СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проведения народных обрядовых праздников в Ульяновской области, проведенных на мероприятиях с учащимися в сельской местности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные традиции обладают богатым педагогическим потенциалом и широко используются в практике образования. На каждой территории издревле создавались произведения, складывались обычаи, отражающие климатические, экономические, исторические особенности регионов. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения народных обрядовых праздников в Ульяновской области, проведенных на мероприятиях с учащимися в сельской местности»


Министерство Образования Ульяновской области Департамент профессионального образования и Охраны ПРав несовершеннолетних

Областное Государственное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования

Ульяновский Музыкально-педагогический колледж №2




050710 «Педагогика дополнительного образования»


Евстигнеева Елена Владимировна



Выпускная квалификационная работа

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Особенности проведения народных обрядовых праздников в Ульяновской области, проведенных на мероприятиях

с учащимися в сельской местности



Руководитель:

преподаватель

высшей квалификационной

категории

__________Л.А.Гришина


Дипломная работа защищена

Допустить к защите

«____»_______2013 г.

___________________

«_____»__________2013 г.

Оценка________________

Председатель ГАК______










Ульяновск 2013

СОДЕРЖАНИЕ:



Пояснительная записка ………………………………………….. 3


1.Описание теоретической части проекта

1.1.История развития русского фольклора………………………..4

1.2.Организация проведения народных праздников……………..6

1.3.Особенности проведения праздника Масленица…………….10


2.Описание практической части проекта

2.1.Технология подготовки проведения народного

праздника Масленица ……………………………………….. 17


3.Список литературы……………………………………………….19


4.Приложение

4.1.Сценарий «Масленица, приходи скорей»……………………..20

4.2.Методические рекомендации…………………………………. 27












-2-

Пояснительная записка

Народные традиции обладают богатым педагогическим потенциалом и широко используются в практике образования. На каждой территории издревле создавались произведения, складывались обычаи, отражающие климатические, экономические, исторические особенности регионов. Именно в них простой народ закладывал этические традиции и нравственные идеалы, которые при всей своей общечеловеческой сущности имели и сохраняют до сегодняшних дней региональные отличия. Фольклорные произведения воспитывали людей для данной местности. Прославляя свой край, они подготавливали людей к жизни именно на этой земле. Народное творчество конкретного региона не всегда достаточно исследовано и поэтому не в полном объеме реализуется в педагогическом процессе образовательных учреждений.

Среднее Поволжье славится бытованием народных традиций на протяжении многих веков. При постоянном полиэтническом составе населения на данной территории сохранились сугубо национальные особенности проведения обрядов, праздников и т.п. Русская культура имеет региональные особенности, которые изучались, изучаются и будут изучаться представителями разных наук. Ведь именно в нашем крае, на Симбирский земле, в начале 19 века появился опыт проведения фольклорного исследования, вырабатывались правила сбора и переработки фольклорного материала, который в дальнейшем получил распространение по всей стране. В настоящее время исследование народных традиций Симбирского региона продолжают ученые и педагоги.

В сельской местности особенно остро стоит проблема, связанная с духовной культурой русского народа. Возросла необходимость возродить традиции и обряды на селе. Возрождение национальных традиций, внесенных в учебно-воспитательный процесс, является необходимым условием развития личности.

-3-


Эти и другие факторы определили актуальность данного исследования.

Цель дипломного проекта – раскрыть особенности проведения народных обрядовых праздников в Ульяновской области и проведение обрядовых праздников с учащимися школы с. Поповка.

Задачи проекта:

1. Изучить особенности русского фольклора Симбирского края;

2. Раскрыть особенности проведения фольклорных праздников на территории Ульяновской области;

3. Разработать и апробировать сценарии народных праздников (Масленица).

Структура дипломного проекта состоит из пояснительной записки, теоретической части, списка литературы, приложения к практической части, представленной на CD.

Описание теоретической части проекта

История развития русского фольклора

Теоретическая часть посвящена истории развития русского фольклора Симбирского - Ульяновского края. Большое внимание уделено вопросам содержания народных праздников, особенностям проведения их на территории Майнского района Ульяновской области. В заключении формулируются выводы по данной проблеме.

