СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности взаимодействия специалистов сопровождения (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности разработки модели взаимодействия учителя-логопеда и  педагога-психолога дошкольного учреждения по созданию равных стартовых возможностей для подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению. Рассмотрены различные аспекты системы коррекционно-развиваюшей работы, этапы, формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога, направленного на коррекцию речевого и психофизического развития детей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействия специалистов сопровождения (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению»


Особенности взаимодействия специалистов сопровождения (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Тихонова Галина Александровна,

учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов Тульской области


Майорова Ольга Владимировна,

педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов Тульской области



Аннотация. В статье раскрываются особенности разработки модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога дошкольного учреждения по созданию равных стартовых возможностей для подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению. Рассмотрены различные аспекты системы коррекционно-развиваюшей работы, этапы, формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога, направленного на коррекцию речевого и психофизического развития детей.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, модель взаимодействия, система коррекционно-развиваюшей работы, направления, этапы, коррекционно-развиваюшей работы, модифицированная программа.



Дошкольные образовательные организации для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

На современном этапе, в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС,01.01.2014г.) психологическая готовность ребенка к школьному обучению определяется сформированной «внутренней позицией школьника» его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.

Психологическая готовность - это желание ребенка идти в школу, желание получать знания. Умение слушать и выполнять задания учителя, даже если они не интересны. Это и определённый запас знаний об окружающем мире, о себе, а так же уровень развития памяти, внимания, мышления, речи. Умение ребёнка управлять собой, своей двигательной активностью, что очень необходимо при 35-40 минутных уроках. Это волевой аспект психологической готовности к школе, т.е. ребёнок должен приложить усилия воли, для того, чтобы учиться. И, наконец, эмоциональный аспект психологической готовности – это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя, стремление к общению со сверстниками и взрослыми. Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к первокласснику, подтверждают, что школьная зрелость проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка. Часто к этим новым условиям дети бывают не готовы. Путь развития каждого ребенка очень индивидуален, особенно для ребенка с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в речевом развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций и сроков реабилитации.

В дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) компенсирующего вида в старшей и подготовительной группе, как правило, находятся дети с общим недоразвитием речи третьего или четвертого уровня.

Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения.

Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается специфическое своеобразие связной речи: трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно – следственных связей в тексте.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановки слогов [9].

Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в не сформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико – артикуляционными признаками [7].

Для детей с ОНР III характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, ограничены возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти, заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением [7].

К четвертому уровню речевого развития относятся дети с остаточными явлениями недоразвития лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы.

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с ОНР IV.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко – слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар. Недоступным для них является задание на подбор антонимов к словам с более абстрактными значениями.

В большинстве случаев дети с четвертым уровнем развития неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением.

При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз. [9].

Вследствие этого дети с ОНР испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. А ведь многих этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

С этой целью в МКДОУ №9 к/в г. Ефремова Тульской области была разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОО для дальнейшего обучения детей с ОВЗ в школе.

При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:

- Онтогенетический – учитывает этапы развития ребенка в норме.

- Этиопатогенетический - учет симптоматики речевой аномалии.

- Деятельностный - учет ведущей деятельности возраста.

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

- Принцип системности, учитывающий взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;

- Принцип комплексности – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;

- Принцип адекватности предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;

- Принцип постепенности – следование от простых и доступных заданий к более сложным.


Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации


Система работы, этапы и формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению.

Цель совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога: Построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.

Задачи работы учителя – логопед:

• Обследовать воспитанников и наметить планы проведения индивидуально – коррекционной работы с детьми, определив основные направления и содержание работы с каждым из них.

• Проводить систематическую коррекционно - речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

• Оценивать результаты помощи детям и определять степень их речевой готовности к школьному обучению.

• Формировать у педагогического коллектива информационную готовности к логопедической работе, оказывать им помощи в организации полноценной речевой среды.

Задачи педагога-психолога:

  • Создание среды психологической поддержки детям с ОНР.

  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

  • Совершенствование мелкой моторики.

  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

  • Развитие зрительно-моторной координации.

  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

  • Активизация отработанной лексики.

  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Единые концептуальные основы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда, при согласованности проводимых ими мероприятий по подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению, являются: развитие и коррекция познавательной сферы, развитие зрительно-моторной координации, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.

1 этап. Диагностический

Наблюдение позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.

Анкетирование используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке детей к школе.

