СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности общения со сверстниками в юношеском возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей общения со сверстниками в юношеском возрасте

Просмотр содержимого документа
«Курс.работа 2 курс»

29


ВВЕДЕНИЕ

« Слово, идущее от сердца, проникает в сердце ».

Г.Низами

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества. Никакая деятельность без общения не осуществима. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными – «буками» - стараемся контактировать как можно реже.

Важное значение в изучении общения подростков приобретают знания и учет моральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности подростков помогают правильно сформировать представления о молодом человеке как о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности подростка к общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа и особенно общение подростков. «Проблема» общения в среде молодежи все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Какой личностью станет подросток в нравственном отношении, зависит от того, в какой среде он живет, учится, отдыхает и какие люди его окружают. Поэтому исследование особенностей общения в юношеском возрасте является актуальной темой для изучения. Благодаря общению, старшеклассники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения со сверстниками находятся в центре их жизни, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается

многими авторами, как зарубежными, так и советскими:

- А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение – определенная сторона

деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее

элемента;

- В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние;

-Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главнойхарактеристикой общения, как деятельности, является то, что через негочеловек строит свои отношения с другими людьми;

- К. Левин, рассматривал общение в подростковом и юношескомвозрасте с точки зрения социально-психологического явления, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения.Он считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются;

- Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Он отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения.

Все исследователи: (Выготский Л.С. (1984),Божович Л.И. (1968), Кон И.С. (1989)) и другие психологи отрочества и юности,так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеетдля подростков и старших школьников общение со сверстниками. Отношения стоварищами находится в центре жизни старшеклассника,во многомопределяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Л.И. Божович (1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте

основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,

то у подростков и старших школьников, наоборот, привлекательность занятий иинтересы, в основном, определяются возможностью широкого общения сосверстниками.Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со

сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причинойнедисциплинированности и, даже, правонарушения старших подростков и юношей. Этосопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своимгруппам, членами которых они являются.

Значимость общения для юношей и девушек, их родителей и сверстниковпринципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшаяавтономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфередосуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. Привсей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются вжизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для них возрастает. Таким образом, анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное это признание роли общения в формировании личности в юношеском возрасте.

Юность – завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцируют жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Важной задачей этого возраста становится подготовка к созданию семьи.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа: собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, это требует развития интегрированных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связан с формированием мировоззрения. Потому, что именно в это время созревают его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Как справедливо заметил польский психолог К.Обуховский (1972):«Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности». В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Учитывая все вышесказанное, можно определить цель, объект, предмет исследования курсовой работы.

Объект: процесс общения в юношеском возрасте.

Предмет: психологические особенности общения в юношеском возрасте

со сверстниками.

Цель: изучение особенностей общения со сверстниками в юношеском

возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:

- проанализировать литературу по проблеме психологических особенностей общения в юношеском возрасте;

- подобрать методы и методики по изучению психологических особенностей общения юношей и девушек со сверстниками;

- выявить психологические особенности общения в юношеском возрасте со сверстниками.

В исследовании были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ литературы по поставленному вопросу);

- эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование).

Методологической основой исследования являются принципы возрастной психологии: принципыпсихического и социального развития; механизмы развития личности; принципы умственного развития и работы ученых А.Н. Леонтьева, К. Левина,Выготского Л.С., Л.И. Божович, И.С. Конав области психологии общения в юношеском возрасте.

Исследование проводилось в ГБОУ СПО «КАТТ» КК г. Курганинска среди студентов первого курса в возрасте от 16 до 17 лет. В исследовании приняли участие учащиеся в количестве 30 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе социального педагога, практического психолога, организатора работы с молодежью, преподавателей и родителей при решении задач формирования личности и общения с ним.

Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение молодого человека, род занятий и уровень образования его родителей; место проживания (большой город, малый город или деревня); состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся НПО или СПО, студент вуза и т.д.). Социальный статус юношества неоднороден.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретическая основа изучения особенностей общения со сверстниками в юношеском возрасте

    1. Общение как категория в психологии

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.[14]

Проанализируем определения, которые дают общению различные авторы.