В середине 19 века Симбирская губерния стала одним из уникальных фольклорных заповедников. Здесь начался сбор и запись произведений народного творчества. В 30-е гг. 19века наш край посетил А.С. Пушкин. Великий поэт в это время собирал материал для своих произведений («История пугачевского бунта», «Капитанская дочка»). В беседе с братьями Языковыми А.С. Пушкин подивился красоте народной песни, лиричности народных сказаний, меткости народных загадок. Именно он посоветовал Языкову собирать произведения народного творчества своего края.

-4-

Предложение поэта нашло отклик у всей семьи Языковых и их друзей.

К делу подошли очень серьезно. В 1837г. в Симбирске вышел первый номер губернской газеты «Симбирские губернские ведомости», где была опубликована «Песенная прокламация». Авторами статьи были Языков, Кириевский, Хомяков – известные и прогрессивные деятели того времени. Они обратились с призывом к общественности о собирании фольклорных текстов. В статье содержались правила сбора фольклорного материала, которыми руководствуются фольклористы и наших дней: записывать фольклорные тексты со слов самых старых людей села, не внося никаких изменений и не обрабатывать текст литературно, обязательно отмечать место и время проведения записи, имя и возраст информатора. [6]

Семья Языковых подвергла первоначальной обработке более тысячи текстов, отправляя загадки и сказки Д.Н. Садовникову, народные песни – П.В. Кириевскому, народные игры – Е.А. Покровскому. Указанные авторы и сами путешествовали по нашему краю, собирая и записывая рассказы земляков. Так, Петр Васильевич Кириевский в 30-е годы 19века изучал фольклор в нашем крае. Его помощником в этом деле стали семьи прогрессивных симбирских дворян – Языковых, Бестужевых, Хомяковых, Валуевых. В Симбирске и Сызрани, в селениях волжского Правобережья ими были записаны сотни прекрасных произведений – былин, преданий, исторических, разбойных, солдатских, обрядовых, свадебных, семейных и других песен, пословиц и поговорок.

Другой исследователь симбирского фольклора – Дмитрий Петрович Ознобишин – автор слов песни «По Дону гуляет казак молодой». Он хорошо знал П.В. Кириевского, начинал переписчиком его песен. Потом сам стал собирать и записывать песни. Причем записывал он песни не только русские. Ознобишин был переводчиком и популяризатором восточной поэзии. Это расширило круг его интересов в фольклоре. Именно он первый записал чувашскую песню и опубликовал ее в журнале «Заволжский

-5-

муравей». Только в 60-е годы 20 века были найдены 229 текста, записанных Ознобишиным. Они опубликованы в книге «Песня, собранные писателем: новые материалы из архивов Ознобишина».[10]

Сказки в нашей губернии собирал и Д.Н. Садовников. Наверное, необходимо несколько слов сказать и об этом замечательном человеке. Дмитрий Николаевич Садовников родился 25апреля (7мая) 1847г. в г. Симбирске, учился в губернской гимназии, затем сам работал педагогом,

заведовал литературно-критическим журналом «Искусство». В 1874г. выпустил в свет книгу «Наши землепроходцы» и опубликовал на страницах газеты «Симбирские губернские ведомости» часть своего большого собрания заговоров и произведений детского фольклора, большинство из которых с тех пор не переиздавалось. [6]


Организация проведения народных праздников

Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась
как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных
и бытовых праздников.
Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою
воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще
используются, почти не изменили своей содержательной и организационной
специфики в наши дни. В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

-«зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о начале
торжества);

-«разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на

-6-

две половины – «до середины» и «после нее»);

-«спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
К «календарным» относят народные праздники весенне-летнего и
осенне-зимнего циклов, сливших воедино доисторическое и историческое
мировоззрение людей, религию язычников и христиан (кстати, практически
всякий народный праздник содержит религиозную основу). У русских это
такие праздники как: «Масленица», «Жаворонки», «Семик» или «Троица»,
«Зажинки», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Капустник» и т. д.;
«Покров», «Рождество», и др. В разных народных календарях мы встречаем
разные названия народных праздников. Это зависит от местности, где
праздник «родился, развивался и жил» и исторической эпохи, т.е.
особенностей исторического развития речевой грамматики и языка.
Проведение и подготовка зрелищных массовых мероприятий на открытом воздухе в любое время года является более ответственным, трудоёмким и длительным процессом, чем концертная деятельность. Поэтому требует от всех исполнителей специальных знаний и опыта. В том числе разнообразных технических средств, больших финансовых затрат и административно постановочного персонала, а так же личного участия представителей местной администрации и общественности. Естественно увеличиваются и сроки подготовки от 6-ти до 12 месяцев и более. Учитываются местные традиции, национальные и религиозные особенности, обеспечение транспорта и безопасности, реклама, а так же многое другое.
Чтобы осуществить запоминающийся театрализованный праздник, необходимо знать смежные и родственные направления в искусстве и жизнедеятельности человека, в том числе:

