществления «акта веры» [2]. Словом, данная форма воспитания обеспечивает своим участникам душевный подъем на волне интенсивного мировосприятия, окуная их в атмосферу православного служения и быта. Кроме того, психологическое восприятие информации человеком значительно усиливается в условиях погружения в сферу изучаемого объекта.

Итак, поскольку экскурсантами являются ученики младшего школьного возраста, то необходимо выявить их возрастные особенности в преломлении сквозь призму духовно-нравственного воспитания посредством паломнических поездок. Анализ возрастных особенностей проводится на основе статей Л.В. Суровой [7] и игумена Георгия Шестуна [8].

Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что ребенок включается в новую систему отношений: "ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, а «живые» носители православной системы ценностей, например, насельники монастырей, могут предоставить положительный пример общественного устройства.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологами выделяются группы: «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане; «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия; «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Именно паломническая поездка может строиться так, чтобы в ходе нее, кроме непосредственно духовного обогащения дети получили бы «пищу» для всех упомянутых видов мышления. Во время путешествия младшим школьникам могут быть предложены интеллектуальные задачи, связанные с темой путешествия (викторина, кроссворд, ребусы и т.п.). Они могут реализовать свои творческие способности в изобразительной и литературной деятельности (рисунки, стихи, рассказы).

Младший школьник уже может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но по-прежнему он выделяет наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Паломничество к такому наблюдению представляет множество случаев.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Именно поэтому во время паломничества дети лучше усваивают богословские положения, поскольку они связаны с яркими впечатлениями и наглядными образами.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления для них - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое. Это следует учитывать при проведении различных экскурсий и бесед, а учителю хорошо бы овладеть некоторыми способами, известными в экскурсоведении, по переключению внимания. Здесь важно отметить, что во время экскурсии внешние впечатления оказываются не отвлекающим фактором, а, напротив, благоприятным условием усвоения информации.

Основные изменения в развитии личности младшего школьника происходят в мотивационной сфере. Мотивация достижения успеха в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. У неуспевающих учеников в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей, неодобрения сверстников. Это сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Паломничество позволяет открыть для неуспевающего младшего школьника "второй фронт". Сформировать у него компенсаторную мотивацию. Активное включение ребенка в побочные, не связанные с учебой виды деятельности позволяют добиться результата, а, затем, и поощрения взрослого в чем-то другом (спорт, живопись, забота о младших и т.п.), что компенсирует не успешность в учебе. Путешествие на время извлекает неуспевающего ребенка из неблагополучной школьной ситуации, позволяя ему поверить в себя, найти для себя другие области приложения. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний для ребенка.

Ведущая деятельность - учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. При этом для детей младшего школьного возраста характерен мотив к общественно необходимой деятельности. Именно при проведении паломничества младших школьников можно включать в реальную, одобряемую обществом деятельность. Это может быть и посильная помощь монастырю, мытье посуды после обеда, помощь руководителю при сборе группы, опека младших по возрасту детей, если такие присутствуют в паломнической группе. Важно при этом дать правильную мотивацию этого дела, что бы для детей оно казалось очень важным и ответственным.

Важным фактом развития в младшем школьном возрасте является тот факт, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной, коллективной деятельности. В паломничестве этот момент легко реализуется, так как дети путешествуют именно в группе, и взаимодействие осуществляется коллективно.

Как показывает мой практический опыт организации и проведения экскурсий к православным святыням Крыма на примере проведенной экскурсии в Свято-Троицкий монастырь в Симферополе, а также аналогичный опыт коллеги – педагога Меликовой Ю.А. из МОУ Центр дополнительного образования детей «Истоки» г. Волгограда, необходимо придерживаться нескольких правил по организации поездки и ее содержанию, соблюдение которых позволяет реализовать данную форму духовно-нравственного воспитания школьников более эффективно.

Правило 1. Необходимо заранее договориться с водителем о четко установленной дате и цене поездки.

Правило 2. С желающих участвовать в экскурсии следует еще до дня самой поездки получить оплату во избежание проблем с оплатой водителю.

