СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит с особенностями узелкового батика и способами его получения, а также особенностью батика в технике свободной живописи.

Просмотр содержимого документа
«Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение

специализированная школа №57 имени Г.С.Петрова»















Ручная роспись тканей. Виды батика.









Разработка урока

для учащихся 7 классов по технологии

учителя

высшей квалификационной категории,

учителя-методиста

Чередниченко Станислава Григорьевича












г.Луганск 2019г.


Тема урока: Ручная роспись тканей. Виды батика.


Цель урока:

  • Расширить познания учащихся о батике и его видах, как произведении декоративно - прикладного искусства.

  • Познакомить с особенностями и техникой его создания.

  • Научить выполнять эскиз к холодному батику.

  • Воспитать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и опрятность при работе.

Планируемые результаты:

Предметные - учащиеся познакомятся с батиком, как одним из видов декоративного-прикладного творчества; историей его возникновения; видами батика и технологией его изготовления.

Метапредметные (УУД):

познавательные – научатся осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

регулятивные – научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия.

коммуникативные :

- научатся правилам работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:

-научатся выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность,

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, бумага, карандаш, акварельные краски.

Материалы для учителя:

  • «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

  • Сеть интернет. Компьютер, телевизор, презентация «Ручная роспись тканей. Виды батика.».


Межпредметные связи:

  • ИЗО (эскизы, композиционные решения, цветовой контраст).

  • Химия (свойства резерва и красителей).


Методы обучения:

  • Репродуктивный (воспроизводящий).

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

  • Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).

Тип урока: комбинированный.


Ход урока


I. Организационный момент:

-приветствие;

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;


II. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

Методический прием «ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»

Учащимся предлагается дополнить известную фразу «__________ спасет мир»

(Записать число и тему урока в тетради)


III. Актуализация знаний

Методический прием «Корзина идей».

Учащимся предлагается осмотреться в кабинете. Рассмотреть предметы, висящие на стенах кабинета, стоящих в шкафа, стоящих на столах и тд. Большинство из них имеют свое практическое назначение, но тем не менее они украшены. Все они имеют разное назначение, изготовлены из разных материалов, украшены разными способами. Все они являются предметами декоративно-прикладного искусства, декоративно-прикладного творчества, художественных ремесел.


IV. Объяснение нового материала

Методический прием «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Одним из самых древних способов украшения тканей для изготовления одежды является ручная роспись.

Слайд 3

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику— наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).


Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Слайд 4,5,6

Существует несколько видов батика – горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик.

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола.

Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии.

Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега.

Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска.

Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка.

Слайд 7,8,9

Холодный батик.

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей.

Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи.

Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров.

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей, резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань.

Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

Слайд10

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

Слайд 11

Узелковый батик.

Узелковый батик - это способ крашения ткани. Гладкокрашенные ткани имеют одноцветную окраску. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей.


V. Практическое закрепление знаний.

Разработка эскиза работы для холодного батика.

Жанр рисунка по выбору.

Обязательным требованием к рисунку – это замкнутость контуров, поскольку они расписываются красками только внутри резервной. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.

Предварительно выполняются эскизы. Затем выполняется рисунок простым карандашом в натуральную величину. После этого идет окрашивание отдельных замкнутых контуров. Имитация резервных линий осуществляется черным контуром.


Слайд 12

VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

  • Анализ выполнения самостоятельной практической работы.

  • Разбор типичных ошибок учащихся.

  • Подведение учащихся к способам устранения ошибок.

Повторим новые слова: ручная роспись тканей; батик: горячий, холодный, узелковый; свободная роспись; резервирование.

Закрепление изученного материала.

  • Какие виды батика выполняют с применением резервирующего состава?

  • Для каких видов батика нужно натянуть ткань на подрамник?


Слайд 13

VII. Домашнее задание.

Повторить конспект.

Принести отрезки ткани размером 25х25 см белого цвета, пяльца, краски, кисти акварельные, палитру, перчатки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!