СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура нарушений  познавательной деятельности при НОДА

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Презентацию подготовила Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБУКО «Школы-интернат» ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ОСОБЕННОСТИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Презентацию подготовила

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

ГБУКО «Школы-интернат»

ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

   Структура нарушений  познавательной деятельности при НОДА НЕРАВНОМЕРНЫЙ, ДИСГАРМОНИЧНЫЙ характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при НОДА; ВЫРАЖЕННОСТЬ АСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;  СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

Структура нарушений познавательной деятельности при НОДА

  • НЕРАВНОМЕРНЫЙ, ДИСГАРМОНИЧНЫЙ характер нарушений отдельных психических функций.

Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при НОДА;

  • ВЫРАЖЕННОСТЬ АСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

  • СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

    сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире  обусловлен причинам и ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире обусловлен причинам и

  • ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

  • ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

Особенности  познавательных психических процессов   нарушение активного произвольного внимания; повышенная истощаемость всех психических процессов, связана с церебрастеническим синдромом; повышенная инертность и замедленность всех психических процессов .

Особенности познавательных психических процессов

  • нарушение активного произвольного внимания;
  • повышенная истощаемость всех психических процессов, связана с церебрастеническим синдромом;
  • повышенная инертность и замедленность всех психических процессов .
нарушение различных анализаторных систем  нарушение координированной деятельности возможны аномалии зрения наблюдается снижение слуха. глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) .

нарушение различных анализаторных систем

  • нарушение координированной деятельности
  • возможны аномалии зрения
  • наблюдается снижение слуха.
  • глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора

(тактильное и мышечно-суставное чувство) .

аномалии зрения   отмечаются нарушения зрительного восприятия , связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения; часто встречается косоглазие, двоение в глазах , опущенное верхнее веко (птоз); двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.

аномалии зрения

  • отмечаются нарушения зрительного восприятия , связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения;
  • часто встречается косоглазие, двоение в глазах , опущенное верхнее веко (птоз);
  • двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.
    недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора  Снижение слуха , при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные;  у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию ; недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;  повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .

недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора

  • Снижение слуха , при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные;

  • у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию ;
  • недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;

  • повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора  (тактильное и мышечно-суставное чувство).  Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля. У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля . Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство).

  • Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля.
  • У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля .
  • Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
недостаточность пространственных и временных представлений У детей выражены нарушения представлений схемы тела ;  значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела; затруднена дифференциация правой и левой стороны тела; пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом; затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около); с трудом усваивают понятия величины; недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник .

недостаточность пространственных и временных представлений

  • У детей выражены нарушения представлений схемы тела ;
  • значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
  • затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;
  • пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом;
  • затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения

(под, над, около);

  • с трудом усваивают понятия величины;
  • недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник .
расстройства  эмоциональной и волевой сферы ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ; РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ; ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, РОБОСТЬ; СКЛОННОСТЬ К КОЛЕБАНИЯМ НАСТРОЕНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЕТСЯ С ИНЕРТНОСТЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.

расстройства эмоциональной и волевой сферы

  • ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ;
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ;
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ;
  • ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ;
  • ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, РОБОСТЬ;
  • СКЛОННОСТЬ К КОЛЕБАНИЯМ НАСТРОЕНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЕТСЯ С ИНЕРТНОСТЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
нарушения личностного развития ПОНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;  СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ;  СТРЕМЛЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.

нарушения личностного развития

  • ПОНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

  • СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ;

  • СТРЕМЛЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕХ СФЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ .

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕХ СФЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ .

Для эффективного обучения и коррекции необходимо глубоко исследовать нарушения и анамнез ребенка с НОДА, для того чтобы максимально компенсировать дефицитарное развитие познавательной и учебной деятельности .

Для эффективного обучения

и коррекции

необходимо

глубоко исследовать нарушения и анамнез ребенка с НОДА, для того чтобы максимально компенсировать дефицитарное развитие познавательной и учебной деятельности .

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!