Диагностическое обследование представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течении длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнетивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Диагностический инструментарий учителя-логопеда:

Для диагностики детей учителями – логопедами МКДОУ № 9 к.в. была взята за основу речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, авторы – составители Илюк М.А. и Волкова Г.А.

В процессе обследования логопеды пользуют альбомы В.С. Володиной «Альбом по развитию речи», О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» и Смирновой И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи». Так же некоторые логопеды сада для обследования создали свои альбомы, например, «Альбом обследования слоговой структуры слова», «Альбом обследования высших психических функций».

Диагностический инструментарий педагога-психолога:

Для определения уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе была разработана комплексная методика «Диагностика уровня поступающих в начальную школу» диагностический пакет из 19 методик (Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака, определение мотивов учения старших дошкольников по методике М.Р.Гинзбург.и др.),разработанный и дополненный ППС «Доверие» г. Ефремов Тульская обл.

Мониторинг детей группы проходит в начале и конце учебного года. В начале года специалистами составляются планы индивидуальной коррекционной работы

2 этап. Коррекционно-развивающая работа.

Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

В дошкольной образовательной организации компенсирующего вида подготовка учителем – логопедом дошкольников с ОНР к обучению в школе начинается со старшей группы. Работа идет по следующим направлениям:

1. Формирование фонетико – фонематической стороны речи.

2. Развитие грамматического строя речи и обогащение словарного запаса.

3. Развитие связной речи.

4. Подготовка руки к письму.

5. Развитие ВПФ, являющихся базой речевого развития.

6. В подготовительной группе к данным направлениям добавляется формирование учебных умений и навыков – чтение, письмо.

Формирование фонетико – фонематической стороны речи у детей с ОНР начинается во 2 младшей группе, продолжается в средней и старшей группах, и проходит на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основными задачами фронтальных занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, формирование навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

В младших группах детского сада работа идет над развитием фонематического слуха в объеме, необходимом для начала формирования фонематического восприятия. Также логопед развивает слуховое и зрительное восприятие, речевое дыхание, силу голоса, высоту голоса, внимание, память, артикуляционную и мелкую моторику, начинает знакомство детей со звуками.

Детей учат слышать первый гласный звук в ударной позиции, а затем и первый согласный в слове во второй младшей группе и ударные и безударные гласные, согласные в начале и конце слова в средней группе. Опорой для этой работы служат картинки – символы звуков, предложенные М.Ф. Фомичевой в ее книге «Воспитание у детей правильного произношения». Все занятия проходят в игровой форме.

В старшей группе на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи работа по совершенствованию произносительной стороны речи, развитию речевого слуха, речевого дыхания и развития фонематического слуха продолжается. На данном этапе вводятся понятия: гласные - согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки, отрабатываются сложные в произнесении согласные и йотированные гласные, развивается умение дифференцировать сходные звуки, наиболее часто смешиваемые детьми. Начинается формирование фонематического восприятия: в течение года детей учат выделять начальный и конечный гласный и согласный звуки, делать полный анализ слов, состоящего из 3х звуков, типа МАК, ДОМ, закрепляется умение делить слова на слоги, одновременно изучается звук, и детей знакомят с его графическим изображением – буквой.

На данном этапе вводятся графические обозначения звуков, разработанные Т.А. Ткаченко. Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Они изображаются красным цветом, согласные – синим, что подготавливает ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных и согласных звуков в графической звуковой схеме слова.

Применение предложенных игровых приёмов позволяет детям с первых дней пребывания в логопедическом деском саду включиться в работу, значительно повышает интерес к логопедическим занятиям и в саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР.

Развитие грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие понимания лексико – грамматических в ДОУ компенсирующего вида проходят на фронтальных занятиях по формированию лексико - грамматических категорий.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Лексико – грамматические категории изучаются только с логопедом, и последовательность их выбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования детской речи при общем недоразвитии. Опыт показывает, что только при таком методе, т.е. при детальной, системной, отдельной проработке каждой лексико – грамматической категории, возможна коррекция грамматического строя речи дошкольников.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

Работа на занятиях строится в порядке возрастания сложности и включает в себя:

1. Различные виды пересказа.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с ясной логической последовательностью событий.

2. Составление повествовательного рассказа, где берется:

составление рассказа по серии картин; составление рассказа по серии сюжетных картин, предлагаемых в нарушенной последовательности; составление рассказа с элементами творчества. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

3. Составление рассказа – описания.