Л.П. Буева (1978) предполагает, что «общение есть непосредственно

наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных

отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения приэтом составляют содержание процесса (действия объективных общественныхзаконов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы» (по А.В.Мудрику, (1984)).

В.М. Соковнин (1974) анализирует человеческое общение как

коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и

взаимовлияние.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как

определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой

деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно

рассматривать как необходимое условие общения (по А.В. Мудрику, (1984)).

Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева.Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны:коммуникативную (обмен информацией между общающимися);интерактивную(организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятиядруг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания). Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияниена развитие личности изучали такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев иВ.Н. Мясищев.

Исследования Б.Г. Ананьева (1969) нацелены на глубокоеи широкое

изучение общения.Большое значение имеет осмысление уже сделанного в этойобласти в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.

Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемогов форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказываетсяусловием, без которого невозможно познание ими действительности,формирования у них эмоционального отклика на эту действительность иоснованного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этойдействительности.

По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении сих взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с ихразличной активностью, избирательностью, положительным или отрицательнымхарактером. Способом или формой общения и отношения является обращениечеловека с человеком.

Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между

отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не тольков личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и вобстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую иобразуют общающиеся люди.

Общение имеет огромное значение для человека.Во-первых, через общение человек удовлетворяет свои многочисленныесоциогенные потребности (потребности в общении, в славе, во власти, в любви, в уважении, в эмоциональном контакте, в принадлежности к группе, в самоутверждении и др.) Полноценное общение является необходимым условием социального бытия человека. Общение необходимо также и для удовлетворения всех других потребностей, поскольку этот процесс, так или иначе, опосредствован людьми.[26]

Во-вторых, общение выступает как важнейшее условие психического

развитиячеловека (выработанных человечеством и закрепленных в культуре способов поведения в различных жизненных ситуациях, способов обращения с предметами и с людьми).Многочисленные научные факты свидетельствуют о том, что у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции и лишенных общения с людьми, не развивается человеческая психика, и они не становятся личностями. Обучение и воспитание представляются ничем иным, как формами общения взрослых и детей.[26]

В-третьих, в процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.[26]

В-четвертых, общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.Психологический анализ показывает наличие общения при выполнении не только совместной, но даже и индивидуальной деятельности. Хорошо известно также, что вне общения невозможно и освоение какой-либо деятельности. Поэтому общение как бы врастает в предметную деятельность и составляет одно из существенных ее свойств.[26]

В-пятых, общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности. Любая психическая функция, личностная черта и сознание человека представляют собой не что иное, как особые преобра­зованные формы общения.[26]

В-шестых, общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так

и ухудшения.[26] Это важно учитывать в практической работе с молодыми людьми при их воспитании и обучении, организации трудовой деятельности и досуга.


    1. Психологические особенности юношеского возраста

Каждый знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяются на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от14 до 18 лет называется подростковым, а в психологии же 16-18-летних считают юношами. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.[11]

В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.[1]
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.А из своего педагогического опыта, могу выделить и третий тип учащихся, которые не проявляют интереса ни к одной из наук и имеют пассивную жизненную позицию. Но отрадно то, что таких молодых людей не так много. И если к ним найти педагогически-правильный подход, то и у таких учащихся можно развить интерес если не к наукам, то хотя бы к получению и совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Юноша стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед ним как задача первостепенной важности. Юноши и девушки обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задачи и содержание. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.[3]Хочу подчеркнуть, что устремленность в будущее только в том случае оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Молодой человек должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В связи с этим в старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное – выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливаетсяконтроль за движениями и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, готовности к самостоятельной жизни, приобретает духовную зрелость. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника и формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе определенных знаний о специфике профессиональной деятельности, положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физических, психических и материальных возможностей.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает три основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. «Образ Я» складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. В данный период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Противоречивость положения юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?».[11]

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытие своего внутреннего мира –радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.[11]

Меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший — плохой), отношение к себе как бы развивается в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.[11]Не каждому юноша может доверить свой внутренний мир, у него часто появляется желание побыть наедине с самим собою.

Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.Мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом юноши нередко переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девушки же более самокритичны и чувствительны. Такой защитный механизм (игнорируя информацию, противоречащую его образу «Я», юноша защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, но в какой-то мере способствует формированию внутренней установки на самостоятельность.[11]



    1. Особенности общения в юношеском возрасте

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» — со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие.

