СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности формирования словаря у старших дошкольников в условиях РППС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система  работы  по  развитию  словаря: диагностика, среда, результаты.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности формирования словаря у старших дошкольников в условиях РППС"»


ФИО Душева Ирина Николаевна,

Должность Воспитатель,

Место работы МБДОУ «Детский сад №365»,

Город Нижний Новгород.













Особенности формирования словаря у старших дошкольников в условиях РППС.


Содержание:


1. Значение и актуальность словарной работы для детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО. 4

2. Развивающая Предметно Пространственная Среда как необходимое условие речевого развития дошкольников. 5

3. Организация Развивающей Предметно Пространственной Среды в старшей группе для развития и активизации словаря. 6

Литература 10



1 Значение и актуальность словарной работы для детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По мнению Леонтьева А.А., «дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах». Поэтому развитие словаря ребёнка является основной ступенью речевого развития и от неё зависит успешное формирование всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка и качественного изменения его деятельности постепенно формируется и словарь ребенка.

Темпы развитие словаря зависят от многих факторов: культурный уровень среды окружающей малыша, практика речевого общения, от уровня интеллектуального развития ребенка. В научной литературе, в частности в работах В.И. Селивёрстова, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева и др. подчеркивается, что предпосылки развития словаря определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок в дошкольном возрасте овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

2 Развивающая Предметно Пространственная Среда как необходимое условие речевого развития дошкольников

Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества, поэтому в настоящее время большое значение речевому развитию уделяет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Данный документ ориентирует педагогов на достижение такой цели, как свободное владение речью, являющейся средством общения и культуры. Речевое и социально-коммуникативное развитие являются наиболее приоритетными областями в реализации данной цели, так как они способствуют овладению родным языком. Хорошо усвоенная родная речь обеспечивает успешную адаптацию ребенка в современном социокультурном пространстве.

Одной из значимых задач является овладение словарным составом родного языка, это создает основу для общего речевого развития ребенка и подготовке к школьному обучению. Становления словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования и стать интеллектуальным и высокообразованным человеком.

В настоящее время все больше растет интерес родителей к проблеме овладения ребенком правильной устной речи и словарным запасом родного языка как основы для общего речевого развития ребенка и подготовке к успешному взаимодействию с социумом. В связи с этим, со стороны родителей возросли и требования к дошкольному образованию. Отмечается высокий запрос, прежде всего на занятия интеллектуального содержания, обучению грамоте.

Необходимость данной работы было выявлено в процессе проведенного нами педагогического исследования по подобранной методике Т.Б.Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В.Чиркиной «Обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста». Дети показали следующие результаты обследования. 52 % детей данной группы показал не высокий уровень развития активного словаря. Также видно, что 37% детей показали средний уровень развития активного словаря, т.е. при ответах дети затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не смогли назвать всех детенышей животных, не все виды профессий. И низкий уровень развития активного словаря у детей составил 11%. Эти дети смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. Возникали трудности при обследовании существительных, как отказ от ответа или ошибочный показ картинки, чаще всего это были картинки доступные их восприятию, но не связанные с их повседневной деятельностью.

3 Организация Развивающей Предметно Пространственной Среды в старшей группе для развития и активизации словаря

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. ФГОС ДО предъявляет определённые требования к организации условий «социальной ситуации развития детей» - поддержка индивидуальности, обеспечения эмоционального благополучия и т.д. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает необходимые для него знания, тем самым расширяя свой словарный запас.

Таким образом, для развития речи и словаря у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать определенные условия. Одним из основных условий развития речи и словаря мы активно использовали модернизацию развивающей предметно пространственной среды (далее РППС), которая является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей. Мы рассматриваем РППС ее «как систему условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».

Основной задачей по развитию словаря старших дошкольников в рамках РППС является расширение знаний об окружающем ребёнка мире. В первую очередь мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших воспитанников. Следует заметить, что именно в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением, как отмечал в своих трудах Л.С. Выготский [4]. Был сделан акцент на усвоение понятий слова, а именно:

  • Расширение знаний и познавательных навыков об окружающем мире с помощью тематического подбора наглядного материала для рассказывания по каждой теме: «Растения полевые, садовые, домашние», «Животные дикие, домашние, разных материков», « Транспорт наземный, водный, воздушный, подземный», «Моя квартира, моя улица, мой город , моя страна», «Чрезвычайные ситуации, встречающиеся в жизни», через дидактические игры, иллюстрации, альбомы. Так с помощью иллюстрационного материала расширяли глагольный словарь, а также словарь существительных и прилагательных.