Правило 3. Обязательно нужно созвониться с ответственными за прием паломников на местах для уточнения всех особенностей того места, к которому организуется поездка.

Правило 4. Следует четко указать воспитанникам те границы, которым должны соответствовать одежда и поведение экскурсанта, указать на цели и назначение поездки и попросить не делать того, что с духом поездки не сообразуется.

Правило 5. Говоря о приличном поведении и внешнем виде, надо напомнить о необходимости наличия юбки и головного убора для лиц женского пола.

Правило 6. Необходимо предложить экскурсантам взять из дома в дорогу пищу (ее количество определяется в зависимости от того, будет ли предоставлен обед на месте), а также емкости для желающих набрать святой или родниковой воды.

Правило 7. Говоря о подборе информации, предоставляемой вниманию слушателей по дороге туда и обратно, необходимо помнить, что само по себе данное мероприятие уже является некоторым духовным подвигом для простых школьников, поэтому нагружать его набором сугубо духовной пищи не следует. Для подбора оптимальных форм и средств проведения автобусной части экскурсии педагог должен учитывать возрастные особенности экскурсантов - младших школьников.

Правило 8. Следует исключить сложные богословские темы, проповеди.

Правило 9. Вероучительная информационная часть паломничества не должна быть навязчивой. Можно использовать стихи с заданием вставить пропущенное слово, загадки, игры со словами, различные творческие задания, мультфильмы, художественные фильмы, аудиозаписи песен.

Правило 10. Следует чередовать более глубокий по духовно-нравственному содержанию материал с менее глубоким или вообще не относящимся к нему (например, по теме природа, времена года, здоровье).

Правило 11. Целесообразно ознакомить участников экскурсии с историей христианской традиции паломничеств, их главными целями.

Правило 12. В дороге важно дать представление о наиболее известных храмах, монастырях родного края и святынях – наиболее почитаемых иконах, святых источниках, местно-чтимых Святых, используя при этом наглядный материал в виде фотографий, оформленных в альбом.

Правило 13. Необходимо еще в автобусе рассказать экскурсантам об истории той святыни или святого места, к которому направлена поездка, об интересных и поучительных случаях, связанных с ним. Словом, нужно кратко, но содержательно ознакомить школьников с духовным назначением объекта поездки и нацелить на восприятие самого важного, о чем более подробно будет рассказано уже местным экскурсоводом, либо на обратном пути.

Правило 14. Обязательно следует повторить правила поведения в общественных местах и, в особенности, правила поведения в храме и в монастыре.

Правило 15. Надо рассказать о тех требах, которые можно заказать в данном монастыре или храме.

Правило 16. Если в данном монастыре существует установленная такса пожертвования за что-либо, лучше собрать средства еще в автобусе.

Правило 17. По приезду следует уточнить распорядок времени и план посещений.

Правило 18. После выполнения плана совместной экскурсии, экскурсантам нужно предоставить свободное время.

Правило 19. На обратном пути можно предложить участникам паломнической поездки поделиться своими впечатлениями, рассказать о новых открытиях. Предложить вопросы, ответы на которые вновь акцентируют внимание на существенных моментах поездки.

Правило 20. На обратном пути школьников младшего возраста важно чем-либо занять, к примеру, играми на сообразительность, загадками, но непременно связанными с только что увиденным и услышанном.

Правило 21. Через несколько дней очень востребованной окажется стенгазета или фотовыставка, посвященная паломнической поездке и составленная самими участниками.

Правильно организованное паломничество производит на детей неизгладимое впечатление, обогащая их творческие и умственные способности, воспитывая их нравственные качества, способствуя духовно-нравственному совершенствованию растущей личности.


Литература

  1. Зерченинов, А. Рассуждения о важности христианских путешествий ко святым местам. – М., 1840 г. (Репринт.издание).

  2. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. – М.: «Издательство АСТ», 2004.

  3. Крым: двадцать веков христианства // Православная вера» - 2011 - №15 (443), август, 2011.

  4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Инс-т русского языка им. В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.

  6. Советская историческая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dic.academic.ru

  7. Сурова Л.В. Искание высот: Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.

  8. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!