В доверительном общении со взрослыми важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я».

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверчивость в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в ее потенциальную способность справиться с жизненными трудностями – важнаяоснова для новой гармонии отношений родителей и детей.

Юность – период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью.[9] Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо. Но что же происходит, когда родители не умеют понять новые стремления своего подрастающего чада? А происходит то, что он все равно отправляется на поиск удовлетворяющих его отношений. Он находит их в среде сверстников. Юноша отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.Общение с товарищами-одноклассниками все более выходит за пределы учения и учебного заведения, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращаетсяв самостоятельную и очень важную для юноши сферу жизни. Онанасыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой истолкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.Общение с товарищами– большая ценность для юноши. Ононередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.

Попытки взрослых ограничить общение юношей и девушек с товарищаминаталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причинойстолкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет, юноша, когда родители пытаются что-тоизменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

В основе юношеской тяге к дружбе – страстная потребность в понимании

другого и себя другими и самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется у юношей, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника. Но воображаемые друзья никогда не заменят друзей из плоти и крови.Отношения со сверстниками молодой человек считает своими собственными,личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих юношей и девушекдружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны их отношениясовзрослыми, тем большее место в ихжизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников (И.С.Кон, В.А.Лосенков (1974)) .

Юношеская дружба не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна.Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям. Чем многограннеечеловек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим – воспоминания молодости, с третьим – эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой и искренней.[11]

Иногда дружба выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью – друг впервые осознается как другой «Я»: один ищет в друге преимущественно подтверждения своего Я, второй сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности, третий ищет в друге дополнения, образец для подражания. Ему можно "излить душу", с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на полноевзаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность.Дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих интересов и проблем, в общении старшеклассников с их друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт. Но до 40%опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом без ответа. Дружба ассоциируется у них главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями.

Это первая, самостоятельно выбранная, глубоко личная привязанность, предшествующая и в определенной степени предусматривающая другие предпочтения, в частности любовь.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, кто всячески старается отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.Другая типичная защитная установка — «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.[11]

Для юноши собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят — и имеют на это полное право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и «подглядывания». Взрослые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживания подростков и юношей находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия.[11]

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажутся некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания. Озабоченность ритуальной сторонойдела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга. Ухаживание – игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой – довольно неопределенны.[11]

Однако первая влюбленность не только не ослабляет потребности в друге,с которым можно поделиться своими переживаниями, но даже усиливает ее. Но как только появляется взаимная любовь, эта сфера отношений, как правило,изымается из обсуждения с друзьями (пока в любовных отношениях не возникают какие-то трудности). Если в начале юности дружба оттесняет родительское влияние, то теперь ей самой приходиться потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.[11]Первая любовь также в определенной степени является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Любовь в юношеском возрасте, обычно, приобретает формы симпатии, восхищения, влюбленности или форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, которое во многом влияет на развитие личности юноши.

Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками: усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии; неприкосновенности своего личного пространства. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия. Но кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.[11]

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у молодых людей неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками. Напряженная потребность в

общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Типичная черта подростковых и юношеских групп – чрезвычайно высокая комфортность. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.[11]

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и

характера аффилиации. На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонятость. А самая распространенная коммуникативная трудность юношей – застенчивость.[11]

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

В неформальных юношеских объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.argo) – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь ребятможет быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Юноши пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.).

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто оставляет желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

Разговор о знаковом характере юношеского общения выводит нас к проблеме культуры. И этот вопрос имеет две стороны. Во-первых, юношество, так или иначе, воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями. Во-вторых, каждое поколение молодежи создает нечто новое, свое и имеет собственную возрастную субкультуру.

Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Она социально и психологически реальна и имеет ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. И поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Вывод:

- в юношеском возрасте наиболее значимыми являютсяотношения со сверстниками;прослеживаются некоторыесложности во взаимоотношениях совзрослыми (родителями и учителями),связанные с возрастными особенностями ребят,однако, при всей тяге ксамостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших;

- общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения; через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества; через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Развивая личностный и творческий потенциал учащихся, преподаватель должен заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного

достоинства, видеть психологические трудности и противоречия взросления, и

взросления, и тактично помогать их разрешения.

























ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологических особенностей общения старшеклассников со сверстниками

2.1. Диагностика межличностных отношений в юношеском возрасте

Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО «КАТТ» КК, среди студентов первого курса в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие три экспериментальные равноценные группы в общем количестве 30 человек. Были использованы следующие методики:

  1. Опросник «Шкала одиночества или как вы себя чувствуете в этой жизни»..[19]

Цель. Исследование уровня субъективного ощущения человеком одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью,
социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Текст опросника

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.





Мне не с кем поговорить.





Для меня невыносимо быть таким одиноким.





Мне не хватает общения.





Я чувствую, будто никто действительно меня не понимает.





Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.





Нет никого, к кому я мог бы обратиться.





Я сейчас больше не с кем не близок.





Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.





Я чувствую себя покинутым.





Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает,





Я чувствую себя совершенно одиноким.





Мои социальные отношения и связи поверхностны.





Я умираю по компании.





В действительности никто как следует меня не знает.





Я чувствую себя изолированным от других.





Я несчастен, будучи таким отверженным.





Мне трудно заводить друзей.





Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.





Люди вокруг меня, но не со мной.







Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответов отметьте знаком «+».

Обработка данных и интерпретация результатов.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.[19]



  1. Тест «Вы настоящий друг!»

Цель. Исследование уровня готовности быть настоящим другом. Именно потому, что правила дружбы нигде не записаны, людям бывает трудно найти настоящего друга. Каким он должен быть? И как он должен себя вести?

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Необходимо выразить свое согласие или несогласие с этими утверждениями, а в бланке для ответов записать «да», если вы полностью согласны с утверждением, «нет» - если не согласны, «не знаю» - если у вас нет четкого ответа на данное утверждение.

Утверждения.

Я считаю, что настоящий друг:

  1. Делится новостями о своих успехах.

  2. Добровольно помогает в трудной ситуации.

  3. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

  4. Вовремя возвращает долги.

  5. Защищает друга в его отсутствие.

  6. Терпим к остальным друзьям своего друга.

  7. Хранит доверенные ему тайны.

  8. Не критикует друга публично.

  9. Не ревнует друга к остальным людям.

  10. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

  11. Не поучает, как нужно жить.

  12. Уважает внутренний мир друга.

  13. Не использует доверенную ему тайну в своих целях.

  14. Не стремится переделать друга по своему образцу.

  15. Не предаст в трудную минуту.

  16. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

  17. Понимает состояние и настроение друга.

  18. Уверен в своем друге.

  19. Искренен в общении.

  20. Первым прощает ошибки друга.

  21. Радуется успехам и достижениям друга.

  22. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).

  23. Помнит о друге, когда его нет рядом.

  24. Ни в чем и никогда не завидует другу.

Бланк для ответов

Вопрос

Ответ

Балл

Вопрос

Ответ

Балл

1



14



2



15



3



16



4



17



5



18



6



19



7



20



8



21



9



22



10



23



11



24



12



25



13








Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по два очка, за ответ «не знаю» - по одному очку, а за ответ «нет» - 0 очков. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

От 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно, из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 34 очков.У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 очков.Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.



  1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.[19]

Цель.Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Описание методики.

На основании исследований межличностных отношений Т.Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу. Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросовв8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен отмечать + те характеристики, которые считает присущими себе.

Инструкция.«Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком + те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

(см. Приложение №1).

Текст опросника

(см. Приложение №2).

Обработка данных

После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня — 16 баллов.

    1. й октант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100;

    2. и октант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72, 101-104;

    3. й октант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108;

    4. й октант: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112;

    5. й октант: вопросы 17-20, 49-52, 81-84, 113-116;

    6. й октант: вопросы 21-24, 53-56,85-88, 117-120;

    7. й октант: вопросы 25-28, 57-60, 89-92, 121-124;

    8. й октант: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128;

Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений.

1. Авторитарный

0-8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.

9-12. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.

13-16. Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

2. Независимый — доминирующий

0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.

9-12. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

13-16. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.

3. Агрессивный

0-8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

9-12. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

13-16. Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

4. Недоверчивый — скептический

0-8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.

