СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации системы внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 70», обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника начальной школы.

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Особенности организации системы внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 70»,  обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации системы внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 70», обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника начальной школы.»

Маслова Н.П.

МБОУ «Школа № 70» г. Казани

директор


Особенности организации системы внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 70», обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника начальной школы.


Шкала успешности ребенка внутри школы и шкала успешности ребенка в реальной жизни абсолютно не совпадают друг с другом. А нужно сделать так, чтобы успехи и успешность ребенка в школе определяли его успехи и успешность за границами школы. Реализация школой обозначенных ориентиров возможна только при эффективном использовании потенциала урочной и внеурочной деятельности. Причем в первую очередь внеурочной деятельности, так как именно она имеет большее, чем урок, временное пространство, является основой формирования самостоятельной, мобильной, предприимчивой, конкурентоспособной, инициативной личности, умеющий делать осознанный выбор.

В основе организации внеурочной деятельности школы лежит индивидуальная воспитательная траектория обучающегося, которая позволяет развивать в нем способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно выбирать, действовать и отвечать за свой выбор, что способствует формированию успешной личности. Данный вариант организации внеурочной деятельности мы взяли за основу предлагаемой модели.

Принципы построения и реализации индивидуальной воспитательной траектории обучающегося:

  • комплексный характер;

  • индивидуализация воспитательного процесса;

  • вариативность и свобода выбора курсов;

  • ориентация на личность;

  • сотрудничество, сотворчество.

Организация внеурочной деятельности по индивидуальной воспитательной траектории может включать в себя различные виды, в том числе:

  • мастер-классы и модули;

  • профессиональные пробы;

  • обязательные виды деятельности;

  • социальные практики и пробы;

  • экскурсии и др.

Для оптимальной реализации механизма выбора обучающимися предложенных видов внеурочной деятельности предлагается создать карту-матрицу школы с полным набором и перечнем всех предлагаемых форм и видов.

Перечень мастер-классов, модулей и других видов и форм организации внеурочной деятельности не может быть исчерпывающим и конечным, потому что определяется школой исходя из потребностей обучающихся и их родителей, возможностей школы и социального окружения.

При определении перечня видов внеурочной деятельности важно учитывать интерес ребенка в соответствии с ведущей деятельностью данного возраста: 7-11 лет – познавательная деятельность, 11-15 – личностное общение, 15-17 лет – учебно-профессиональная деятельность (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Выбор конкретных форм внеурочной деятельности осуществляет сам обучающийся по согласованию с родителями (законными представителями).

Для сопровождения индивидуальной воспитательной траектории в школе вводится новая педагогическая позиция – тьютор.

Обучающиеся совместно с тьютором и родителями составляют индивидуальную программу личностного развития ребенка на учебный год с учетом результатов психологических диагностик, направленных на выявление индивидуальных склонностей ребенка. Методом рефлексивного обсуждения и прогнозирования они заполняют индивидуальную карту развития ребенка, проектируя его воспитательную траекторию. На тренинге по составлению ИВТ обучающиеся знакомятся с картой-матрицей школы. На ее основе обучающиеся осуществляют выбор конкретных форм по каждому направлению, набирая установленное количество часов. Создается индивидуальная программа развития на основе заданного набора курсов.

Изучение каждого модуля, мастер-класса рассчитано на несколько часов, поэтому основной временной единицей воспитательного процесса становится не классный час, не отдельное мероприятие, а весь курс. Целью модулей и мастер-классов является формирование или развитие у обучающихся определенных умений или навыков. В связи с этим каждый модуль и мастер-класс предполагает входную диагностику обучающихся в начале курса и итоговую по завершению его.

Применение модульной технологии в данном случае дает возможность акцентировать внимание на организации практической деятельности учащихся и позволяет рассматривать курс как самостоятельную смысловую единицу. Основными формами занятий становятся деловые, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, практические занятия. Изучение курсов завершается презентацией творческих, исследовательских и проектных работ учащихся.В результате прохождения данных курсов ребенок должен освоить предлагаемые технологии через написание исследовательской работы, реализации проекта и создание творческого продукта. Самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что прежде, чем что-то строить, он создает у себя в голове проект будущего здания, поэтому очень важно научить ребенка проектировать свое будущее. Через эти виды деятельности обучающийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации.

Освоение учащимися различных социальных ролей при выборе способа поведения, направленного на благо общества.

Ежегодно каждый обучающийся должен набрать установленное количество часов социальных проб и практик.

Реализация данного механизма на практике обеспечит эффективную организацию внеурочной деятельности, формирующую успешную личность, и выполнение школой государственных стандартов второго поколения.

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М. : Изд-во Гос. Думы РФ, 1995.- 85 с.,

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". М.: 2010

  3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского пед университета, 2000. - 352 с.

  4. Голованова, И.Ф. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся: Дис. канд. пед. наук / И.Ф. Голованова. СПб, 2005.- 179 с.

  5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, Степанов П.В.-М.: Просвещение, 2011.- 96 с.

  6. Лекомцева, Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Дис. канд пед. наук / Е.Н. Лекомцева. -М., 1998.- 165 с.

  7. Горский, В.А. Инновации в дополнительном образовании / В.А.Горский // Дополнительное образование. -2003. №4. - С.7-17.

  8. Иванченко, Г.В. Самоопределение личности как открытый проект / Г.В. Иванченко // Человек. 2005. - №3 - С.5-16.

  9. http:// standart.edu.ru

  10. http:// mon.gof.ru

  11. www.proschkolu.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!