СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности мотивации теннисистов 12-13 лет

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой мотивацию теннисистов для занятий настольным теннисом

Просмотр содержимого документа
«Особенности мотивации теннисистов 12-13 лет»

15


Введение


Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу мотивационной сферы в спорте. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в настольном теннисе.

Подростки 12 – 13 лет склонны к частой смене деятельности, и основной целью является мотивационная сфера подростков в данном возрасте. Основными мотивами в данном возрасте является утверждение самого себя среди своего круга сверстников и поэтому дети стараются утвердиться в том числе за счет спортивной деятельности.

С возрастом ведущими мотивами становятся самоутверждение в спортивном коллективе, признание спортивных достижений, достижение в избранном виде спорта наивысших достижений.

Цель - выявить мотивы занятий настольным теннисом у подростков 12 - 13 лет

Задачи:

  1. Изучить особенности мотивации в спортивной деятельности

  2. Определить специфику занятий настольным теннисом

  3. Выявить мотивы занятий настольным теннисом у подростков 12-13 лет

База исследования: Детско – юношеская спортивная школа г. Благовещенска по настольному теннису



1 Особенности проявления мотивации у спортсменов в спортивной деятельности


Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались современные виды спорта. "Именно с этим связан соревновательный характер двигательных действий и регулирование их определёнными правилами.

Таким образом, физические упражнения обособились в отдельный вид человеческой деятельности — в спортивную деятельность, которая отличается рядом специфических особенностей [5, с.34]

Спортивная деятельность, как правило, связана:

1. С проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;

2. С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта – направлена к достижению наивысших результатов в определённом виде физических упражнений;

4. Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

5. С максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне. В связи с этим спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящее время включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематические тренировочные занятия;

6. С резко выраженным сознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда в выполнении данного действия. Спортивная деятельность предъявляет огромные требования к процессам информации, и её переработки, памяти и внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям [6, с.78]

Особое место в обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой.

Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре.

Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру [7, с.54]

Непосредственные мотивы спортивной деятельности – это потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности – это стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [8, с.65]

Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами.

Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем – целого комплекса потребностей [7, с.62].

Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др. [9, с.104]

Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути.

Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается [7, с.68].

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть;

– стремление к самосовершенствованию;

– стремление к самовыражению и самоутверждению;

– социальные установки;

– удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями [7, с.70]

И.Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении [10, с.97]

Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной “коллективистами”, доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе – “индивидуалистов” – ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, – в личных соревнованиях [11, с.69]

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом.

Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

Следует отметить, что при обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов.

Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований [12, с.108]

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения.

Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации [13, с.55]

Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта [15, с.134]

Результаты практических исследований показывает, что контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта.

Различают три основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы теннис и др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.).

Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, – насколько далеко человек намерен пройти по данному пути.

Цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу спортивной деятельности или конкретного ее этапа.

Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Многие исследователи спортивной мотивации: А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю.Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др., отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными.

Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата в спортивной деятельности [10, с.68]

Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

– является пусковым механизмом деятельности;

– поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

– регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Мотивы – это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели [7, с.115]

Так, как мотивация к действиям формируется с раннего детства, а спортивная мотивация с приходом ребенка в секцию, то будет целесообразно рассмотреть мотивационную сферу подростков, в связи с тем, что в подростковом возрасте уже сформированы определенные потребности которые могут влиять на дальнейшую спортивную карьеру.





















2 Мотивация занятий спортом у спортсменов подросткового возраста


Термин «мотивация» в спорте употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени [7, с.54]

Причины, по которым подросток занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам.

Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании [11, с.115]

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает два параметра для классификации мотивов:

1. Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

2. Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми [10, с.44]

Первую группу мотивов можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находятся неосознаваемые, на другой – представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком.

И вторую группу мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми.

Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.

Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена-подростка затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере взросления подростка, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка.

Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно.

В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него формируются так называемые социальные потребности в достижении успеха.

Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей [16, с.68]

Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль социальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности.