9-12. Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

13-16. Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

5. Покорно-застенчивый

0-8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

9-12. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

13-16. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

6.Зависимый

0-8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими вежливый, нуждается в признании.

9-12. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет прояви сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

13-16.Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

  1. Сотрудничающий

0-8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9-16. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидныйтип характера).

8. Альтруистический

0-8 баллов. Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

9-16. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои ин­ересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа).

Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номеру октанта-координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и за­штрихована внутренняя, центральная, часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие веера. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14—16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их досто­верности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.[19]



2.2. Анализ результатов диагностики межличностных отношений в юношеском возрасте

Приводим результаты исследования в первой экспериментальной группе. В исследовании принимало участие 12 человек.

Таблица №1

Результаты по шкале одиночества



Испытуемый

Баллы

Уровень

Н. Алина

14

низкий

С. Кристина

18

низкий

М. Виктория

9

низкий

Ш. Сусанна

10

низкий

Щ. Вера

4

низкий

А.Рузанна

21

средний

Б. Кристина

20

средний

Ч. Валентина

22

средний

М. Седа

9

низкий

Н. виктория

5

низкий

Г.Женик

13

низкий

Б. Лариса

16

низкий



Данные, полученные нами в ходе исследования уровня субъективного ощущения испытуемым своего одиночества показал, что у 9 испытуемых низкий уровень одиночества и они в основном не имеют проблем в общении среди сверстников, а 3– имеют средний уровень одиночества, вследствие чего у них возникают трудности в общении в кругу друзей и знакомых.



Приводим результаты исследования вовторой экспериментальной группе. В исследовании принимало участие 10 человек.

Таблица №2

Результаты по тесту «Вы настоящий друг!»

Испытуемый

Баллы

Уровень

1

39

высокий

2

47

высокий

3

41

высокий

4

46

высокий

5

47

высокий

6

42

высокий

7

40

высокий

8

47

высокий

9

48

высокий

10

46

высокий



Анализ теста «Вы настоящий друг!» показал, что все испытуемые имеют высокий уровень готовности быть настоящим другом и умеют дружить, хорошо понимая, что значит верная и преданная дружба.



Проанализировав данные методики Т.Лири можно отметить, что в большинстве случаев юноши имеют представление о себе, своем «идеальном Я». В исследовании принимало восемь юношей. Результаты методики представлены в таблице.

Имя

1-й

октант

2-й

октант

3-й

октант

4-й

октант

5-й

октант

6-й

октант

7-й

октант

8-й

октант

Тимофей

10

7

7

7

4

4

7

11

Андрей

13

11

7

5

4

12

10

12

Евгений

8

6

5

6

7

9

6

5

Алексей

12

12

5

8

1

4

5

7

Александр

8

9

7

1

5

10

10

9

Николай

7

5

5

3

10

7

6

8

Антон

13

5

7

3

4

6

10

8

Семен

6

4

2

5

3

7

4

1


Испытуемые, у которых преобладает властный – лидирующий тип межличностного отношения (1-й октант), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, экстравентированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.

По результатам первого октанта мы видим, что группа разделилась поровну: четверо испытуемых - Евгений, Александр, Николай, Семен - набрали от 0 до 8 баллов. Они уверенны в себе и могут быть хорошими организаторами; другие четверо(Тимофей, Андрей, Алексей, Антон) – успешны в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения, стремятся к лидерству.

Испытуемые, у которых преобладает независимо – доминирующий тип межличностного отношения (2-й октант), характеризуютсяэгоцентричностью, завышенным уровнем притязаний. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Мнение окружающих воспринимают критически, а собственное мнение возводят в ранг догмы. Имеют низкую подчиняемость.

Результаты второго октанта показали, что только два учащихся (Андрей, Алексей) имеют самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства и превосходства над окружающими тип межличностных отношений. Остальные - имеют определенную уверенность и независимость, но не обособленную позицию в группе.

Испытуемые, у которых преобладает прямолинейно-агрессивный тип межличностного отношения (3-й октант), характеризуются упорством в достижении целей, практицизмом при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности.

Практически все испытуемые по данному октанту имеют низкие показатели, что свидетельствует об отсутствии агрессии, недружелюбия,

жестокости по отношению к окружающим.

