СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностное самоопределение молодежи и его поддержка в условиях клубного объединения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии, определение своего жизненного пути, перспектив является очень важным моментом для самоопределения старшеклассников. В 15–17 лет выявляются учебно-профессиональные направленности и интересы, поэтому именно в этом возрасте подростки избирательно относятся к освоению школьных дисциплин. Возникает большой риск асоциализации из-за неопределенности социального положения, несформированности жизненных позиций. Агентами личностного самоопределения выступают семья, родственники, школа, знакомые, подростковые объединения.

Очень важно родителям дать подростку возможность самостоятельно выбрать свой жизненный ориентир, в этом случае он чувствует себя социально значимым, развиваются творческие качества, самоорганизованность. Поведение родителей и их отношение к детям во многом определяет, насколько подросток овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность и уверенность в своих силах.

Просмотр содержимого документа
«Личностное самоопределение молодежи и его поддержка в условиях клубного объединения»

Финагина З.Г.

студент-магистрант ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа: «Психология и педагогика работы с молодежью» г. Красноярск

Аннотация – данная научная статья содержит результаты исследования личностного самоопределения подростков и характеризует эти особенности преобладанием среди терминальных ценностей категорий «Материально обеспеченная жизнь», «Уверенности в себе» «Общественное признание» и «Свободу»; среди инструментальных ценностей преобладание категорий «независимость», «Жизнерадостность», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Самоконтроль». Также результаты исследования говорят о том, что подростки в основной массе имеют ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Посредствам организации клубной деятельности можно успешно улучшить показатели по основным методикам исследования и поддержать личностное самоопределение подростков.

Ключевые слова - личностное самоопределение, терминальные и инструментальные ценности, личностная ориентация, профессиональная самоориентация, саморегуляция.

Личностное самоопределение молодежи и его поддержка в условиях клубного объединения

Актуальность исследования. Подростковый возраст – самый трудный из детских возрастов. Еще его называют переходным, поскольку в этот период происходит переход от детства к взрослости. Это возраст бурной активности, стремления к познанию, он характеризуется неуравновешенностью, обидчивостью, тревожностью. Подростки больше всего подвергаются негативному воздействию внешней окружающей среды, поскольку они находятся в переходном периоде своего взросления, и у них жизненные принципы еще не сформированы, ценностно-нормативные ориентиры также в стадии оформления.

Именно в это время подросток заявляет о себе как о личности. В подростковом возрасте возникает потребность к самопознанию, стремление делать первые попытки самоанализа, а также формируются мотивы к самоорганизации и самодеятельности. Подросток стремится к самоопределению в окружающем его мире.

Выбор профессии, определение своего жизненного пути, перспектив является очень важным моментом для самоопределения старшеклассников. В 15–17 лет выявляются учебно-профессиональные направленности и интересы, поэтому именно в этом возрасте подростки избирательно относятся к освоению школьных дисциплин. Возникает большой риск асоциализации из-за неопределенности социального положения, несформированности жизненных позиций. Агентами личностного самоопределения выступают семья, родственники, школа, знакомые, подростковые объединения.

Очень важно родителям дать подростку возможность самостоятельно выбрать свой жизненный ориентир, в этом случае он чувствует себя социально значимым, развиваются творческие качества, самоорганизованность. Поведение родителей и их отношение к детям во многом определяет, насколько подросток овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность и уверенность в своих силах.

Личность подростка должна выходить на мировоззренческий уровень понимания самого себя, чтобы продуктивнее самореализоваться. Очень важно общение со сверстниками, развитие воображения, стремление к автономии.

Важным феноменом развития личности на этом этапе онтогенеза является реакция группирования, когда у подростка вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируются умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В этот период взросления личности более эффективно вырабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Группирование – важный психологический этап развития личности: без умения входить в группы невозможно представить дальнейшее ее полноценное развитие.

Клубное объединение понимается как внешкольное учреждение молодежной сферы для духовного и физического развития подростков, развитие их творческих и иных способностей, возможность реализации общественно полезной деятельности, что является достойной альтернативой неорганизованному, стихийному подростковому окружению и досугу. Это общественная организация объединения равноправных членов – подростков и педагогов. Формы работы клубов основаны на принципах самостоятельности и инициативности подростков, включают в себя клубные вечера, школы общения, психолого-педагогические тренинги, праздники и пр.. Клубное объединение может являться дополнительным жизненным пространством, в которое подростки вовлекаются добровольно, там создаются естественные условия для самовыражения и формирования личностных качеств, и может быть оказана педагогическая поддержка подростков, испытывающих трудности в процессе социализации.

