СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы педагога-психолога с леворукими детьми, их родителями и педагогами

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

   О  леворукости  мы  знаем  много  и…  почти  ничего. У  нас  нет  пока  четкого  и  однозначного  ответа  на  многие  вопросы. Мы  очень  мало  знаем  о  психологических  и  физиологических  особенностях  леворуких  людей, но  с  уверенностью  можно  сказать, что  леворукость – это  индивидуальный  вариант  нормы. Важность  данной  проблемы  основана  на  постоянно  растущем  числе  леворуких  детей.  До  недавнего  времени  развитие  психики  ребенка-левши  рассматривалось   в  отрыве  от  развития  его  мозга, несмотря  на  признание  того, что  мозг  и  психика  связаны  между  собой  как  орган  и  его  функция. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы педагога-психолога с леворукими детьми, их родителями и педагогами»

Особенности работы педагога-психолога с леворукими детьми, их

родителями и педагогами

О леворукости мы знаем много и… почти ничего. У нас нет пока четкого и однозначного ответа на многие вопросы. Мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость – это индивидуальный вариант нормы. Важность данной проблемы основана на постоянно растущем числе леворуких детей. До недавнего времени развитие психики ребенка-левши рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция.

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется не желанием и не прихотью ребенка, а особым распределением функций между правым и левым полушариями головного мезга. Почему возникло преимущественное владение правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением? Имеет место функциональная ассиметрия мозга, то есть между левым и правым полушариями существуют четкие различия. В функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое подчиненным.

Выделяют три вида функциональной ассиметрии: моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения), сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств) и психическую (организация речи и других высших психических функций).

Рука – самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Обозначений ассиметрии рук много; наиболее распространены: праворукость, леворукость, обоюдорукость. Какие факторы лежат в основе проявления леворукости? Это наличие патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, где хотя бы один родитель является левшой. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, это считается просто индивидуальным своеобразием.

Компенсаторное левшество связано с поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении каких-либо действий. У ребенка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики.

У детей с атипией психического развития наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук, так как не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Общаясь с коллегами на методических объединениях, конференциях по вопросу левшества у детей, мы пришли к единому мнению, что необходимо своевременное выявление детей, склонных к леворукости. Это позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка.

В МКДОУ «Воронцовский детский сад общеразвивающего вида», процесс выявления леворуких детей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Ознакомление с медицинской документацией.

  2. Беседа с родителями с целью получения информации о наличии леворукости у ближайших родственников.

  3. Наблюдение педагога-психолога за поведением ребенка, его навыками общения с детьми группы, анализ рисунков и поделок.

  4. Обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

Какие задания можно предложить детям?

  • Переплетение пальцев рук, «поза Наполеона», аплодирование, пробы на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника и т. д.), открывание и закрывание коробочек, баночек, флакончиков, собрать матрешку, разобрать конструктор, разложить карточки с изображением предметов по группам, обвести контур заданного предмета.

Проанализировав полученные данные, работа с детьми происходит по трем направлениям: занятия педагога-психолога с использованием игр и упражнений, работа с воспитателями и родителями.

В работе с детьми мы используем переработанные и дополненные «Комплексные занятия для леворуких детей» (автора И. Кутеповой). Цель игр и упражнения – помочь детям адаптироваться в мире праворуких, облегчить процесс их социолизации, предотвратить по возможности школьные трудности.

Образовательный процесс в ДОУ носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке. Информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна – они лучше запомнят яркий образ. Поэтому воспитателям необходимо использовать в организованной образовательной деятельности наглядность, образность, интонационные возможности речи.

Часто у родителей и педагогов возникает вопрос, нужно ли переучивать левшей? Если леворукий ребенок спокойно реагирует на замечания родителей и воспитателей, свободно выполняет действия правой рукой и это не вызывает отрицательных явлений, то ему следует спокойным тоном напомнить, что карандаш нужно держать в правой руке. Такого малыша необходимо поощрять, хвалить, когда он сам пытается выполнить работу правой рукой. Но если он проявляет явное неудобство, беспокойство, капризничает, попытки необходимо немедленно прекратить. Неоправданное насильственное переучивание может привести к серьезным изменениям в психике ребенка: нарушению сна, энурезу, заиканию.

Родители и педагоги должны создать необходимые условия для проявления и развития индивидуальности ребенка-левши, следить за тем, чтобы он не переутомлялся и соблюдал режим дня.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!