Представленные возрастные особенности детей и подростков в таблице , помогут педагогу при организации игровой деятельности на профильной смене дневного пребывания детей.
Особенности организации игровой деятельности
Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие – технические игры - учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово.
В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, по методике организации и проведению игр.
Три возрастных периода, которые необходимо учитывать в игровой деятельности детей:
- Младший возраст – 5-8 лет;
- Средний возраст – 9-11 лет;
- Подростковый возраст – 12-15 лет.
Младший возраст
|
Особенности физического развития:
|
Характерные черты
|
Рекомендации по организации и проведению игр:
|
- сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
- невелик запас прочности опорного аппарата, слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что, повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки.
|
- любознательность;
- конкретность мышления;
- подвижность;
- неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;
- высокий авторитет старшего товарища;
- все предложения, которые принимаются ребенком, выполняются им очень охотно;
- суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.
|
- подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений;
- недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом;
- если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения;
- дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функций торможения;
- все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», « он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»… Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры;
- детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу;
- заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.
|
Средний возраст
|
Особенности физического развития:
|
Характерные черты
|
Рекомендации по организации и проведению игр:
|
- начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
- учащается сердцебиение;
- чаще появляется головная боль;
- ускоряется развитие скелета, рук, ног;
- одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
|
- мыслят более отвлеченно, критично;
- укрепляется волевая сфера;
- бурно проявляются эмоции;
- повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
- склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, хотя в контакт с другими вступают легко;
- стремятся «испытать» себя, стремятся к активной практической деятельности;
- увлекает совместная коллективная деятельность;
- легко и охотно выполняют поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
- далекие цели и перспективы не увлекают так же, как и неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
- неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;
- успех вызывает эмоциональный подъем.
|
- подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
- некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
- объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
|
Подростковый возраст
|
Особенности физического развития:
|
Характерные черты
|
Рекомендации по организации и проведению игр:
|
- половое созревание
- завершение роста скелета;
- быстрый рост мускулатуры;
- девочки вначале выше мальчиков;
- мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;
- различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
|
- остро ощущаемая потребность в активности;
- горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может;
- формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
- развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
- подростки не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
- способны противостоять влиянию окружающих;
- могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что они сами считают несомненно правильным;
- проявляется стремление к объединению в различные группы;
- ставятся цели: быть как все, не отставать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.
|
- игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
- она может быть рассчитана на длительную подготовку;
- важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее.
|
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации игровой деятельности на профильной смене дневного пребывания детей»