Испытуемые, у которых преобладает недоверчивый – скептический тип межличностного отношения (4-й октант), характеризуются замкнутостью, ригидностью установок, критичностью к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенностью своей позицией в микрогруппе, подозрительностью, неконформностью суждений и поступков.

По данному октанту испытуемые имеют также низкие показатели, т.е. не превышающие 8-ми баллов, что свидетельствует об отсутствии замкнутости, скрытности, разочарованности в людях, недоверчивости к окружающим.

Испытуемые, у которых преобладает покорно – застенчивый тип межличностного отношения (5-й октант), характеризуются болезненной застенчивостью, пассивностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, тревожностью, но аккуратностью и исполнительностью в работе. Избегают широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих. Ранимые и впечатлительные.

Среди испытуемых только один учащийся (Николай) набрал более 8 баллов по 5-му октанту, что характеризует его как застенчивого, кроткого, склонного подчиняться более сильному без учета ситуации, тем более что, по всем остальным октантам он имеет довольно низкие показатели. Результаты Николая могут говорить о его скрытности и неоткровенности при исследовании. Результаты остальных испытуемых говорят об отсутствии покорности и склонности к самоуничижению, слабовольности, пассивности, тревожности.

Испытуемые, у которых преобладает зависимый – послушный тип

межличностного отношения (6-й октант), характеризуются повышенной

чувствительностью к средовым воздействиям, у которых ведущей является потребность в привязанности и теплых отношениях. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Отличаются повышенной мнительностью, чувствительностью к невниманию и грубости окружающих, повышенной самокритичностью.

По данному октанту двое из испытуемых (Андрей и Александр) имеют

средний показатель ( 10 и 12 баллов) – это послушный, боязливый тип межличностных отношений, который не умеет проявить сопротивление и искренне считает, что другие всегда правы. Результаты остальных показали, что юноши данного возраста ожидают помощи и советов окружающих, мягки, конформны, доверчивы.

Испытуемые, у которых преобладает сотрудничающий-конвенцианальныйтипмежличностного отношения (7-й октант), характеризуются эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности, повышенной откликаемостью на средовые воздействия. Имеют потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, нуждаются в признании наиболее авторитетных личностей группы. Стремятся найти общность с другими. Имеют широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

По данному октанту трое испытуемых (Андрей, Александр, Антон) имеют средний показатель (10 баллов), что говорит об их дружелюбии и любезности во всем, о стремлении удовлетворить требования всех и быть хорошим для всех без учета ситуации.Остальные более гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, следуют правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, стремятся помогать и быть в центре внимания.

Испытуемые, у которых преобладает ответственно-великодушный (альтруистический) тип межличностного отношения (8-й октант), характеризуются выраженной потребностью соответствовать социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии межличностных отношений. Могут легко вживаться в разные социальные роли, имеют гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность.

Только двое испытуемых (Тимофей и Андрей) имеют низкие показатели по данному октанту (1 и 5 баллов), что свидетельствует обихнеоткровенности по определенной группе вопросов. Остальные имеют выраженную готовность помогать и сочувствовать окружающим.

В ходе исследования по данной методике мы смогли изучитьстиль и структуру межличностных отношений и их особенностей, а также представления испытуемого о себе, своем «идеальном Я», отношение к самому себе.

Результаты проведенного экспериментального исследования, которые отражены во второй части курсовой работы, позволили нам сделать вывод о том, что сегодня молодые люди имеют большую потребность в общении; имеют представление о верной и настоящей дружбе и хотят иметь друзей. Но самое главное, что, несмотря на непростую социальную ситуацию в обществе,

сталкиваясь с безразличием, грубостью, злостью наша молодежь стремится быть общительной, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях, идет на компромисс при решении проблем и в конфликтных ситуациях,имеет выраженную готовность помогать и сочувствовать окружающим.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В юношеском возрасте старшие школьники считают общение неотъемлемой частью своей жизни. Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое. На первом месте по предпочтительности в общении стоят сверстники.

Основными видами юношеского общения являются дружба, среди которой можно выделить однополую и смешанную, и любовь.