Первоначально его деятельность изменяется незначительно, когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат.

После шести лет ребенок становится достаточно чувствительным к социальным последствиям победы или поражения. Социальное поощрение имеет выраженный положительный эффект на результативность.

В подростковом и юношеском возрасте он уже начинает оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес. Появляется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личностными и социальными потребностями.

Уже старший подросток внимательно оценивает привлекательность задачи для себя лично, а также социальные стимулы к достижению успеха.

Юноша – старается предвидеть последствия неудачи [16, с.99-103]

Для мотивационной системы более взрослого человека характерна все большая ее усложненность, диффузность и, следовательно, затруднительность ее измерения по мере того, как индивид сталкивается с различными ситуациями в период своего созревания [15, с.84]

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и направленность деятельности.

Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним четкие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень потребности в достижении успеха.

У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении.

С другой стороны, если родители (или, по крайней мере, один из родителей, желательно отец) ставили перед сыном трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, то у него, скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом [16, с.134]

Тренер, занимающийся с подростком, обладающим высоким уровнем потребности в достижении, должен вести себя иначе, чем с ребенком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребенка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних.

С подростком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности сформировался целеустремленный характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу.

Более того, у подростков с высоким уровнем мотивации на достижение успеха наблюдается тенденция к снижению потребности в установлении социальных связей с другими подростками [17, с.84]

Подростки, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех.

Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели.

Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связанная с ней работа вызывает у них положительные эмоции [6, с.59]

При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен подросткового возраста предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилучшим образом.

При преобладании мотивации избежание неудач – задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу – падает.

Мотивированные на достижение успеха подростки в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее.

Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение [9, с.71]

Стремящиеся к успеху подростки свои достижения приписывают к внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудач – внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.).

Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденциями.

Первая – структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени.

Вторая – отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно.

Третья – наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.

Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности.

Многие подростки получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути.

Психологи рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками [15, с.24]

Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами.

Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться подросток.

Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, может принести молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни, особенно если при этом выполняются некоторые требования:

  1. Спортсмену на первом этапе обучения специально указывают на положительное значение преодоления стресса и мотивируют его к активным занятиям спортом.

  2. Индивиду дается возможность достигнуть относительного успеха, т. е. к нему не предъявляются необоснованные требования, например, стать чемпионом. Он просто должен раскрыть все свои способности и стремиться к самосовершенствованию.

  3. Физический и эмоциональный стресс, которому подвергается подросток, не должен превышать физиологических и психологических возможностей организма, еще не приспособившегося к большим нагрузкам.

Большинству подростков не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы [17, с.12]

Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение).

В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом [17, с.31]




3 Специфика занятий настольным теннисом


Занятия настольным теннисом оказывают огромное влияние на физическое развитие подростков среднего школьного возраста. Под физическим развитием разные авторы подразумевают и процесс изменения и результат воздействия физического воспитания личности. Рассмотрим некоторые взгляды на понятие «физическое развитие».

Так, в книге «Теория и методика физического воспитания» (под редакцией Ю.Ф. Курамшина) говорится: «Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Физическое развитие это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно изменить в данный конкретный момент (размеры тела, его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма). [3, с.8]

Авторы Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецов в учебном пособии «Теория и методика физического воспитания и спорта» рассматривают физическое развитие как «процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей» [4, с.7].

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию человека.

  2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека.

  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости).

Регулярные тренировки, общая физическая подготовка, соблюдение гигиенических и режимных моментов позволяет всесторонне развивать функциональные возможности всех органов и систем растущего организма подростка. А так же воспитывать выносливость, быстроту реакции, подвижность и другие качества, которые обеспечивают гармоническое развитие подростка в ходе занятий настольным теннисом [2, с.261].

Для всестороннего физического развития теннисиста используются:

- обще развивающие упражнения,

- специальные упражнения

- дополнительные виды спорта.

