СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения грамоте в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивающего обучения – это место встречи людей, думающих по-разному. Задача учителя – соорганизовать разные мнения детей на уроке, учить детей слушать и слышать важное, учить корректно отстаивать свою точку зрения, учить помнить,  что урок – это время для интеллектуального роста.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения грамоте в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»




СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В СИСТЕМЕ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР



Докладчик Пахалюк М.В.


« Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте,- писал Д.Б.Эльконин,- этот ключ – содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания, и так развернуть его, чтобы оно привело к формированию полноценных понятий. А для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся».

Язык, как и математику, и другие науки нужно изучать по существу, т.е. с пониманием его специфических особенностей, с умением опираться на них, пользоваться ими. Но это будет только в том случае, когда учитель формирует необходимые приемы языкового мышления. Если учащимся раскрыть секреты языка, то они легко будут понимать и усваивать его. Если же этого не сделать,то учащиеся будут брать памятью, зазубривать правила, не умея применять их. Но ведь в русском языке 1000 правил и 1000000 исключений.

Средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые модели слов. Формирование действия моделирования – одна из основных задач на уроках развивающего обучения.

Применение звуковых моделей слов на первых этапах обучения грамоте доказано Д.Б.Элькониным столь убедительно, что схемы и модели заимствовали все современные отечественные буквари. Но с точки зрения Д.Б.Эльконина они не только носят «подсобный» характер, обслуживая добуквенный этап работы со словом, но и являются универсальным инструментом мышления.

Звуковое моделирование слова «капля» выглядит по-разному в процессе изучения разных тем курса обучения грамоте: «Предмет», «Слоги и ударение», «Звуковой состав слова», «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие», «Работа букв гласных», «Работа букв согласных». Моделируются не только звуковое строение слова, не только соотношение звуков и букв, а также закономерности, правила русской графики и орфографии. Модели становятся для учащихся «опорными сигналами», в





которых законспектирована вся лингвистическая теория «Букваря». Эти схемы будут работать и при повторении на уроках русского языка.

Законы русской письменности одинаково новы и неизвестны, как для читающих, так и для нечитающих детей – первоклассников, что уравнивает их шансы на успех в изучении языка, не снижая познавательного интереса. Перед ребенком ставится проблема орфографического выбора. Идет формирование орфографической зоркости с первых учебных дней. А это не что иное, как умение задать себе вопрос: «Как писать?»


Букварный период – это тот этап обучения, когда можно и нужно закладывать основы способности ребенка различать «умею – не умею», «знаю – не знаю», т.е. формировать умение ставить орфографическую задачу ( задавать вопросы, побуждать спрашивать).


Для воспитания привычки обращения к учителю с познавательными вопросами нужны задания, переворачивающие привычный вопросно- ответный стиль работы класса, создающие условия, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель: «Я задумала букву, отгадай, задав не более 5 вопросов».

Для воспитания самостоятельности детского мышления ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действий, где учащиеся не копируют образцы, заданные учителем, а где необходимо искать собственные приемы работы. Создается ситуация открытого незнания, иначе человек, не знающий о своем незнании, не стремится учиться.


Учебное сотрудничество детей (групповая работа): контроль и оценка действий друг друга, поиск доказательства собственной точки зрения, приучение прислушиваться к мнению партнера, координировать разные точки зрения – это замысел Д.Б.Эльконина: сделать учебную деятельность младших школьников деятельностью по самосовершенствованию каждого ребенка - умение преодолевать собственную ограниченность, умение учиться. Это приучает детей говорить то, что думаешь и думать то, что говоришь.


Авторы «Букваря» - В.В.Репкин и др. – предлагают задания – ловушки, приучающие ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос, воспитывающие привычку доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции; задачи с недостающими данными; задачи, не имеющие решения.







Цель развивающего обучения: формирование субъекта учебной деятельности. Цель начальной школы в развивающем обучении: сформировать коллективного субъекта учебной деятельности ( в корректном споре рождается истина) и компоненты учебной деятельности, как то –

  1. учебно-познавательный интерес – побудительный мотив учебной деятельности;

  2. целеполагание – зачем мне надо это знать?

  3. учебные действия – моделирование, анализ и др.

  4. контроль и оценку - парная работа


Урок развивающего обучения – это место встречи людей, думающих по-разному. Задача учителя – соорганизовать разные мнения детей на уроке, учить детей слушать и слышать важное, учить корректно отстаивать свою точку зрения, учить помнить, что урок – это время для интеллектуального роста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!