СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности выбора лидера в группах отечественных и зарубежных подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий материал для педагогов-психологов

Просмотр содержимого документа
«Особенности выбора лидера в группах отечественных и зарубежных подростков»

Особенности выбора лидера

в группах отечественных и зарубежных подростков

В настоящее время многие ученые, изучающие проблему лидерства, отмечают важность изучения данного феномена в подростковой группе, так как данные периоды являются важными в становлении личности человека. Его умении интегрироваться в общество, способности вести за собой других и нести ответственность.

Для того чтобы осветить феномен лидерства среди подростков конкретной группы нами было проведено исследование.

Первый этап связан с теоретическим пониманием проблемы. На этом этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись концептуальные подходы к развитию темы, определялся научный аппарат исследования.

Второй этап - изучение феномена лидерства и его специфики в подростковом возрасте с помощью проведения методик, подобранных для данного исследования.

Третий этап - обработка и анализ полученных результатов.

Целью исследования стало изучение психологических особенностей лидерства в подростковой группе психологическими методами и средствами.

Предмет – особенности выбора лидеров в подростковом возрасте

Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной организации г. Сургута МБОУ СОШ №31 и интернет-платформах «Interpals.net», «Polyglotclub» в 2020г. Выборку составили 20 подростков: 10 человек, обучающихся в 8а классе и 10 человек – подростки из англоязычных стран: Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Ирландия, Австралия – по два человека с каждой страны. Выборка формировалась на добровольной основе.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики:

  • диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельников), «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов).

  • метод наблюдения в социальных сетях и на страницах интернет-приложений.

«Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников)

Данная методика предназначена для оценки способности человека быть лидером. Состоящая из 50 вопросов, на которые дается ответ «да» или «нет». В данной методике авторы отмечают, что лидерский потенциал во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Также они выделяют ряд характерологических черт личности, которые присущи лидеру. Примером могут служить следующие проявления:

· Сила воли и способность преодолевать препятствия на пути к цели.

· Настойчивость, разумная склонность к риску.

· Терпимость, готовность к долгой хорошо выполняемой и однообразной, не интересной работе.

· Инициативность, готовность работать без опеки. Независимость.

· Психическая устойчивость к увлеченности нереальным предложениям.

· Хорошая приспособляемость к новым условиям и требованиям.

· Самокритичность, трезвая оценка как своих достижений, так и не удач.

· Требовательность к себе и другим. Способность получить отчет о выполненной работе.

· Критичность. Способность увидеть слабые стороны в любых даже выгодных предложениях. Надежность.

· Выносливость, даже в условиях перегрузок.

· Восприимчивость к новому. Умение решать не традиционные задачи оригинально.

· Высокая стрессоустойчивость. Самообладание и работоспособность даже в экстремальных ситуациях.

· Оптимизма. Отношение к труду как неизбежным и преодолимым помехам.

· Решительность. Способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

· Способность к смене стиля поведения в зависимости от условий. Умение похвалить и потребовать.

«Эффективность лидерства» (Р. С. Немов)

Данный опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. Тест состоит из 40 вопросов, на которые дается ответ «да», «нет».

Наблюдение в социальных сетях и на страницах интернет-приложений.

Цель: изучить содержательные характеристики определенных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих данному явлению); Изучение характеристик поведения, деятельности и общения людей с различными психологическими характеристиками; изучение людей как носителей определенных психологических характеристик и сравнение результатов с известными признаками; изучение причин, лежащих в основе проблем разных людей в разных условиях деятельности и общения.

Критерии наблюдения: умение привлечь внимание аудитории, общительность, проявляется ли активность в общении и решении вопросов коллектива, отстаивание своей позиции, имеет ли влияние на сверстников, наблюдается ли пренебрежение правилами, присутствует ли мотивация к учебе.


Результаты исследования особенностей выбора лидера

в подростковом возрасте

Анализ результатов проведенных методик «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельников), «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) представлен ниже.

Таблица 1.

Сводные результаты по проведенным методикам

Коэфф. критерия

Качества, присущие лидерам

Российские подростки

Зарубежные подростки

А

Умение управлять собой

16,4%

8,2%

Б


Осознание цели

9,56%

17,5%

В

Умение решать проблемы

13,54%

16,8%

Г

Наличие творческого подхода

7,7%

12,76%

Д

Влияние на окружающих

18,1%

4,52%

Е

Знания правил организаторской работы

9,83%

14,29%

Ж


Организаторские способности

12,41%

12,23%

З

Умение работать с группой

12,46%

13,7%


При соотношении результатов данных методик можно сделать вывод, что подростки выбрали лидеров класса, у которых очень высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Высокий уровень свидетельствует о том, что сформирована потребность в организаторской деятельности. Лидеры отстаивают свое мнение, настойчивы в деятельности, являются лидерами мнений. Они организовывают игры и различные мероприятия. Лидеры инициативны и быстро ориентируются в сложных ситуациях. Характерной особенность данных лидеров является обширный круг общения и за пределами класса.