Чтобы теннисисты достигли наивысшего уровня физического развития и приучились переносить повышенные нагрузки, объем, и количество упражнений постепенно увеличиваются. Под влиянием упражнений укрепляется и развивается мускулатура, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, центральной, нервной и других систем организма.

Физическое развитие теннисиста неразрывно связано с ростом физиологической нагрузки на организм. Именно в этом сущность метода тренировок с повышенными нагрузками.

Соблюдение правильного режима и врачебный контроль особенно необходимы каждому спортсмену, тренирующемуся с повышенными нагрузками [1, с.205].

Занятия настольным теннисом развивают физические качества теннисиста такие, как сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Развитие силы. В любом виде спорта требуется определенная сила, нужна она и теннисисту. Сила мышц существенно влияет на развитие подвижности, быстроты реакции и выносливости. Развитие взрывной силы, так необходимой в настольном теннисе, возможно при увеличении мышечной силы. Сила также является одним из факторов выносливости мышц, а выносливость – это способность организма противостоять усталости.

Сила способствует и выработке быстроты реакции, поскольку оптимальная сила позволяет лучше контролировать и владеть своим телом, дает возможность легко и быстро перемещаться.

Одна из форм проявления силы – напряжение и быстрое сокращение работающих мышц, что способствует увеличению поперечного сечения мышцы. Кроме того, физические упражнения, которыми занимается теннисист, способствуют уменьшению жира в мышцах; уменьшается трение при сокращении мышцы и тем самым повышается эффективность их сокращений.

Развитие быстроты. Быстрота и способность ее использовать – необходимый элемент для любой игры. Быстрота позволяет теннисисту не только атаковать, не делая лишних движений, но, и увеличивать темп игры, быстро оценивать обстановку, быстро перемещаться, менять направления движения. Быстротой называют способность человека в наикротчайший отрезок времени совершать то или иное движение[2, с.270].

Развитие ловкости. Ловкость — это умение легко, быстро и эффективно совершать самые разнообразные движения, пользуясь арсеналом технических приемов и способов игры. Теннисист должен свободно владеть своим телом, чтобы выполнять серии ударов из разных положений на большом расстоянии от стола, делать быстрые броски на укороченные мячи, иногда преодолевая расстояние 4—5 м, и, отражая мяч, посылать его в наиболее уязвимое место противника. Этот поток сложных технических приемов игры требует экономных, ловких движений.

Развитие выносливости. Выносливость – это способность работать в течение возможно длительного времени, противостоять усталости и быстро восстанавливать силы [2, с.271].

Принято различать общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью следует понимать способность организма к длительной работе, а под специальной, или скоростной, выносливостью — способность в течение определенного времени выполнять работу с наибольшей интенсивностью. На основе общей выносливости развивается специальная выносливость, без которой невозможно добиться высоких спортивных результатов. Большое значение имеет, и умение теннисиста соразмерять свои мышечные усилия и расслаблять мышцы после удара. Это предохранит мышцы от быстрого утомления.
























4 Исследование мотивов занятий настольным теннисом у подростков 12 -13 лет на основе методики Тропникова В.И.


Для исследования мотивационной сферы подростков, занимающихся настольным теннисом, нами были отобраны спортсмены в возрасте от 12 до 13 лет.

Всего нами было протестировано 12 человек. Все они занимаются в детской юношеской спортивной школе г. Благовещенска, все испытуемые мужского пола. Тестирование проводилось в спортивном зале, до начала тренировочного процесса.

По результатам тестирования «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова нами была подсчитана средняя степень выраженности у спортсменов - теннисистов того или иного мотива: общение, познание, материальные блага, развитие характера и психических качеств, физическое совершенство, улучшение самочувствия и здоровья, эстетическое удовольствие и острые ощущения, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность. По результатам нами был вычислен средний показатель в группе тестируемых.