  • Исторические особенности местности

  • Национальные и религиозные обычаи

-7-

  • Этнографический состав населения

  • Территориальное расположение и ландшафт местности

  • Местную инфраструктуру и традиции

  • Взаимодействие с общественными и молодежными организациями

  • Обеспечение общественной безопасности и порядка

  • Информационное и рекламное обеспечение

  • Создание коллектива РПГ (Режиссерско-постановочная группа)

  • Подготовка общего сценария и программы праздника

  • Музыкальное оформление праздника и репетиция массовки

  • Подготовка реквизита и концертно-сценического оборудования

  • Генеральная репетиция и проведение праздника

  • Подведение итогов

Организация народного праздника рациональна, если педагог-организатор в ней содержательно опирается на нравственный смысл бытия, смысл коллективных взаимоотношений, если нравственная основа этой деятельности как деятельности социально-значимой освоена воспитанниками за годы обучения. Организация народного праздника рациональна, если силы
участников грамотно скоординированы и зависит от умения педагога-организатора принципиально координировать усилия всех участников.
Координация усилий участников народного праздника как и любая
координация массовых досуговых дел принципиально обусловлена.
В качестве исходных принципов деятельности педагога-организатора
выступают:
1. Принцип передачи всем участникам народного праздника психического
настроя.
2. Принцип дополнительности и взаимодействия, комплексности и синтеза
деятельности принимающих участие в народном празднике разовых и
постоянных кадров.

-8-


3. Принцип постепенного и последовательного распределения
подготовительных мероприятий в организации народного праздника.
Практика работы педагога-организатора показывает в том, что он умело, грамотно координирует действия помощников; влияет на повышение уровня нравственных знаний воспитанников, на повышение уровня детского самовыражения. При умелом грамотном координировании действий всех участников народного праздника у воспитанников повышается к таким видам деятельности новый интерес и более устойчивое желание.

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного
праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации
детей в творчестве и их социального самоопределения.

Рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников
народного праздника наиболее успешна, так как:
а) педагог-организатор имеет свободу выбора направлений и средств
организуемой деятельности детей;
б) педагог-организатор в своей деятельности особо нестеснен ни
временными, ни территориальными рамками;
в) педагог-организатор подготавливает это поколение к социальному самоопределению, создает условия для сближения поколений и преодоления отчуждения между ними.
В организации детского народного праздника используются общеметодические подходы: стадийная этапная подготовка, наглядное оформление.


Стадиями подготовки детского народного праздника являются:
- стадия предварительной подготовки (самоподготовка
педагога-организатора, вовлечение необходимых кадров, создание
совета-дела, подборка необходимых средств);

-9-


- стадия разработки сценария народного праздника с включением
необходимых традиций;
- стадия проведения народного праздника;
- стадия коллективного подведения итогов проведения народного праздника.
Основа программы – народный праздник. Но всегда это – содержательно наполненное, коллективное и творческое дело. Участники народного праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении.
Культура народного праздника, как известно, слагается из культуры слова,
культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая (М.Бахтин). "Праздник - объективно свободная
жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и
времени, посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно"
(А.Мазаев).[14] Поэтому его организация – дело совокупное и тонкое.

Особенности проведение праздника – Масленица

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. 
Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю. Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет.

-10-

Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке.

Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. [14] 

Как писала «Симбирские губернские ведомости» от 25 января 1866года « К праздникам – крестьяне варят пиво, закупают вина сколько кто сможет. В масленицу продолжается веселый разгул, с пятницы и до понедельника поста. В селе Поповка в большие праздники жители просят церковнослужителей с иконою служить в домах молебны, после чего с вечера этого дня и до 4-х дней продолжается гулянье».[13]

Масленица - один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все - от малых детей до глубоких стариков. Празднование Масленицы принципиально выходило за рамки каждой отдельной деревни, через различные ритуалы соединяло между собой все население округи: "Широкая Масленица! Везде была Масленица!". Длилась Масленица целую неделю. Однако всю неделю широко праздновали ее далеко не все крестьяне. Подавляющее большинство свидетельств указывает на то, что традиционно "Масленицу гуляли с четверга до воскресенья", иногда со вторника или со среды.