В ходе наблюдения за лидерами класса мы отметили, что они могут нарушить правила, принятые учебным заведением, обладают влиянием на одноклассников. Лидеры класса имеют вредные привычки, занимаются экстремальными видами спорта, имеют татуировки. Лидеры не придерживаются делового стиля в одежде. Преобладает спортивный стиль. Учеба данных лидеров не стоит в приоритете, но при этом они не являются отстающими в классе. Приоритетом является общение с противоположным полом. У лидеров есть свой круг общения, в который, по наблюдению, хотят попасть другие ученики. Для подростков важными качествами лидера являются смелость и активное выражение своей позиции. Подростки ценят инициативность лидеров, умение организовать их деятельность.

В результате беседы с лидерами классов мы выяснили, что они не определились с будущей профессией и местом учебы соответственно. Круг их интересов составляет общение со сверстниками, общий досуг и время препровождение после учебы.

Также данные методики по выявлению особенностей лидерства были проведены среди подростков 13-14 лет, живущих в англоязычных странах: Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Ирландия, Австралия – по два человека с каждой страны. Данные подростки охотно шли на контакт и с интересом отвечали на наши вопросы.

Анализируя данные, полученные после прохождения методик, можно сделать вывод, что лидеры, которых выбрали наши иностранные сверстники, в основном ориентированы на профессиональное самоопределение. Об этом свидетельствуют их ответы, демонстрирующие сформированную потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности выбора будущей профессии, а также профессиональном пути. При этом их ответы указывают на благоразумие, серьезность, желание действовать по плану. В последующей беседе с данными подростками подтвердились наши предположения об особенностях выбора лидеров - им должны быть присущи адекватная оценки своих навыков, высокая самооценка, вера в свои силы и способности, стремление преодолевать трудности, идти к своей цели, независимость в профессиональном выборе от других людей и так далее.

В ходе наблюдения за страницами в социальных сетях мы отметили сдержанность эмоций и воспитанность подростков, которых указали наши испытуемые в качестве своих лидеров. Они придерживаются дружеского общения со всеми своими виртуальными друзьями, но проявляют свои эмоции крайне сдержанно. Во внешнем виде придерживаются делового стиля или же неброских вещей, которые соответствуют дресс-коду. В ходе беседы были отмечены прилежность лидеров в учёбе, старательность и выполнение правил. Также в беседе было выявлено, что лидеры в других странах имеют различные сферы интересов, такие как спорт, чтение литературы и учеба. Важно отметить, что в большинстве случаев лидеры ведут здоровый образ жизни, проявляют ответственность за свою будущее, активно интересуются высшим образованием.

Нельзя не отметить тот факт, что характерными признаками иностранных лидеров является бесконфликтность, умение найти компромисс, поддержание дружеских отношений со всеми ребятами. Данные лидеры часто являются инициаторами совместного времяпрепровождения группы подростков. Также необходимо сказать, что важным критерием выбора было то, что данные ребята готовы помочь и оказать поддержу. 

Сравнивая полученные результаты экспериментального исследования можно заметить, что российские подростки выбирают лидеров, которые выражают больший протест и интерес к межличностным отношениям, взаимодействию, проявляют инициативу в общении, понимают окружающий мир и защищают независимость в мыслях, действиях и действиях. Лидер подростков - уверенный в себе, активный и смелый человек, создающий свои правила и умеющий их защищать.

Англоязычные сверстники, в свою очередь, при выборе лидера отталкиваются от его уверенности в будущем, серьезности и желанием добиться успеха. Иностранные подростки выбирают лидера, который стремится к профессиональному самоопределению, к социально-ориентированному общению.

Психолого-педагогические рекомендации по проблеме лидерства в подростковой группе

Проявление лидерских качеств среди подростков является нормой взаимодействия в коллективе. Таким образом, старшеклассники пробуют себя в роли руководителя, организатора. Они развивают в себе такие важные навыки как коммуникативность, способность отстаивать себя в коллективе, нести ответственность не только за себя, но и за группу людей.

