Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Презентацию подготовила
Учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
ГБУКО «Школы-интернат»
ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Структура нарушений познавательной деятельности при НОДА
- НЕРАВНОМЕРНЫЙ, ДИСГАРМОНИЧНЫЙ характер нарушений отдельных психических функций.
Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при НОДА;
- ВЫРАЖЕННОСТЬ АСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
- СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире обусловлен причинам и
- ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
- ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
Особенности познавательных психических процессов
- нарушение активного произвольного внимания;
- повышенная истощаемость всех психических процессов, связана с церебрастеническим синдромом;
- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов .
нарушение различных анализаторных систем
- нарушение координированной деятельности
- возможны аномалии зрения
- наблюдается снижение слуха.
- глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора
(тактильное и мышечно-суставное чувство) .
аномалии зрения
- отмечаются нарушения зрительного восприятия , связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения;
- часто встречается косоглазие, двоение в глазах , опущенное верхнее веко (птоз);
- двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.
недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора
- Снижение слуха , при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные;
- у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию ;
- недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;
- повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство).
- Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля.
- У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля .
- Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
недостаточность пространственных и временных представлений
- У детей выражены нарушения представлений схемы тела ;
- значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
- затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;
- пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом;
- затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения
(под, над, около);
- с трудом усваивают понятия величины;
- недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник .
расстройства эмоциональной и волевой сферы
- ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ;
- РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ;
- ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ;
- ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ;
- ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, РОБОСТЬ;
- СКЛОННОСТЬ К КОЛЕБАНИЯМ НАСТРОЕНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЕТСЯ С ИНЕРТНОСТЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
нарушения личностного развития
- ПОНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ;
- СТРЕМЛЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕХ СФЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ .
Для эффективного обучения
и коррекции
необходимо
глубоко исследовать нарушения и анамнез ребенка с НОДА, для того чтобы максимально компенсировать дефицитарное развитие познавательной и учебной деятельности .