Понедельник — встреча: Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое

-11-

насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш : В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда — лакомки: Другое название: полес. Скоромная середа. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул: С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тёщины вечёрки: В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки: Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы: В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды.

-12-

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.

В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций. Самым   любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.

Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными тряпочками, бантами, обязательно подвешивали колокольчики. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска. Вот и катались всё вдоль деревни туда-сюда. По воспоминаниям рассказчиков, одновременно в Масленицу могло выезжать по 30-40, а то и по 90 упряжек. Обычно молодежь разных деревень договаривалась, в какой деревне они будут кататься в тот или иной масленичный день.

Парни сажали в сани празднично одетых девушек, гармониста, и компании молодежи с песнями и веселым звоном колокольчиков разъезжали по округе.

Взрослые, точно также распределив масленичные дни, ездили в гости по родне и гуляли по деревне своими компаниями. К обязательным масленичным обрядам относилось катание молодоженов, справивших свадьбы в предшествующий период посещения зятя у родителей жены. Поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-

-13-

невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Родители сами приезжали за зятем и дочкой в "масляной" четверг и оставляли их у себя до воскресенья или даже до Чистого понедельника. Нередко на первую Масленицу в гости к родителям молодой приезжали и другие ее родственники - не только посмотреть на зятя, но и закрепить новые родственные связи.

Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор  сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок.  При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

Разгульная масленичная неделя заканчивалась в Прощёное воскресенье. Важнейшим ритуалом этого дня было сожжение Масленицы, которое совершалось всегда вечером, когда начинались сумерки. Костер называли по-разному: "палига" ("палина", "палигина"), "опалиха", "теплина". Устраивали его обычно за деревней в поле, как правило, на высоких местах, чтобы огонь был виден из окрестных деревень. Место под костер выбиралось рядом с дорогой, по которой возили покойников.


-14-

Костры разводили у дороги и для того, чтобы закидать горящими головнями тех, кто поздно возвращается домой с гуляний. Костер укладывали либо "снопом" ("шалашиком"), либо, реже, "поленницей" ("клеткой").

В середину костра обычно втыкали высокую жердь с надетым на нее соломенным снопом, колесом или керосиновой бочкой. В маленьких деревнях и на появившихся в начале века хуторах больших костров не делали, но установленный обычаем обряд прощания с Масленицей все же совершали, хотя и в крайне усеченном виде: хозяева у своего дома или за деревней на горушке поднимали на жердине зажженный сноп либо льняную тресту.

Кульминацией  Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.

Посмотреть на то, как горит Масленица, и попрощаться с нею приходила вся деревня - не только дети и молодежь, но и взрослые. Пока горел костер, молодежь и взрослые играли на гармонях и балалайках, пели песни, плясали. У ребят во время сожжения Масленицы были свои развлечения. Они бегали вокруг костра, ловили друг друга, толкали в снег, а то и в огонь, валялись, кувыркались, мазались сажей, кидались снежками и горящими головнями.


-15-

Перед уходом с догорающего костра полагалось перепрыгнуть через него, чтобы очиститься перед Великим постом от масленичного разгула. Молодежь после костра возвращалась в деревню уже для разрешенных в этот вечер шалостей.

Как и в святки, они заливали водой и замораживали или закладывали дровами двери, воровали сани и либо делали из них на середине деревню "башню", либо спускали их под гору, либо подставляли к дверям, пугали бобылей. Масленичный костер - это прощание не только с Масленицей как календарным периодом, но и с умершими родителями, которые невидимо пребывали в этот период рядом с живыми. Если кладбище было рядом, то с умершими прощались на кладбище. Точно также, на дороге, просили прощенья и у тех близких родственников, с которыми не удалось повидаться в Прощеное воскресенье. Обязательно просили прощенья и у всех, с кем встречаются в этот день. А вечером просили прощенья уже в своей семье, друг у друга.

Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Традиционное кушанье масленицы – блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!» 