Но помимо сплочения коллектива, лидеры могут вносить раздор в общую группу и делить людей на «своих» и «чужих». Таким образом, в классах могут возникать конфликты, преобладать агрессия к отдельным членам класса. Лидер может быть не только с социально желательным поведением, но и нести отрицательные тенденции в класс. Для того, чтобы педагог или психолог мог прогнозировать взаимодействие с классом и знать, какой климат внутри группы, ему необходимо определить лидера внутри класса, его степень и характер влияния. Для взрослого человека должна стоять задача объединить коллектив, не дать образовываться мини – группам, которые будут враждовать.

С одной стороны, система образования должна предоставлять возможности для развития лидерских качеств, с другой стороны следить за атмосферой внутри групп. Для развития и совершенствования лидерских способностей педагог или психолог, совместно с учителями может организовывать тренинги и классные часы, посвященные проблеме лидерства, его влияния на группы.

Просвещение школьников по данной теме может предотвратить появление нежелательного лидерства, а также возможность классу отдавать предпочтение лидеру, который будет являться правильным примером.

При работе с подростками следует учитывать, что важный канал для получения информации для них - это общение и совместная деятельность. Поэтому, может быть организованна совместная работа, в виде круглого стола или дискуссии на тему лидерства, где каждый ученик сможет выразить свое мнение и отношение к обсуждаемой теме.

Для того, чтобы повысить уровень сплоченности класса, учителям необходимо снижать возможность конкуренции в учебном процессе, делая акцент на индивидуальности каждого ученика. Зная о болезненном и агрессивном отношении старших шкодников к критике, следует не допускать сравнения одного ученика с другим. Придерживаться принципов равенства и справедливости. Р.С. Немов предлагает концепцию воспитания личности через коллектив, а коллектива через личность [8]. Организуйте в классе органы самоуправления, проводите классные часы-собрания, избирайте старосту (командира, спорт-руководителя, руководителя творческим отделом) совместно в порядке собрания не реже одного раза в три месяца.

Рекомендации педагогу-психологу:

При работе со старшеклассниками использовать принципы безоценочности и справедливости

Поощрять активность школьников, стремления проявлять лидерские способности, содействовать в реализации идей

Организовывать кружки по интересам

Проводить просветительские уроки по проблеме лидерства, коммуникативности, конфликтности

Взаимодействовать с родителями старшеклассников. Просвещать их о важности межличностного общения для подростков и юношей. Содействовать совместному времяпрепровождению родителей и школьников в рамках классных часов

Не критиковать, не оценивать и не вступать в конфликты со старшеклассниками, стараться решать проблемы, возникающие с ними, мирно

Рекомендации учителю:

В коллективе подростков придерживаться принципа справедливости и равенства

Поощрять коллективные увлечения школьников, всячески способствовать формированию дружеской обстановки

Не вступать в конфронтацию с классом, а быть наставником и советчиков

Добавлять в учебный процесс задания, которые требуют группового выполнения

Проводить уроки самоуправления, что бы школьники могли проявить свои лидерские способности

Стремиться создавать в классе совместные цели

Давать возможность проявить себя каждому ученику.

Проводить рефлексию с учащимися, для того, чтобы понять вместе чего следует достичь, к чему следует стремиться.

Рекомендации родителям:

Период подросткового возраста является ключевым в становлении взрослого человека. Необходимо проявить понимание и эмпатию к ребенку, слышать его желания и поощрять стремление

Главная цель родителя – стать другом, что бы ребенок мог доверять вам.

Следует исключить жесткую критику и поощрять его стремления, дайте возможность старшекласснику понять кто они и чего хотят добиться

Не запрещайте подрастающему ребенку общаться со сверстниками и гулять

Помните, что общение со сверстниками - это важная потребность, которая является ведущей.

Подростки желают чувствовать себя взрослым, поэтому важно разговаривать с ними на темы политики, общественных проблемах, о том, как устроен мир.


Список литературы


  1. Бодалев А.А. Психология межличностного познания

  2. Бэрон Р. Социальная психология: Ключевые идеи.- СПб.: Питер, 2013.

  3. Волков Б.С. В67 Психология подросткового возраста : учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016.

  4. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании – СПб.: Питер, 2018,

  5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства, М., 2016.

  6. Миллс Ч. Социологическое воображение., 2013

  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  8. Немов Р.С: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - Кн. 1 Год: 2010 Автор: Немов Р. Издательство: М.

  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2015.

  10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

  11. Платонов Ю.П. Технологии власти., М., 2012

  12. Сбитнева В.Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении Дополнительное образования и воспитания № 9 2016. М. ИД ООО «Витязь – М»

  13. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства / Уманский А.Л. [Электронный ресурс]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!