На государственном уровне проблема социализации подрастающего поколения реализуется с учетом изменения приоритетов государственной молодежной политики. Они направлены на воспитание и поддержку социально ответственной молодежи, умеющей заботиться о своем благополучии и, в случае необходимости, помочь социально незащищенным людям, а также внести вклад в экологию и культуру места своего проживания, в управление развитием села, города, региона, страны.

В связи с этим особую значимость в данном проблемном поле приобретает вопрос воспитательного значения досуга молодежи. Коммерциализация и вестернизация сферы досуга в России обострила проблему заполнения свободного времени этой социально-демографической группы культурными личностно-развивающими занятиями. Для учащейся молодежи (старшеклассников, студентов вузов и ссузов), являющихся потенциальным и реальным интеллектуальным ресурсом общества, занимающихся энергозатратным умственным трудом, актуализируется проблема досуга не просто как сферы рекреации, а позитивного деятельностного развития личности, формирования ее социально-творческого потенциала. В этой связи важно обнаруженное учеными влияние на сферу неорганизованного досуга тенденций молодежных субкультур (А.С. Запесоцкий, Т.Б. Щепанская), появление новых престижных для молодежи форм досуговых занятий (туризм, электронные коммуникации), куда не входит социальное творчество личности. Все это делает значимой педагогическую проблему наполнения досуга молодежи, открытого для различных влияний, личностно-развивающими социально-творческими занятиями. Это особенно важно в условиях города, где преобладают стереотипы коммерциализованной массовой культуры и заметна социальная апатия молодежи либо агрессивная активность деструктивных молодежных формирований (В.И. Чупров, А.Ю. Дроздов).

Таким образом, в сложившейся в науке и практике ситуации обнаружены противоречия:

– между потребностью личности в группировании и недостатком мест для организации общественно одобряемой деятельности;

– между необходимостью социализации и самоопределения личности и недостаточностью научных знаний и разработок, позволяющих эффективно осуществлять этот процесс;

– между желанием подростков быть взрослыми и неприятием этого желания, поскольку личностные качества взрослого человека еще не сформированы.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении?

Объект исследования: процесс личностного самоопределения молодежи.

Предмет исследования: поддержка личностного самоопределения подростков в клубном объединении.

Цель: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении.

Задачи исследования;

1. Раскрыть характеристики процесса личностного самоопределения подростков.

2. Обосновать необходимость и возможность поддержки личностного самоопределения подростков.

3. Определить педагогический потенциал клубного объединения подростков.

4. Разработать педагогические условия поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении.

5. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность поддержки личностного самоопределения подростков в клубном объединении.

 Методы исследования;

— теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе изучения философских, педагогических, дидактических и методических источников по проблеме, нормативно-законодательных документов РФ об образовании; метод моделирования, понятийно-терминологический метод;

— эмпирические: тестирование, анкетирование, индивидуальная и групповая беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки при качественном и количественном анализе полученных промежуточных результатов эмпирического исследования.

Основные полученные результаты. Исходя из результатов диагностики, мы пришли к выводу, что студенты в основной массе:

  • имеют среди терминальных «Материально обеспеченная жизнь», «Уверенности в себе» «Общественное признание» и «Свободу»;

  • среди инструментальных ценностей для них важна «независимость», «Жизнерадостность», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Самоконтроль»;

  • имеют ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

В дальнейшем с подростками мы организовали работу в клубном объединении, где стремились улучшить их настроение, работали над повышением уверенности в себе, прививали навыки конструктивного взаимодействия, общения и работы в команде.

После проведения повторной диагностики по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что посредствам деятельности в клубном объединении можно успешно улучшить показатели подростков по методикам и тем самым способствовать улучшению их личностного самоопределения.

Новизна заключается в исследовании студенческой аудитории именно в Красноярске, среди учащихся Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум индустрии гостеприимства и сервиса» г. Красноярска

Практическая значимость исследования

Материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы педагогов-психологов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, работающих с подростками и молодежью. Практическая значимость исследования также заключается в разработке программы работы по формированию успешной социализации подростков и молодежи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!