-16-

Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.[14]

Описание практической части проекта

Технология подготовки проведения народного праздника Масленица


С самого раннего возраста нужно приобщать детей к традициям своего села. Важно, чтобы они заинтересовались этими обычаями и самостоятельно подбирали материал, который раскрывает особенности народного праздника Масленица. За достаточно большое время учащимся предлагают провести исследовательскую работу и защитить свои проекты на научных конференциях в школе и в районе. Этот вид деятельности проявляют у детей желание участвовать в мероприятии. Ребята просматривают много источников по истории возникновения этого праздника. Затем совместно с педагогом подбирают сценарий для его проведения. Продумывается репертуар песен, который исполняется систематически на репетициях. Выбирают главных персонажей по выбранному сценарию. Идет работа с главными героями: умение держаться на сцене, дикция, интонация.

Для того чтобы мероприятие было массовым предварительно готовят объявление и пригласительные билеты. Для праздника выбирают место, где будет проходить театрализованное представление и куда будут приглашены гости. Для игр на свежем воздухе подготавливают площадку, строят оборонительную крепость.

Атрибутом кульминации праздника является Масленица. Ребята на уроках ДО рассматривают разные варианты кукол и изготавливают эту «героиню». Главная особенность праздника – катание на лошадях. Заранее с ребятами проводится беседа о правилах поведения при катании.

-17-

В завершении гости праздника угощаются блинами.

Огромную помощь оказывают родители. Они помогают в создании костюмов, быть участниками мероприятия. Главная цель праздника – охватить много людей, чтобы традиции этих праздников могли передаваться из поколения в поколение, объединяя детей и взрослых.





























-18-

Список литературы:

1. Аникин В. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», - Москва «Художественная литература» 1991г.

2. Коринфский А.А. «Народная Русь: круглый год сказаний, обычаев и пословиц русского народа», - Смоленск 1995г.

3. Петрухин А.И. «Мировоззрение и фольклор», Чебоксары 1971г.

4. Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси», Москва 1966г.

5. Сумцов Н.Ф. «Символика славянских обрядов», Москва 1996г.

6. Тиханова А.Ю. «Занимательное краеведение», Ульяновск 2007г.

7. Тиханова А.Ю. «Симбирские родники», методические рекомендации по реализации музыкального образования дошкольников, Ульяновск 2008г.

8. Тиханова А.Ю. «Музыкальная культура народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста», Ульяновск 2005г.

9. Тихонова А.Ю. «Сокровища Града Чудес» русские народные праздники для детей и взрослых (в двух частях), Ульяновск 2011г.

10. Тиханова А.Ю. «Фольклор Среднего Поволжья», Ульяновск 2003г.

11.Успенский Б.А. Филологические размышления в области славянских древностей, Москва 1982г.

12. Славянская мифология энциклопедический словарь, Москва 1995г.

13.Симбирские губернские ведомости от 25 января 1866г.

14.Интернет ресурсы

http://www.wiki.saripkro.ru

http://www.culturemap.ru

http://www.ucoz.ru

http://ignatovka.my1.ru








-19-

Приложение 1


Театрализованное представление «Масленица, приходи скорей».


Действующие лица:

Скоморох 1

Скоморох 2

Масленица

Зима

Слуги

Весна Баба-Яга

Действие происходит на площадке на улице. В углу площадки стоит мешок. Заранее построена снежная крепость, горка. Звучит музыка, затем раздаются следующие тексты:

Эй, народ!

Выходи из ворот

На наше представление!

Всем на удивление!

Спеши, скачи,

Всех с собой зови,

Хворь и лень

Как рукой сними.

Масленица только раз

В целый год гостит у нас –

Не частенько.

Веселись, радуйтесь

Хорошенько!

На праздник собирайся, народ,

Сегодня вас много радости ждет!

Игры, песни, пляски, смех –

-20-

И это все для вас всех!

Гостей мы ждем,

Поджидаем,

Масленицу без вас

Не начинаем!

Сюда зовем вас, сюда!

Все на праздник, детвора!

Звучит колокольный звон. Это извещение означает начало представления.

Выбегают два скомороха.

Скоморох 1: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Скоморох 2: Мы пришли вас позабавить и с Масленицей поздравить!

Скоморох 1: Ну, что тут толковать? Пора праздник начинать!

Скоморох 2: Так… Я ничего не пойму, а где наша государыня Масленица?

Скоморох 1: Так давайте Весну позовем да у нее и спросим, а ребята нам помогут!

(Дети зовут Весну) Поют: «А мы масленицу дожидаем».

