Особенности возрастного и гендерного развития юношества в системе ТиПО
Что посеешь в юности,
то пожнешь в зрелости. Генрик Иоган Ибсен
Возрастные особенности юношества
Ранняя юность 15-18 лет
Поздняя юность 18-20 (25) лет
Самоопределение
Период умственной и нравственной зрелости
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная
Ведущая деятельность:
♦ Формируется самосознание
♦ становления характера и интеллекта
Профессиональная учеба, труд, любовь
♦ самовоспитание
♦ чувство нового, решительность, прямолинейность
♦ Возрастает волевая регуляция .
♦ Стремление приобрести профессию
♦ активное развития нравственных и эстетических чувств;
♦ Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов
♦ критичность и самокритичность
♦ Стремление к самоутверждению
♦ выбор спутника жизни, сексуальность
♦ профессионального мышления, самоутверждение в профессии
Негативные факторы юношества
Ранняя юность 15-18 лет
Поздняя юность 18-20 (25) лет
♦ Пренебрежение советами старших
♦ Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников,
♦ скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и порядкам в учебном заведении
♦ сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших
повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам
♦ Завершено половое созревание. Возникает первое чувство любви, дружбы
♦ неприятие лицемерия, ханжества, грубости, агрессия на психологическое давление, окрик
♦ Недостаточное осознание последствий своих поступков
Гендерные особенности юношества
Гендерные различия юношества
Юноши
Девушки
Физиология: правое полушарие; формы, структуры, абстрактное мышление
Физиология: левое полушарие; речь, письмо, логика
Адаптация: 1 год
Адаптация: 6 месяцев
Когнитивный уровень: предпочитают объему-качество; Склонны к самостоятельной, исследователькой деятельности, геометрия
Когнитивный уровень: предложенные алгоритм и количество информации; Д етализация, упорядочивание, алгебра
Деятельность:
Предметно-инструментальная. Главное-правила, иерархия
Деятельность должна быть озвучена вербально. Главное-сотрудничество
Соревновательность и справедливая спортивная борьба
Соревновательны, в споре переводят на уровень межличностных отношений
Эмоции: Эмоционально чувствительны. Реагируют ярко и кратковременно. Снимают напряжение переключаясь на др.деятельность
Эмоции: Эмоционально чувствительны. Резко возрастает общая активность, повышается эмоциональный тонус. Мозг готов отреагировать на любое воздействие
Рекомендации
- Не забывайте, перед Вами юноша или девушка со своими особенностями мышления, эмоций.
- Обучая девушек не только разбирайте принцип выполнения заданий, но и ориентируйте на самостоятельность.
- Воспитывая девушку, помните о ее эмоционально бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее воспитывают. Спокойно разберите ее ошибки.
- Помните, что ваша оценка студента всегда субъективна и зависит от вашего типа ассиметрии полушарий.
- Важная задача-не столько учить студента, сколько развить у него желание учиться. Для полноценного развития студента предлагать по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
- В общении сделайте своей главной целью-заповедь «не навреди».
Рекомендации
- Не забывайте, перед Вами юноша или девушка со своими особенностями мышления, эмоций.
- Обучая юношей опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
- Воспитывая юношу помните, о его эмоциональной чувствительности. Излагайте ему кратко и точно свое недовольство. Юноша не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, крики, он скоро перестанет вас слушать, переключится.
- Помните, что ваша оценка студента всегда субъективна и зависит от вашего типа ассиметрии полушарий.
- Важная задача-не столько учить студента, сколько развить у него желание учиться. Для полноценного развития студента предлагать по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
- Сделайте своей главной целью-заповедь «не навреди».
РПТК педагог-психолог 2017г.