В логопедическую работу мы включаем рассказы – описания, в которых составление описания какого – либо предмета опирается на схемы, разработанные Т.А. Ткаченко в книге «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет». Эти схемы существенно облегчают детям данный, достаточно сложный для дошкольников, вид рассказывания.

4. Пересказ и составление рассказов по методике Воробьевой В.К.

Эта методика активно используется логопедами нашего сада.

Методика опирается на психолингвистические представления о том, что связная речь является речемыслительной деятельностью. Логопед должен формировать связную речь пошагово, специально отрабатывая каждую операцию, входящую в нее. У методики 3 раздела:

1. Ориентировочный этап.

2. Формирование первоначальных навыков связной речи.

3. Закрепление усвоенных правил в собственной речи детей.

По методике, прежде, чем учить ребенка составлять рассказы, надо научить его ориентироваться в признаках рассказа, используя специальные речевые упражнения сопоставительного характера. Например, сравнение рассказа и набора нескольких предложений из этого же рассказа, коммуникативно слабых, предпочтительно, начинающихся с местоимения. На этом этапе логопед должен научить детей осознавать некоторые общие признаки рассказа и отвечать на вопрос, почему в одном случае рассказ получился, а в другом – нет.

На следующем этапе происходит формирование первоначальных навыков связной речи. Рассказы бывают повествовательной и описательной структуры. Принципиальный момент методики – первоначальное формирование умений и навыков связной повествовательной, а не описательной речи

В основе составления повествовательного рассказа лежат 2 правила:

1. Правило смысловой связи предложений между собой, где мысль предыдущего предложения перетекает в мысль последующего, а в 2х соседних предложениях говориться об одном и том же предмете мысли.

2. Правило языковой организации. Оно рассказывает о том, какими средствами научить ребенка соединять одно предложение с другим. В повествовательном тексте используются: прямой лексический повтор, местоимения, производные слова, синонимическая связь.

Повествовательные тексты, или тексты цепной структуры должны быть адаптированы, т.е. все предложения в тексте должны быть соединены прямым лексическим повтором, а предложения должны быть простыми, распространенными.

Для развития графо – моторных навыков в старшей и подготовительной группе логопед дает следующие задания на занятиях в группе: работа с трафаретами и шаблонами, разные виды штриховки, графические диктанты. В индивидуальных логопедических папках дается задание нарисовать строчку геометрических фигур. Это задание решает следующие дидактические задачи: обучение умению ориентироваться на листе бумаги, обучение умению ориентироваться на листе бумаги в клеточку, закрепление букв и цифр, обучение рисованию геометрических фигур в клетках, развитие чувства ритма. В подготовительной группе это задание усложняется, дети учатся рисовать по клеточкам символические изображения предметов.

Для закрепления букв и цифр также даются задания. В старшей группе логопед знакомит детей с буквами на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Дома дети разукрашивают пройденную букву в своей папке. В подготовительной группе выкладывают букву из счетных палочек, закрепляют при чтении букваря, пишут (обязательно!) по пунктирам, дописывают недостающие элементы.

Подготовительная группа. Само название группы – подготовительная к школе – говорит о том, что главная задача на данном этапе – помочь детям подготовиться к учебе в школе. В нашем саду проходят занятия обучения грамоте по букварю Надежды Сергеевны Жуковой.

Одним из основных средств обучения звуковому анализу является касса букв. Систематическая работа с кассой букв (выкладывание слогов, слов, предложений) помогает подготовить дошкольников к овладению письмом. Касса букв позволяет использовать в обучении различные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; развиваются межанализаторные связи, зрительное, слуховое внимание, пространственное восприятие, тонкая моторика пальцев и кистей рук.

Для того, чтобы выложить слово, дети отхлопывают его, определяя сколько слогов, затем определяют, в каждом слоге, какие будут брать буквы. Кроме складывания, после предварительного анализа, применяются и другие приемы. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов. Используются игры: «Составь слог», «Добавь букву. Какое слово получилось», «Измени букву, прочитай новое слово», «Буквы рассыпались, собери из них слово», «Составь предложение. Выложи его из букв». Так же в работе активно применяются пазлы, ребусы, шарады, кроссворды.