Скоморох 2: Ой, весна-красна, ты проснись ото сна.

Скоморох 1: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великой милостью!

Скоморох 2: Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным!

Дети поют: «Жавороночки». Появляется Весна.

Весна: Здравствуйте, друзья!

Вы звали меня?

Вот я и пришла.

С Иван-да-Марьей,

С голубой далью!

С золотым гребнем,

С изумрудным стеблем!

С талой водою,

-21-

С первой бороздою!

А пока Мы Масленицу поджидаем,

Давайте все вместе поиграем!

Игры: «Золотые ворота», «Идет коза по лесу».

Скоморох 2: Приготовил я мешок!

Скоморох 1: А скажи-ка, скоморох, что в мешке – бобы, горох?

Скоморох 2: Я принес в честь праздника угощенье разное: пряники, конфеты, бублики, для нашей веселой публики, лучше нету радости для меня, чем сладости. (показывает на мешок, стоящий в углу площадки)

Мешок начинает шевелиться и двигаться.

Скоморох 1: Что за чудо – скок да скок, глянь-ка, тронулся мешок!

Скоморох 2: Эй, хватайте! Эй, ловите! И мешок вон тот держите! (показывая на мешок, задерживают его)

Скоморох 1: Так… Ничего я не пойму, мой приготовленный мешок стоял в углу.

Скоморох 2: Давай развязывать мешок, а то еще убежит наутек. Не поймаем!

Развязывают мешок. В нем сидит переодетая в Масленицу Баба-Яга, в руках у нее пряник.

Баба-Яга: Здорово! Поклон и вам люди добрые!

Привет вам от лешего!

Тьфу ты, от лета!

Встретилась я с ним в болоте.

Тьфу ты, в полете.

Когда к вам спешила.

Пора мне пришла

Обязанности свои справлять!

Весна: Постой! Тут что-то не так! Да и не похожа ты на Масленицу. Гей, Масленица, а есть ли у тебя паспорт, подтверждающий твои права?

Баба-Яга: А ты че, сумлюваешься? Есть у меня пачпорт, вот глядитя!

-22-

(протягивает фальшивый паспорт, Весна читает)

Весна: … и назначается долгожданной Масленицей!

Скоморох 1: Смотрите-ка, и печать есть!

Скоморох 2: И подпись заковыристая внизу?!

Весна: Ну-ка! Ну-ка! Что там за подпись?

Скоморохи: Кощей бессмертный!

Скоморох 1: А ну-ка самозванка, пошла вон со двора. Не хотим знать тебя!

Скоморох 2: И Масленицей мы тебя принять не можем!

Баба-Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала… Такое меню себе приготовила – пальчики оближешь:

На первое – суп-санте на холодной, на воде, крупинка за крупинкой гоняются с дубинкой!

На второе – пирог с начинкой из лягушачьих ног, с луком, с перцем да с собачьим сердцем!

На третье, значит, сладкое, да, по правде, такое гадкое: не то желе, не то вроде торту, только меня отослали к черту.

Вот так! А еще у меня есть гусли, дудки, загадки, прибаутки, песни, сказки, игры, пляски!

Скоморох 1: Может пускай попробует?

Весна: Оно, конечно, можно. Только пусть сначала загадки наши отгадает. А если не отгадаешь, ребята нам помогут. Ведь, правда, ребята?

Тетушка крутая, белая да седая.

В мешке стужу везет, на землю холод трясет.

Сугробы наметает, ковры землю устилает. (зима)

Баба-Яга отвечает неправильно, и ребята ей помогают ответить.

Баба-Яга: Ты мудришь чавой-то, разминалась я. Постой, загадывай мне вопрос второй.

Весна: Масленый, блестящий, с корочкой хрустящей. (блин)

Баба-Яга вновь ошибается, ребята ей помогают.

-23-

Весна: Что на свете всех слаще? (сон)

Баба-Яга: Вот теперь я точно отгадала – блин!

Весна: Прочь ступай, лжемасленица!

Баба-Яга: (Скоморохи наступают на нее.) Все, все я ухожу. Где тут моя карета?

Баба-Яга берет свою метлу и убегает.

Скоморох 1: Весна, нам всем теперь скажи, ведь должна Масленица прийти?

Весна: А пускай ребята споют и нам Масленицу сюда позовут.

Дети зовут: «Масленица, маслена приходи скорей!»