Шкалы Мотивы от 1 до 10

Средний показатель

(теннисисты)

Физическое совершенствование

8,6 %

Повышение престижа, желание славы

8,1 %

Потребность в одобрении

7,4 %

Общение

6,9 %

Материальное благо

6,0 %

Улучшение здоровья и самочувствия

5,1 %

Развитие характера и психических качеств

4,5 %

Приобретения полезных для жизни умений и знаний

4,1 %

Эстетическое удовольствие и острота ощущений

3,2 %

Коллективистская направленность

3,0 %

Познание

2,1 %


По методике «Изучение мотивов занятий спортом», испытуемые дали высокие показатели по мотивам физического совершенства и за повышения престижа. Т.е. независимо от рода спортивной деятельности подростки во многом мотивированы физической развитостью и красиво развитым телом, что во многом обусловлено спецификой возраста. Подростки хотят быть более успешными, и привлекательными как для сверстников, так и для окружающих в целом.

Так же невозможно не затронуть мотивы, проявившиеся на низком уровне, в их числе: эстетическое удовольствие и острота ощущений, познание, развитие характера и психических качеств. Группа испытуемых дала по этим показателям низкие результаты, из, чего мы сделали вывод, что низко оценивают данные показатели подростки в силу своего возраста.

Причиной прихода в секцию 75% тестируемых отметили, что причиной явилось настояние родителей, 15% пришли с другом « за компанию », и 10% отметили, что секция находится рядом с домом.

Почему выбран именно этот спорт 63,5% тестируемых отметили, что считают себя подвижным с хорошей координацией а это ценно для этого вида спорта, 20% тестируемых отметили, что они невысокого роста, что ценится в данном виде спорта и 16,5% считают, что только в этом виде спорта смогут достичь наивысших результатов.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив особенности мотивации подростков в спортивной деятельности мы пришли к выводу, что особое место в обеспечении спортивной деятельности занимает мотивационная сфера подростков и их интерес к спортивной деятельности, побуждающая человека заниматься спортом.

Человек испытывает потребности , определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Занятия настольным теннисом оказывают огромное влияние на физическое развитие подростков среднего школьного возраста.

Регулярные тренировки, общая физическая подготовка, соблюдение гигиенических и режимных моментов позволяет всесторонне развивать функциональные возможности всех органов и систем растущего организма подростка. А так же воспитывать выносливость, быстроту реакции, подвижность и другие качества, которые обеспечивают гармоническое развитие подростка в ходе тренировочного процесса настольным теннисом.

По проведенному нами исследованию мы сделали выводы, что для подростков 12 -13 лет занимающихся настольным теннисом на первом месте стоит физическое совершенствование в ходе тренировочного процесса.

По вопросу прихода в детско – юношескую спортивную школу по настольному теннису, многие отметили, что пришли в детско – юношескую спортивную школу по настоянию родителей.

Почему выбран данный спорт, большинство отметили, что считают себя достаточно подвижными и хорошо координированными, а это ценно для данного вида спорта.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Ильина, Т. А. Педагогика. учебник для педагогических вузов / Т.А. Ильина – М.: «Просвещение», 1969. – 223 с.

2. Яньшэна, Сюй. Настольный теннис: Пер. с кит / Под ред. Сюй Яньшэна. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175 с.

3. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания / Ю.Ф. Курамшин. Исп. – М.: Советский спорт, 2004. – 476 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев – М.: Лань. 2005 – 380 с.

6. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова – М.: Советский спорт. 2007 – 325 с.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – М.: 2004 – 243 с.

8. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В.Р. Малкин – М.: ФиС. 2008 – 213 с.

9. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов – М.: «Просвещение», 1998. – 275 с.

10. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков – :Киев: Олимпийская литература. 2002. – 375 с.

11. Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия / А.Е. Тарас – М.: АСТ, 2007. – 157 с.

12. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе – М.: 1997. – 123 с.

13. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена / В.А Таймазов, А.В. Голуб – СПб.: изд-во Олимп. 2004. – 176 с.

14. Уэйнберг, Р. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 321 с.

15. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин - М.: 2006. – 156 с.

16. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб.: 1999.–227 с.

17. Лазарева, Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту / Г.Ю. Лазарева – М.: АСТ, 2006. – 197 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!