СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования коммуникативных УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особенности формирования коммуникативных универсальных действий. Развитие речи на уроках крайне важно для полноценного развития школьников. На уроках развития речи происходит формирование коммуникативных универсальных учебный действий

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования коммуникативных УУД.»

А. П. Барановская, МордГПИ

руководитель С. А. Бабина, канд. филол. наук, доцент


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ



По справедливому замечанию К. Д. Ушинского, одной из основных целей преподавания русского языка является «воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, чутья языка; развитие дара слова – практическое развитие речи, выражение своей мысли и понимания чужой; формирования и отработка языковых явлений: аудирования – восприятия речи с полным пониманием, говорения – выражения своей мысли, письма – графической фиксации мысли и наконец, чтения». [3, с. 17]

В современном русском языке общие цели обучения детей русскому языку определяются на основании принятых в языкознании разграничений языка и речи; устной и письменной форм речи; функций речи.

На основе ФГОС НОО выделяются следующие цели обучения русскому языку в начальной школе:

- развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;

- формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации. [4]

При этом развитие речи младших школьников становится важной составляющей при обучении русскому языку. В процессе формирования данного понятия развивается коммуникативная компетенция младших школьников и, следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия учащихся.

А. Г. Асмолов в своем труде «Как проектировать универсальные учебные действия (УУД) в начальной школе» [1, с. 8] отмечает, что коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей.

К коммуникативным навыкам относят:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в полном обсуждении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников;

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные навыки формируются на всех уроках в школе, в том числе, на уроках русского языка. Как говорилось ранее, важную функцию выполняет развитие речевых навыков школьника. Урок развития речи – один из способов развить коммуникативную компетентность личности ребенка.

Данный вид урока – один из сложных видов. Цель урока развития речи – развить устную и письменную речь учащихся. На уроках речь развивается постепенно – от простого к сложному. Михаил Ростиславович Львов предлагает большое количество способов развития речи учащихся. Это могут быть различные упражнения, пересказы, изложения, сочинения. Рассмотрим каждый способ.

Упражнение – это тренировка. Существуют упражнения разноготипа: речевые, упражнения с предложениями, упражнения на основе образцов, конструктивные, творческие, текстовые. Каждый цикл упражнений имеет свою цель.

Речевые упражнения – упражнения, которые тренируют работу над словосочетанием. Выделяют такие виды речевых упражнений:

« - установление связей внутри словосочетания, их фиксация на письме;

- толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем;

- схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении;

- исправление речевых ошибок в словосочетаниях;

- редактирование собственного текста». [3, с. 389-340].

Текстовые упражнения – упражнения, предполагающие работу над текстом. Львов выделяет три типа текстовых предложений: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Также упражнения подразделяются на устные и письменные.

К устным упражнениям относятся: устный пересказ прочитанного в различных вариантах; различные текстовые выступления учащихся, различные импровизации (рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений); различные виды драматизации:(инсценирование рассказов, сценическое исполнение)

К письменным упражнениям относятся сочинения по теме, по картинам, по плану, по схеме сюжета; записи наблюдения, ведение личных дневников, дневников погоды, природы; письменные изложения; письменные сочинения разных видов, отзывы о прочитанном, письма и документы.

Пересказы и изложения – это сходные, и в то же время различные речевые упражнения. Пересказ – это устное речевое упражнение, основанное на подражании. Пересказ помогает учащимся обогатить и активировать свой словарный запас. На сегодняшний день известно много разнообразных видов пересказов: пересказ, близкий к тексту; сжатый и выборочный пересказ; пересказ в лицах; пересказ по опорным словам, творческий пересказ. Такое большое количество пересказов помогает сделать урок развития речи более интересным и разнообразным.

Изложение – это письменный пересказ. Изложения также делятся на виды: известно изложение, близкое к тексту, сжатое и творческое изложение. В современной методике появилось много пособий, с готовыми адаптированными изложениями. Это значительно облегчает работу учителя и экономит время, потому что для изложения подойдет не текст. Изложение имеет некоторое преимущество перед пересказом. У ученика есть время для построения правильной, законченной мысли, есть возможность обдумать каждое предложение. Соответственно, и требование к изложению, выше. Изложение помогает учителю проконтролировать развитие речи каждого ученика. Пишут изложение несколько раз в год, в основном без черновиков, с целью экономии времени. Но рекомендуется писать 2-3 раза с черновиками. Так дети приобретают навыки редактирования.

Творческий пересказ и творческое изложение – это работа, которая требует от учащихся умения работать над всеми видами пересказов и изложений.

Рассмотрим поподробнее такой вид письменного текстового упражнения как сочинение. Сочинение – это творческая работа. Для ее выполнения требуется большая подготовительная работа. Для того чтобы написать сочинения, учащемуся нужно обладать многими навыками. Сочинения тоже бывают нескольких видов: сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сочинение-миниатюра.

Развитие речи происходит практически на всех уроках. Но в большинстве случаев урок развития речи используется для контроля сформированных умений у учащихся на уроках русского языка. В начальной, средней и старшей школах - это в основном, обучение написанию изложений и сочинений, само написание различных видов сочинений и изложений и анализ.

Урок развития речи требует новых методических разработок, инноваций. В последнее время методисты стали разрабатывать более современную методику урока развития речи. Е. Н. Атарщикова выдвигает мысль, что «урок развития речи – это урок русского языка, на котором моделируется различные речевые ситуации, решаемые личностно и социально значимые коммуникативные задачи. [2, с. 12]. Она считает, что «традиционных для урока русского языка методов и приемов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу над развитием речи системой». И также она выдвигает интересную мысль: ввести специальные «речевые» уроки для целенаправленного развития речи учащихся.

Таким, образом, развитие речи на уроках крайне важно для полноценного развития школьников. Существует много методов и способов, помогающих учителям формировать универсальные учебные действия у учащихся. Важное значение имеет правильное формирование личности ребенка. Урок развития речи развивает коммуникативные навыки детей. Урок развития речи – это вид урока, формирующий и развивающий речевые навыки учащегося. Существуют специальные упражнения, для развития речи. Это текстовые упражнения, пересказы, изложения, сочинения. Хотя сегодня есть много методов работы над развитием речи, все же необходимо придумывать новое, для того, чтобы уроки развития речи более развивали речь учащихся.


Литература:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г.Асмолов, Г. В. Бурменская,И. А. Володарская и др]; под ред. А.Г, Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Атарщикова, Е. Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: СГПИ, 2008. – 156 с.

  3. Львов, М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 7-е изд. – М. : Академия, 2012. 464 с.

  4. Примерная основная образовательная программа 
    начального общего образования для образовательных организаций, 
    реализующих систему развивающего обучения Л.В. Занкова.

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373) http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!