СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малокомплектная сельская школа — явле­ние сложное, самим, своим существованием создающая много проблем в разных областях обучения и воспитания учащихся. Воспитатель­ная работа в малокомплектной школе имеет свои плюсы — например, увеличение возмож­ностей индивидуальной работы с детьми. Ког­да детей немного и каждый из них на виду, мы имеем больше возможностей лучше узнать ребенка, познакомиться с особенностя­ми его жизни в семье, с его дружескими связями вне школы. Как правило, сельский учитель хорошо знает и специфику дошкольного развития своих уче­ников. Все это создает прекрасные возмож­ности для осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся, которыми  обычно  широко  и пользуемся.

Просмотр содержимого документа
«Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ»

Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ.

Несмотря на то, что ученые работали по этой проблеме, мы , учителя малокомплектной школы испытываем трудности в работе по духовно- нравственному воспитанию младших школьников. Малокомплектная сельская школа — явле­ние сложное, самим, своим существованием создающая много проблем в разных областях обучения и воспитания учащихся. Воспитатель­ная работа в малокомплектной школе имеет свои плюсы — например, увеличение возмож­ностей индивидуальной работы с детьми. Ког­да детей немного и каждый из них на виду, мы имеем больше возможностей лучше узнать ребенка, познакомиться с особенностя­ми его жизни в семье, с его дружескими связями вне школы. Как правило, сельский учитель хорошо знает и специфику дошкольного развития своих уче­ников. Все это создает прекрасные возмож­ности для осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся, которыми обычно широко и пользуемся.

Но малокомплектность сельской школы имеет и большой минус, вносящий немалые труд­ности в нашу работу. Это - в первую очередь, отсутствие или малочисленность одновозрастных детских групп, значение которых в разви­тии личности ребенка трудно переоценить. Именно одновозрастная сфера общения яв­ляется мощным средством формирования лич­ности ребенка, его нравственного воспитания. Учителю малокомплектной школы приходится прилагать специальные усилия для того, чтобы компенсировать отсутствие или ограниченное действие этого важнейшего воспитательного фактора.

Чем же характеризуется общение учащихся друг с другом в малокомплектной сельской школе? Прежде всего тем, что круг общения ребенка со сверстниками в школе чрезвычайно узок.

Коллектив учащихся в сельской школе обычно представляет собой небольшую по численности разновозрастную группу: 2-3 ученика одного возраста, 3-5 другого, 1-4 третьего. Такая структура учебной группы диктует специфику построения взаимоотношений между детьми. Основной единицей общения в такой группе неизбежно становятся отношения типа «младший – старший». Этот тип отношений, как правило, поддерживается и мной: работа на уроке одновременно с двумя классами (2 и 4 классами) подсказывает обращение к старшим ученикам за помощью. Такое положение не может не сказаться как на развитии нравственного сознания учащихся, так и в целом на развитии их личности, в связи с чем в малокомплектной школе встает как одна из главных проблем воспитания проблема организации общения детей между собой.

Как учитель малокомплектной школы, я ставлю перед собой спе­циальную задачу направленной органи­зации общения детей. Исполь­зую любые, даже самые ограниченные воз­можности для создания ситуаций как делового, так и игрового общения сверстников как равноправных партнеров. Например, стараюсь организовать игры на переменах, поручать одно­классникам совместное выполнение каких-то общественных обязанностей, устраивать сорев­нования между сверстниками в разного рода умениях и т.д. При организации общения разновозрастных групп необходимо обращать внимание на то, чтобы младшие дети не находились в состоянии постоянной подчиненности у старших. Следует так организовать совместную деятельность на уроке и вне его, чтобы старшие не всегда руководили младшими, а когда-то и млад­ший — если, например, он лучше других умеет что-то делать — сыграл роль помощ­ника учителя, руководителя деятельностью дру­гих детей. Через такую смену позиций — веду­щего и ведомого, командира и подчиненно­го — должны обязательно пройти все дети, причем не раз, и не два. Хорошего воспита­тельного эффекта можно достигнуть при помо­щи использования в часы досуга так назы­ваемых «игр по правилам», в которых наблю­дение за исполнением правил возлагается на младшего партнера.

Фиксирую все учебные успехи младших" детей, их дости­жения в трудовых умениях, подчеркиваю их перед старшими, создавая тем самым основу для констатации реального равенства детей. Эта цель легче будет достигнута, если в совместных делах удастся создать отношения взаимной ответственности — старший за млад­шего, а младший — за старшего.

Второй путь коррекции развития личности младших школьников — путь прямого фор­мирования нравственных представ­лений и знаний. Для этого исполь­зую уроки чтения, воспитательные часы, ситуации внеклассной деятельности .

Читая с детьми художественные произведе­ния, обращаю их внимание на мотиви­ровки поступков героев, на качества их лич­ности, обсуждаем нравственную сторону их поступков и отношений. Важно учить детей ана­лизировать мотивы поступков и отношений лю­дей и давать им правильные нравственные оценки.

Чрезвычайно важно развивать у детей требо­вательное отношение к себе, самокритичность. Для этого стараюсь обращать их внимание на себя , на свои поступки и качества личности, учить их анализировать последствия своих дейст­вий, давать нравственную оценку своим поступ­кам: «Правильно ли ты поступил? Как ты сам оцениваешь свой поступок?» — такие вопросы, заданные в доверительной беседе, способствуют формированию у ребенка самооценки и зачатков самовоспитания. Такие беседы провожу с глазу на глаз, т.к. их не следует делать предметом общего обсуждения и тем более обществен­ной оценки, выраженной в резкой форме. Вся­кое неосторожное вмешательство здесь может привести к отрицательным последствиям.

Поскольку в малокомплектной сельской школе общение детей со сверстниками ограничено, то возможную задержку в развитии личности ребенка можно в определенной степени преду­предить специально продуманной ор­ганизацией общения учащихся со взрослыми, В каких-то ситуациях взрослый должен занимать позицию равноправного парт­нера по совместной деятельности.

В ряде игровых ситуаций строю свое общение с детьми так, чтобы они воспринимали меня как равного себе: подчиняться тем же правилам, что и дети, исполнять те же роли. В таких ситуациях стараюсь не подчеркивать ошибок детей, не направлять их деятельность, предоставляя им самостоятельность. Равноправ­ное партнерство создает условия для развития тех сторон личности ребенка, которые форми­руются только в общении со сверстниками. В таких ситуациях дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера, выраба­тывать программу совместных действий, учатся лучше понимать другого. Главное желание ре­бенка младшего школьного возраста — жела­ние «быть хорошим». Поэтому в воспитании ребенка надо формировать у него отношение к себе с опорой на эту замечательную черту детской личности, на эту столь естественную потребность. Но необходимо помнить, что пуб­личные замечания, громкие отрицательные оцен­ки поступков и качеств ребенка очень ранят его, создают эмоциональный барьер для осу­ществления педагогических воздействий. Добро­та, понимание ребенка учителем достигнут боль­шего успеха, чем резкое, категорическое ука­зание. Надо помнить, что ребенок младшего школьного возраста — уже во многом сформи­ровавшаяся личность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!