В ходе исследования было установлено, что юношеское общение может осложняться рядом проблем. Это может проявляться в различных формах: молодые люди могут замкнуться в себе и почувствовать себя одинокими, другие испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками в силу индивидуально-психологических особенностей личности.

В целом же можно сказать, что сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые на наш взгляд, обусловлены: изменившимися социальными условиями; приоритет материальных ценностей; разделение общества (на богатых и бедных); изменение межличностных отношений и т.д. Что, в свою очередь, приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям старшеклассников. Следует добавить, что с разочарованием в общении сталкиваются как девушки, так и юноши. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для юношей. Они пытаются проводить с ними как можно больше времени – гуляют, отдыхают, «развлекаются».

Таким образом, межличностные отношения можно определить как

взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов,

находящихся в длительном контакте.

На основе анализа проведенных методик и наблюдений за отношениями юношей можно сказать, чтобольшинство опрашиваемых учащихся считают общение неотъемлемой частью своей жизни и не чувствуют себя непонятыми и одинокими; все испытуемые имеют высокий уровень готовности быть настоящим другом и умеют дружить, хорошо понимая, что значит верная и преданная дружба; отсутствуют проблемы с установлением эмоциональных контактов, эмоции не мешают учащимся общаться и взаимодействовать в повседневной жизни, развивать межличностные отношения.

Результат методики Т.Лири показал нам, что у молодых людей происходит укрепление воли, развиваются такие черты волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание.Практически у всех испытуемых отсутствуют агрессия, недружелюбие, жестокость по отношению к окружающим.

Но хочется сказать и о том, что сегодня наблюдается тенденция к изменению некоторых характеристик общения. В целом же, сохраняется потребность общения, наблюдается значимость сверстников, отсутствие социально-ориентированных интересов, сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, порножурналов, употребление наркотиков, выпивка). Появляется новый вид общения через компьютер – глобальная сеть Интернет. В целом Интернет открывает широкие возможности для установления контактов и общения, но это уже виртуальное общение, здесь ни живого участия собеседников, ни эмоций. В наше время немало услышишь от взрослых жалоб на своих детей, которые очень много времени проводят за компьютером, предпочитая живое общение виртуальному. То есть старшеклассники начинают терять общение в том возрасте, в котором только зарождаются его навыки, а ведь без общения невозможно нормальное развитие здоровой личности. Человек - это социальное животное, поэтому без потребности в общении ему не выжить.







Литература
1. Социальная психология: учеб.для вузов/ Г.М. Андреева. – М.:АспектПресс,2008
2. Диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев.– СПб: Питер, 2006
3. Возрастная психология: учебн. пос. для вузов/ Л.А.Першина. – М.: Академический Проект: Альма Матер , 2005
5. Психология юности и молодости: учеб.пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006
6. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 2004
7.Возрастная и педагогическая психология: учеб.особие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003
8. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов/ А.Г. Гривцов– СПб: Питер, 2007
9.Возрастная психология/ В.СМухина. - М.: Издательский центр «Академия»,2000
10.Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004
11. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000
12. Психология развития/Г.Крайг, Д. Бокум 9-е изд.- СПб.: Питер, 2005
13. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2005
14.Основыпсихологии/Столяренко Л.Д. 4-е изд.,перераб. и доп. – Ростов Н/Д: Феникс, 2001

15. Детская практическая психология /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000
16. Самые трудные годы.Мудрик А.М.: Академия, 2002
17. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. Мудрик А.М.М.: Академия, 2003

18. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2004
19. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других/ Р.Римская, С.Римский . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001

20. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006
21.Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М.: Академия развития, 2002
22. Тренинги коммуникативной компетентности / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е.Скоромная. – М.: Академический проект, Фонд «Мир» , 2009
23. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики,2005
24. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников, 2009
25. Психология развития: Учеб.пособие для студ. Вузов/ Д.Б. Эльконин.- М.:ВЛАДОС,2001

26. Практикум по общей психологии/ Романов К.М., Гаранина Ж.Г.. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002















Приложение №1















Приложение №2


Текст опросника

Какой вы человек?

  1. Другие думают о нем благосклонно.

  2. Производит впечатление на окружающих.

  3. Умеет распоряжаться, приказывать.

  4. Умеет настоять на своем.

