Педагогический калейдоскоп
«Как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям обучения».
(для родителей учащихся пятых классов)
Цели: сформировать у родителей представление о том, как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям обучения.
Задачи:
Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.
Проинформировать родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям обучения.
Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями.
Способствовать поиску способов помощи детям в адаптации.
Этапы:
Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
Основной. На этом этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.
Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа:
Анкетирование учащихся (Приложение 1.)
Материалы и оборудование:
Столы и стулья (расставленные по кругу)
Доска и мел
Карточки с (Приложение 3.)
Видеопроектор, экран.
Ход собрания:
Упражнение «Приветствие» (создать доброжелательную атмосферу, способствовать раскрепощению участников). Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем необычном собрании «Педагогический калейдоскоп»! Давайте поприветствуем друг друга с помощью игры, цель которой – пожать руку как можно большему количеству человек, обмениваясь при этом парой тёплых фраз»
Сообщение о результатах опроса детей. Педагог информирует родителей о результатах опроса (анонимно – не называя имён детей).
Мини – лекция на тему «Как помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям обучения» (проинформировать родителей о возможных способах помощи ребёнку в новых условиях обучения).
Ребенок, давно приспособившийся к школе, переходя в среднее звено, снова оказывается в новой, непривычной ситуации. Многое меняется для ребенка в этот период.
Ему предстоит познакомиться с несколькими учителями, запомнить имя отчество каждого, с каждым найти общий язык, привыкнуть к разным требованиям. Часто дети испытывают трудности в отношениях с учителями, у них могут возникнуть страхи. Ребенку нужно запомнить, где находятся кабинеты по разным предметам. Школьных предметов становится больше, а значит, увеличивается умственная нагрузка. Изучение новой обстановки так же требует значительных умственных и эмоциональных затрат. Поэтому в пятом классе у многих учеников снижается успеваемость.
Привыкать пятиклассникам приходится еще и к тому, что теперь они снова самые маленькие, а в начальной школе были самыми старшими. Старшеклассники нередко доставляют им некоторые неудобства.
Некоторые дети, перейдя в среднее звено, привыкают ко всем изменениям еще дольше и еще труднее, чем это происходило у них в первом классе. Причиной этому может быть недостаточно внимательное отношение родителей к данной проблеме. Часто родители наоборот ослабляют контроль и меньше помогают пятиклашкам, потому что считают, что те уже взрослые и должны стать более самостоятельными. В 11 лет ребенок еще не может правильно распределить свое время, у него еще недостаточно развита воля, поэтому ему все еще требуется помощь в приготовлении домашнего задания.
С переходом в пятый класс ребенка ждут не только изменения окружающей действительности, но и его внутренние, психологические и физиологические изменения. Начинается младший подростковый возраст. Теперь ребенок больше ориентируется на мнение сверстников, чем взрослых. Общение выходит на первый план интересов, и статус в детском коллективе определяется тем, насколько ребенок успешен в общении. Подросток глубже анализирует свое поведение и свое эмоциональное состояние. Если у ребенка возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, в подростковом возрасте это особенно отрицательно влияет на его общее благополучие (и на успеваемость в частности).
Чем же могут помочь родители своему ребенку в этот непростой период?
1. Помогите с уроками. Совместно с ребенком определите часы, когда он будет заниматься и следите за тем, что бы это делалось вовремя. Если ребенок просит помощи, направьте его, подскажите, как он может найти ответ самостоятельно, но не давайте готовых решений. При негативном отношении ребёнка к школе, нежелании делать уроки, капризах, стоит оказать особую помощь в адаптации. (Подробнее об этом - в статье "Как узнать, насколько ребёнок адаптировался к школе")
2. Помогайте ребёнку соблюдать режим дня. Важно чередовать труд и отдых, вовремя ложиться спать, что бы не было переутомления. На выполнение домашнего задания пятиклассник должен тратить не больше двух часов в день. Если после школы ребенок предоставлен сам себе, то желательно запланировать на это время посещение кружков и секций (только не слишком загружайте ими ребенка). Свободное время лучше посвятить подвижным играм, занятиям спортом, а время, проведенное за компьютером сократить до минимума - не больше одного часа в день.
