СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности конкуренции и конкурентноспособности торговой организации

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для IV региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики. Будущее России»

Просмотр содержимого документа
«Особенности конкуренции и конкурентноспособности торговой организации»

Заявка на участие

  1. Фамилия, имя, отчество участника (полностью)

Зиляева Альфия Габдулмазитовна

  1. Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью). Ученая степень


  1. Наименование представляемого вуза, организации (полное и сокращённое)

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт» (ГАОУ ВО «НГТТИ»)

  1. Место работы (учебы), занимаемая должность

ГАОУ ВО «НГТТИ», преподаватель экономических дисциплин

  1. Контактный телефон (рабочий, мобильный)

89061248428

  1. Почтовый адрес


  1. e-mail

[email protected] - Зиляева А.Г.

  1. Название доклада

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  1. Название секции

Актуальные вопросы современной экономики России

  1. Форма участия (очная, заочная)

заочная



УДК 339.137.22

Зиляева А.Г.

преподаватель экономических дисциплин ГАОУ ВО НГТТИ, г. Набережные Челны


ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу. Конкуренция ведет к лучшему использованию способности и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности [4, с.17].

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей» [9, с.112].

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем Юданов А.Ю. считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии «Конкуренция: теория и практика» констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [10, с.114].

Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами – фирмы-изготовители и фирмы услугодатели. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен [4, с.18].

Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии. Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее «процедурой открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. В условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик [9, с.127].

Методы конкуренции: на основе критерия повышения качества товара (неценовая); на основе критерия повышения качества сервиса товара; на основе снижения цены (ценовая); на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара; на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная) [3, с.74].

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: 1) местном (в группе, отделе, организации и т.п.); 2) региональном (районе, городе, области и т.п.); 3) национальном (в стране); 4) межнациональном (в нескольких странах); 5) глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран) [1, с.37].

Таким образом, конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей. Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Конкурентоспособность продукта – это свойство продукции выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами и возможность его успешной продажи на конкретном рынке в данный период времени. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Между торговыми предприятиями отмечается усиление конкурентной борьбы. Это обусловлено рядом факторов: ежегодным увеличением количества организаций данной сферы, проникновением на российский рынок иностранных торговых сетей, нецелесообразным размещением магазинов рядом с аналогичными по типу и специализации. Кроме того, схожесть ассортимента, наличие в нем множества товаров марок-конкурентов, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, небольшая вариация цен, возросшая информированность потребителей, усложнение их потребностей привели к тому, что они часто выбирают не товар, а место его продажи. В этих условиях добиться устойчивого конкурентного преимущества с помощью цен, ассортимента, применения прогрессивного метода продажи товаров довольно трудно, поскольку они легко могут быть скопированы и внедрены конкурентами [5, с.59].

Конкурентоспособность торговой организации характеризуется как комплексная качественная характеристика функционирования торговой организации в конкретных условиях современных рыночных отношений. Важнейшей составляющей этой характеристики является система конкурентных преимуществ торговой организации, базирующихся на её внутренних ресурсах, которые в своем единстве составляют «потенциал торговой организации». При этом в качестве основных характеристик потенциала торговой организации выделяются имеющиеся у торговой организации возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленного персонала, совокупность необходимых ресурсов (товарно-материальных, финансовых, инновационных и др.), обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции [2, с.42].

Понятие «конкурентоспособность торгового предприятия» включает конкурентоспособность внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность - это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность - это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия [6, с.22].

Факторы, влияющие на конкурентоспособность торговой организации, показаны на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность торговой организации


Факторы внешней среды задают условия, в которых компания функционирует. Они никак не зависят от хозяйственной деятельности организации. Факторы внешней среды существуют объективно, поэтому к их негативному воздействию каждое предприятия должно приспосабливаться. От динамичности и быстроты реагирования на них зависит конкурентоспособность фирмы. Негативное влияние факторов внутренней среды, напротив, можно нейтрализовать за счет активных действий самого предприятия, грамотно разработанной конкурентной стратегии. Внутренние конкурентные преимущества фирмы достигаются и реализуются ее персоналом, среди которого особую роль играют руководители [7, с.28].

Для того чтобы торговое предприятие было конкурентоспособным оно должно соблюдать ряд составляющих:

1) технологическая составляющая — сумма физических характеристик предприятия и организация торгового процесса в нем. К технологической составляющей относятся:

  • физическое местонахождение торговой организации;

  • реклама торговой организации: экстерьер, витрина, реклама, дизайн интерьера, планировка торгового зала, современное торговое оборудование и система презентации товаров;

  • товарный ассортимент и ценовая политика торговой организации;

  • технические особенности совершения покупки (договоры и иная документация, условия оплаты, гарантия, работа сервисного центра, условия доставки товара и пр.) [8, с.77].