  • В уголке «Будем говорить Правильно» широко использовали картотеку словесных игр, картотеку предметных картинок по сравнению по всем изучаемым лексическим темам. Так как в этом возрасте у детей происходят, заметные изменения в памяти в связи с этим в своей практике мы активно использовали, различные мнемотехнические средства (символы, схемы) как основу для повторения и запоминания. Во второй половине дня во время индивидуальных занятий мы активно использовали, серию словесно дидактических игр «В мире слов», «Первые рассказы», «Первые предлоги», «Первые предложения» и т.д.

  • Так же обогащение и активизация словарного запаса происходило через уголок «Сюжетно-ролевых игр». При помощи введения в активный словарь детей новых слов о предметах заместителей, природного, бросового материала (ткани, ленты, веревочки, различные коробки, камушки, коряги, спилы деревьев). Все это способствовало безграничному простору детской фантазии воображения, и творчества что способствовало ребенку самому придумать и назвать новый воображаемый предмет, игрушку, поделку необходимую для игры.

  • Обогащение словарного запаса происходило в процессе построения Макетов различных проектов. Например, «Таинственный остров», «Деревенский двор», «Город будущего» и т.д. Это происходило через активный поиск необходимой информации, изготовление различных предметов побуждающих детей использовать в активной речи новые слова, причем те которые они открыли для себя сами.

  • «Театральный уголок» так же способствовал развитию и активизации словаря детей. Мы подобрали картотеку игр драматизаций, активно использовали все виды театров (настольный кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, бутылочный), постоянно обновляли гардероб новыми костюмами и аксессуарами для театрализованных игр. А так же у детей старшего дошкольного возраста в процессе разучивания новых ролей, вырабатывалась правильная интонация, сила голоса, речевое дыхание и совершенствовалась связная речь.

  • Развитие социально-коммуникативных навыков у детей осуществлялось через уголок «Эмоций». Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Поэтому мы широко использовали следующие дидактические и мультимедийные игры «Угадай эмоцию», «Найди пару», «Нарисуй эмоцию».

  • Уголок «Лаборатория науки и природы» у детей старшего возраста способствовал усвоению представлений о взаимосвязи природы и человека. Дети овладевали способами практического взаимодействия с окружающей средой, все это обеспечивало становление мировидения ребенка, и его личностный рост. Детям предоставлялась возможность нюхать, трогать, предметы и различные материалы, экспериментировать с ними. В процессе этого у детей развивался тактильный и сенсорный опыт, а так же расширялся и активизировался словарный запас с помощью введения в обиход новых слов предметов и приборов уголка «Лаборатории науки и природы» (лупа, микроскоп, безмен, песочные часы). Новых понятий о свойствах предметов и материалов (скользкий, прозрачный, ароматный и т.д.) В связи с этим у детей происходило формирование диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

В результате проведенного «Обследования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной у детей старшего дошкольного возраста отмечается тенденция роста количества слов. При ответах дети не затруднялись и называли все картинки по предложенным лексическим темам и реже пользовались помощью педагога. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Что правильно организованная развивающая предметно пространственная среда дает определенный толчок для успешного и всестороннего развития личности ребенка, способствует преодолению отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но самое главное в свободной деятельности. Поэтому, предметное развивающее пространство необходимо организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении сравнивать, наблюдать и самостоятельно добиваться определенных результатов.

Литература
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 №1155 г. Москва «об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».

3. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования - М.: Лабиринт. 2006.

5. Гербова В. В. Ознакомление с окружающим и развитие речи детей в старшей группе детского сада. - М., 1981.

6. Логичова В. И.Формирование словаря // Развитие речи детей до - школьного возраста / под ред. Ф. А.Сохина. - М., 1981.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., Просвещение. 1999.

8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение.1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!