3. Помогите ребёнку запомнить все требования и правила, для этого сами поговорите с учителями и запишите всю необходимую информацию.
4. Расскажите классному руководителю об особенностях своего ребёнка, для того, чтобы учителю было легче найти подход к нему.
5. Не требуйте одинаковых результатов по разным предметам. У каждого человека свои склонности и способности. Помогите ребенку найти себя.(Подробнее об этом читайте в статье «Как определить способности ребёнка")
6. Будьте готовы всегда поддержать ребёнка. Чаще беседуйте с ним о школьной жизни, расспрашивайте о его делах и рассказывайте истории из своего детства.
7. Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, чтобы у них было больше возможностей пообщаться. Это будет способствовать сплочению детского коллектива и положительно отразится на эмоциональном самочувствии детей.
8. Помогите ребенку посмотреть на ситуацию начала обучения в пятом классе как на шанс начать все с начала и добиться успеха. [1]
Игра «Разные роли» (создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями). Участники делятся на три команды. Один человек – водящий, исполняющий роль ребёнка. Первая команда исполняет роль родителей, бабушек и дедушек, которые, каждый по-своему, заботятся о ребёнке, контролируют, требуют выполнения правил. Вторая команда – «учителя», у каждого из которых свои требования. Третья команда – «сверстники»: кто-то зовёт играть, кто-то обзывает, кто-то просит списать и т.д. Каждый участник, обращаясь к «ребёнку», говорит ему пару фраз в соответствии со своей ролью (ребёнок может ответить ему).
По окончании игры, участник, исполняющий роль ребёнка делится своими чувствами и эмоциями (комфортно ли ему было в этой роли, какие эмоции он испытывал по отношению к каждой группе участников, ощущал ли он себя хорошим или плохим, какие эмоции преобладали в ходе игры).
Остальным участникам тоже предлагается сделать свои выводы и проанализировать, какие трудности встречаются на пути у ребёнка и чем могут помочь ему родители.
Картинка – метафора «Ребёнок на велосипеде (который только учится кататься)» (активизировать процессы мышления, подтолкнуть к рассуждениям)
Участники называют свои ассоциации с этой картинкой. Можно задавать наводящие вопросы:
- как эту картинку можно связать с нашей сегодняшней темой?
- что поможет ребёнку научиться кататься на велосипеде?
- чем родители могут помочь в адаптации ребёнка (по аналогии с велосипедом)?
При обсуждении картинки – метафоры, педагог подводит родителей к выводу о том, что ребёнку сложно приспособиться к новым условиям и родители должны поддержать его, постепенно давая всё больше самостоятельности (отпуская велосипед), но, не бросая его один на один с трудностями, постоянно подбадривая и помогая.
Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается ответить на вопросы:
- что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании,
- была ли полученная информация полезной,
- как собираетесь использовать эту информацию?
Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами)
Источники:
URL: http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/uchimsya-vmeste/33-ot-7-do-11-let/34-kak-pomoch-pervoklassniku-adaptirovatsya-k-shkole
Приложение 1.
Анкетирование «Нравится ли тебе учиться в школе?»
Ответь, пожалуйста, на вопросы. Ты можешь выбрать один или несколько вариантов ответа.
С радостью ли идёшь утром в школу?
- всегда с радостью;
- когда как;
- чаще всего с плохим настроением;
- всегда с неохотой;
Что тебе больше всего нравится в школе?
– возможность пообщаться с друзьями;
- возможность узнать много нового;
- мне нравится заниматься на моих любимых предметах
Сложно ли тебе справляться с требованиями учителей?
- совсем не сложно;
- немного сложно, но я справляюсь;
- очень сложно
Какие трудности ты испытываешь в школе? (ответь на этот вопрос самостоятельно)
___________________________________________________________________________