  5. Обладает чувством достоинства.

  6. Независимый.

  7. Способен сам позаботиться о себе.

  8. Может проявить безразличие.

  9. Способен быть суровым.

  10. Строгий, но справедливый.

  11. Может быть искренним.

  12. Критичен к другим.

  13. Любит поплакаться.

  14. Часто печален.

  15. Способен проявлять недоверие.

  16. Часто разочаровывается.

  17. Способен быть критичным к себе.

  18. Способен признать свою неправоту.

  19. Охотно подчиняется.

  20. Уступчивый.

  21. Благодарный.

  22. Восхищающийся, склонен к подражанию.

  23. Уважительный.

  24. Ищущий одобрения.

  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

  26. Стремится ужиться с другими.

  27. Дружелюбный, доброжелательный.

  28. Внимательный, ласковый.

  29. Деликатный.

  30. Ободряющий.

  31. Отзывчивый к призывам о помощи.

  32. Бескорыстный.

  33. Способен вызывать восхищение.

  34. Пользуется у других уважением.

  35. Обладает талантом руководителя.

  36. Любит ответственность.

  37. Уверен в себе.

  38. Самоуверен, напорист.

  39. Деловитый, практичный.

  40. Любит соревноваться.

  41. Стойкий и крутой где надо.

  42. Неумолимый, но беспристрастный.

  43. Раздражительный.

  44. Открытый, прямолинейный.

  45. Не терпит, чтобы им командовали.

  46. Скептичен.

  47. На него трудно произвести впечатление.

  48. Обидчивый, щепетильный.

  49. Легко смущается.

  50. Не уверен в себе.

  51. Уступчивый.

  52. Скромный.

  53. Часто прибегает к помощи других.

  54. Очень почитает авторитеты.

  55. Охотно принимает советы.

  56. Доверчив и стремится радовать других.

  57. Всегда любезен в обхождении.

  58. Дорожит мнением окружающих.

  59. Общительный, уживчивый.

  60. Добросердечный.

  61. Добрый, вселяющий уверенность.

  62. Нежный, мягкосердечный.

  63. Любит заботиться о других.

  64. Бескорыстный, щедрый.

  65. Любит давать советы.

  66. Производит впечатление значительности.

  67. Начальственно-повелительный.

  68. Властный.

  69. Хвастливый.

  70. Надменный, самодовольный.

  71. Думает только о себе.

  72. Хитрый, расчетливый.

  73. Нетерпим к ошибкам других.

  74. Своекорыстный.

  75. Откровенный.

  76. Часто недружелюбен.

  77. Озлобленный.

  78. Жалобщик.

  79. Ревнивый.

  80. Долго помнит обиды.

  81. Самобичующий.

  82. Застенчивый.

  83. Безынициативный.

  84. Кроткий.

  85. Зависимый, несамостоятельный.

  86. Любит подчиняться.

  87. Предоставляет другим принимать решения.

  88. Легко попадает впросак.

  89. Легко поддается влиянию друзей.

  90. Готов довериться любому.

  91. Благорасположен ко всем без разбора.

  92. Всем симпатизирует.

  93. Прощает все.

  94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

  95. Великодушен, терпим к недостаткам.

  96. Стремится покровительствовать.

  97. Стремящийся к успеху.

  98. Ожидает восхищения от каждого.

  99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречий.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый, подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

116. Мягкотелый.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.







Просмотр содержимого документа
«титульный курсовая»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»




КАФЕДРА



СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ








КУРСОВАЯ РАБОТА


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ












Выполнила студентка

ZПВП-ПСП-2-1

Деркач Анна Анатольевна



Научный руководитель:

Зимина Елена Сергеевна

К.п. наук, доцент







Армавир

2013



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретическая основа изучения особенностей общения со сверстниками в юношеском возрасте………………………………………………8

    1. Общение как категория в психологии………………………………….8

    2. Психологические особенности юношеского возраста………………11

    3. Особенности общения в юношеском возрасте………………………15

ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение психологических особенностей общения старшеклассников со сверстниками……………………………………24

2.1. Диагностика межличностных отношений в юношеском возрасте……24

2.2. Анализ результатов диагностики межличностных отношений в юношеском возрасте……………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..............38

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......40

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….........42












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!