Таким образом, на занятиях по обучению грамоте, ребенок, успешно освоивший все этапы, приобретает навык чтения. В ходе занятий происходит интенсивное умственное развитие ребёнка, формируется его учебная деятельность. Подготовленные таким образом дети легко включаются в усвоение новой программы в школе, не испытывая при этом затруднений.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Так как в дошкольном возрасте, как известно, ведущей деятельностью является игра, то и коррекционно-развивающие занятия по подготовки детей к школьному обучению должны проводиться в игровой форме. Ведь именно в игре происходит развитие всех психических процессов, именно игра является средством всестороннего развития и воспитания дошкольников. В связи с этим была разработана модифицированная программа «Хочу в школу!» для детей 6-7лет, в структуру которой вошла программа Куражева Н. Ю., Козлова И. А «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет». В программу внесены корректировки в содержание коррекционно-развивающих занятий в связи с уменьшением количества часов и адаптированы к детям с ОВЗ.

Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:

- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

- формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа рассчитана на один учебный год и представляет собой систему из 28 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Занятия проводятся в игровой форме с элементами сказкотерапии. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Примерная структура занятий

- Приветствие «Доброе животное».

- Чтение сказки «Лесная школа» М.А. Панфиловой и игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций.

Сказки «Лесная школа» М.А. Панфиловой раскрывают 5 основных тем для будущих первоклассников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью и школьные конфликты. Данные сказки помогают ввести ребенка в школьную жизнь, выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации, опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. После прочтения сказки организуется обсуждение действий, поступков героев, результат поведения героев.

Размышления над сказками и их обсуждения:

- Основная тема.

Вопросы: - О чем эта сказка? Чему она учит?

- Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Вопросы:- Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?

- Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Вопросы: - Как герой решает проблему?

- Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе.

Вопросы: - Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение?

- Актуализированные чувства.

Вопросы: - Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные?

  • Динамическая пауза

  • Игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов, по лексическим темам

  • Рефлексивный

  • Ритуал прощания игра « Солнечные лучики»

Ожидаемые результаты

1.Повышение интеллектуального уровня.

2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.

3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.

4.Устранение дефектов произвольного поведения.

5.Развитие произвольности психологических процессов.

6.Развитие навыков рефлексии.

3 этап. Консультативная и просветительская работа с родителями.

Успешная подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями. Непрерывная связь педагогов с родителями воспитанником подготовительной к школе группе осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы.

На родительских собраниях обсуждаются теоретические аспекты психологической готовности детей к школе. Также проводятся тематические консультации, ежемесячно обновляется информация в родительском уголке, на сайтах ДОУ и личных сайтов педагогов. Разрабатываются памятки, буклеты для родителей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе педагога.

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о психологической готовности ребенка к школе. В случае выявления определенных проблем педагог-психолог, учитель-логопед предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, психоневрологу), на ЕТ ПМПК или ПМПк ДОО для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

4 этап. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы

Эффективность коррекционно-развивающей работы по подготовке старших дошкольников к школьному обучению при тесном сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога, можно отследить с помощью результатов итоговой диагностики, проведенной педагогом-психологом с целью выявить уровень развития психологической и мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению, представленной в таблицах 1,2 и в гистограммах1,2.


Таблица1. Уровень психологической готовности к школе детей 6-7 лет

за 2020 – 2021 учебный год


Группы

Уровень психологической готовности

Начало учебного года

Конец учебного года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подготовительная к школе группа №01

-

100% - 14чел.

-

71%-10чел.

29%-4чел.

-


Таблица2. Учебная мотивация детей 6-7 лет за 2020 – 2021уч.год.

Группы

Учебная мотивация

Начало учебного года

Конец учебного года

Не сформированная

сформированная

Не сформированная

сформированная

Подготовительная к школе группа №01

100% - 14 чел.

0%

0%

100% - 14чел.


Гистограмма 1. Результаты диагностики

психологической готовности детей к школе

в подготовительной к школе группе №01


Гистограмма 2.Результаты диагностики детей

о сформированной учебной мотивации

в подготовительной к школе группе №01



Формирование положительной мотивации к школьному обучению является одной из основных задач целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Из представленных данных видно, что в конце учебного года у 100% детей сформирована учебная мотивация. Уровень психологической готовности состоит из областей развития: Общее представление об окружающей, интеллектуальная сфера, зрительно-моторная, развитие речи. Из представленных данных количественной диагностики, в конце учебного года, видно, что 71% дошкольников имеют высокий уровень и 29% - средний уровень психологической готовности к школе.

Следовательно, взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и психическом развитии детей. Это значит, что организованная таким образом работа по формированию у детей с ОНР готовности к школе позволит успешно обучаться в школе.

Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.


Список источников

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. М., 1991.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2004.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.

5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2001.

6. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. М., 2001.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М, 2004.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997.

9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Автор – составитель сборника Чиркина Г.В. М., 2009.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!