2) психологическая составляющая — атмосфера торговой организации, которая составляет эмоционально-психологический настрой покупателя и стимулирует совершение покупок в данном магазине.

К психологической составляющей относятся:

  • элементы рекламной кампании, формирующие имидж торговой организации и ожидания покупателей;

  • составляющие мерчендайзинга (музыка, запахи, свет, цветовая гамма интерьера);

  • высокий профессионализм персонала торговой организации в процессе торгового обслуживания.

По мнению автора, конкурентоспособность торговой организации - способность субъекта торговли выдержать сравнение с аналогичными субъектами торговли - конкурентами и наличие определенных конкурентных преимуществ перед ними в заданных условиях и определенный период времени, под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Причем под конкурентными преимуществами понимаются «эффективность» деятельности, активы и другие достоинства торгового предприятия, дающие ему эти преимущества над конкурентами.

Процесс формирования и обеспечения конкурентоспособности включает следующие составные элементы: маркетинговый анализ конкурентной среды; позиционирование торговой организации; оценка и формирование конкурентоспособного потенциала торговой организации; операционный менеджмент (реализация конкурентной стратегии в инновационном режиме); интерактивный маркетинг: персонал, процессы обслуживания, физическая среда обслуживания; разработка и выбор конкурентной стратегии; мониторинг конкурентной среды; бенчмаркинг: сравнительный анализ деятельности торговой организации и основных конкурентов; обеспечение необходимого для поддержания конкурентных преимуществ соотношения нововведений и стабилизационных мероприятий.

По мнению автора, в качестве ключевого фактора следует выделять не товар, а поведение потребителя. При этом охарактеризовать поведение потребителя можно по структуре чека, а затем по полученным результатам разрабатывать товарный ассортимент. По структуре чека может быть оценена «работа» торговых площадей, эффективность мерчендайзинга, ассортимент и ценовая политика, выделены группы покупателей и анализ покупательских корзин (состав чеков различных групп покупателей). Кроме того, именно по чекам можно оценить наиболее часто встречающиеся позиции в чеках (наиболее крупные чеки, чеки различных групп покупателей, чеки в какое-либо время суток), выделить совместно покупаемые товары.

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Поэтому если компания по каким-либо причинам не получает желаемой прибыли, говорить об эффективности её деятельности нельзя. Компания должна быть платежеспособна, ликвидная и финансово независимая. Поскольку внешняя среда организации торговли очень разнообразна (большое количество поставщиков, кредитных организаций и других участников), обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости гарантирует компании инвестиционную привлекательность и является залогом в обеспечении конкурентоспособности в долгосрочной перспективе [7, с.351].

Основные задачи организации торговли сводятся к посредничеству, продвижению товаров от производителей к потребителям, однако в условиях рыночных отношений их содержание подвергается принципиальным изменениям. Главная роль организации торговли состоит в вовлечении имеющихся товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции, как товаропроизводителей, так и покупателей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность системы организации торговли является непременным условием нормального функционирования рыночной экономики.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности торговой организации необходимо комплексное использование всех внутренних факторов и обязательный мониторинг внешней среды. Для того чтобы организация торговли смогла обеспечить конкурентоспособность в течение длительного времени, необходимо проводить регулярный мониторинг, как внешней среды, так и основных внутренних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность. Ведение такого мониторинга позволит организации торговли реагировать быстро на изменение внешней среды. Конкурентоспособность торговой организации включает: с одной стороны, совокупность характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемым в процессе производства, а с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, (законодательство; финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов; отраслевые особенности; особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию предлагать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна, чем у конкурентов.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Азоев Г.Л. Конкурентное преимущество фирмы / Г.Л. Азоев. – М.: ОАО Типография «Новости», 2011. – 250 с.

2. Ефремов А.С.Развитие розничных торговых сетей на основе категорийного менеджмента / А.С. Ефремов. - М.: Экономика, 2010. - 322 с.

3. Забелин П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. – М.: Маркетинг, 2010. – 395 с. 

4. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М: Юрайт-Издат, 2010. – 464с.

5. Нижальская Н.И. Методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности торговой организации / Н.И. Нижальская - М.: Экономика, 2011. - 208 c.,

6. Парамонова Т.Н. Маркетинговые аспекты деятельности розничного торгового предприятия / Т.Н. Парамонова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 137 с.

7. Разова А. Розничная торговля: проблемы и перспективы / А. Разова // Российская торговля. – 2010. - № 9-10. – С.28-29.

8. Рычагова О. Конкурентоспособность организации / О. Рычагова // Современная торговля. – 2011. - №9. – С.77-79.

9. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. − 544с.

10. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие / А.Ю. Юданов. - М.: Пресс, 2010. - 447 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!