Сани с Масленицей въезжают на площадку.

Скоморох 2: Ой да Масленица во двор въезжает, ой да широкая во двор въезжает! Погости-ка, Масленица, недельку, погости-ка другую!

Скоморох 1: Она у нас гость большой, хороший, пречестной! На ней шуба новая, а сей шубе цены нет. Масленица, мы шлем тебе привет!

Слуги Масленицы помогают сойти с саней.

Масленица: Здравствуйте, мои друзья! Вот и я пришла сюда. Я есть Масленица широкая, честная боярыня-сударыня!

Скоморох 2: Ребята! Признаете ее Масленицей?

Скоморох 1: Нет, не признаем! Паспорт у тебя есть?

Масленица: Конечно, есть! Слуги мои верные! Подходите скорее, говорите быстрее. Прочитайте мой паспорт.

Слуги читают, все участники проверяют, так ли одета Масленица:

Дорогая наша гостьюшка, Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная трехаршинная, лента алая двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Брови черные, наведенные.

Шуба синяя, ластки красные, лапти чистые, головастые.

Портянки белые, небеленые.

-24-

Масленица: Ну, что, признаете меня Масленицей?

Все: Признаем!!!

Скоморох 2: Ой ты Масленица, погостюй недельку, погостюй другую!

Скоморох 1: Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

Дети поют «Сею, вею снежок», «Блины».

Скоморох 2: Так какая же Масленица без блинов?

Объявляется конкурс «едоков». На площадке появляется Баба-Яга, расчищает своей метлой дорогу Зиме.

Зима: Это кто это без меня есть блины собрался? И меня не дождался!

Весна: Что случилось? С кем беда? Что здесь делает Зима?

Зима: А пришла я к вам сюда попеть, поиграть, посмеяться, в общем, не хочу я с вами расставаться! И с тобой, Весна, хочу потягаться!

Проводится игра: «Перетягивание каната». Дети делятся на 2 команды Весна-Зима. Во время игры слуги Зимы крадут Масленицу (чучело) и прячут в снежной крепости.

Весна: Уходи, Зима, ты прочь!

Зима: Не могу ничем вам помочь, крепость снежную возьмите, и Масленицу освободите. Вот тогда и поглядим, кто сильней, и победим!

Скоморохи, дети штурмуют крепость, а слуги Зимы и Баба-Яга защищают Масленицу. В борьбе освобождают ее и несут на то место, где будет происходить сжигание.

Зима: Убедила ты меня, Весна, отдаю тебе свои права.

Слуги, Зима, Баба-Яга покидают площадку.

Весна: Вот и пришла пора нам расставаться, с нашей Масленицей прощаться!

Скоморох 1: Эй, Масленица! Сидит на шесте, на большой высоте, высоко сидит, да на нас глядит!

Скоморох 2: Сидит, дразнится наша Масленица! Пойдем, пойдем! Огонь разведем! Огонь разведем! Хоровод заведем!


-25-

Все участники встают в большой круг и поют прощальную песню, водят хоровод.

«Прощай, Масленица»

Скоморох 1: Разжигай скорее пламя, подпалите чучело! Вместе с ним сгорят проблемы, чтобы нас они не мучили.

Поджигают чучело.

Скоморох 2: Масленица загорелась, всему миру надоела, обманула, провела, годика не дожила. До Поста довела.

Скоморох 1: Блинов напекла, сама все пожрала, а нам редьки хвост дала на Пост.

Скоморох 2: Весело гуляла, песни играла, протянула до Поста!

Веселье продолжается, поются Масленичные частушки.

Заканчивается представление чаепитием.[9]

























-26-


Приложение 2

Методические рекомендации

Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Народный праздник – это проявление всех форм культуры коллектива, начиная от норм поведения, кончая демонстрацией нарядов. В празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его верования, история и поэзия. Значение народных праздников необычайно велико: они являют собой корни отечественной культуры. Приобщение молодого поколения к истокам русской культуры, является одной из важных задач сохранение традиций на селе. Учащиеся должны сами искать краеведческий материал, создавать свои творческие проекты. Это поможет восстановить культурную жизнь села (использование проекта презентации «Проводы зимы» ученицей 6 класса).

Материалы данной работы могут быть использованы в практике работы педагогов общеобразовательных школ, классных руководителей, организаторов внеклассной деятельности, педагогов дополнительного образования.



-27-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!