СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми в условиях ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                        

 

 

 

                    

     1. Понятие универсальных учебных действий школьников.                 С.3

    

 

I. Введение

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые  влияют и на школьное образование. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.

С 2014-2015 учебного года в нашей школе  в режиме перехода ведется обучение учащихся 5 классов по Федеральному государственному образовательному стандарту, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня нам пришлось уже отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя (выполнение которой усложнилось тем, что учащиеся 5 классов в начальной школе обучались по стандартам первого поколения, соответственно формированию УУД  уделялось недостаточно внимания) стало включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. И в решении этой задачи главное место занимает формирование  универсальных учебных  действий (УУД). Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Таким образом, актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно важной становится задача внедрения Федеральных образовательных стандартов. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5 классов  для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников 5 классов.

Предмет исследования - универсальные учебные действия школьников.

Цель - определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1. провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
  2. выявить психологические и педагогические особенности работы учителя русского языка и литературы с детьми 11-12 лет в условиях реализации ФГОС;
  3. разработать средства формирования универсальных учебных действий школьников 5 класса на уроках русского языка и литературы.

 

II. Основная часть. Универсальные учебные действия и средства их формирования

 

1. Понятие универсальных учебных действий школьников

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

 

2. Особенности работы с детьми 10-11 лет в условиях реализации ФГОС

Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5 классов. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях (Выготский Л.С. Педагогическая психология). Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Для решения поставленных общих задач в основной школе в условиях реализации ФГОС педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;

- развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;

- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач (Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»).

Как утверждают психологи, за время обучения в 5-м классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:

- выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;

- осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;

- овладевают умениями учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;

- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально ориентированных и личностных задач;

- обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем (Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников).

 

3. Средства и приемы, используемые для формирования универсальных учебных действий

«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь).

Для формирования  универсальных учебных действий использую на уроках русского языка и литературы в 5 классах  различные средства и приемы, элементы проблемного обучения, технологии «Развитие критического мышления», позволяющей использовать разноуровневый подход в обучении.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций. Этот прием позволяет реализовать исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Например, при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и» записываются пары слов с данными корнями, и учащиеся путем наблюдения и анализа отвечают на проблемный вопрос: почему в корне –бер- (и ему подобным) пишется е, а в корне – бир-  - буква и (и т.п.).

В процессе такой систематической работы на уроке формируются познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Для формирования всех видов УУД использую элементы технологии «Развитие критического мышления», в частности,  прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.  Например,  при изучении темы «Времена глагола», отвечая на вопросы:  как изменяются глаголы  в изъявительном наклонении? Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? Как изменяются глаголы  прошедшего времени? – учащиеся выясняют, что знают названия времен глагола, как определить время, но не знают, как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, в результате чего формулируют цель дальнейшей работы.

 Познавательные УУД (повышение мотивации к изучению материала, развитие умения прогнозировать) формируются при выполнении заданий «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Применяя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Например, при изучении темы «Главные члены предложения» могут быть предложены следующие утверждения: подлежащее может быть выражено глаголом; сказуемое может отвечать на вопрос какой?; подлежащее может отвечать на вопрос что делать?. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Например, как поступит Герасим: выполнит приказ барыни избавиться от Муму или нет? (по рассказу И.Тургенева «Муму»).

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и другие.

В педагогической практике использую несколько приемов работы с текстом, которые формируют регулятивные и познавательные УУД.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и

систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования познавательных (коммуникативных) УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Толстые и тонкие вопросы»,  «Составление кластера».  Например, при «Чтении с остановками» можно задать следующие вопросы: какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. «Тонкие» - на которые можно дать однозначный ответ, «толстые» - на которые ответить определённо нельзя, необходимо рассуждение. Например:

 

Тонкие       вопросы

Толстые             вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

 

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, составляя кластер по рассказу Л.Толстого «Кавказский пленник», учащиеся выделяют основные качества главного героя.

 

 

 

 

 

 

 

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, А.П.Чехова.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн. Например, на уроке литературы по рассказу И.Тургенева «Муму» был составлен следующий синквейн: 1. Герасим. 2. Сильный, добрый. 3. Работает, заботится, любит. 4. Жаль одинокого Герасима и Муму. 5. Несчастный.

Систематически на уроках литературы в 5-х классах использую такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов). Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество работы, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

При организации урока использую  групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

 

Заключение

На сегодняшний день говорить о каких-то больших результатах рано. Но  выход учащихся на творческий уровень (создание проектов по предметам, написание рассказов, сочинений-рассуждений, листовок, повышение уровня успеваемости и успешности выполнения районных контрольных (комплексных) работ, в которых проверяется уровень сформированности  УУД, свидетельствует о продуктивности проделываемой работы.

 

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  

Данную работу можно  использовать учителям-словесникам при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания собственной системы работы. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М. Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

7. Примерные программы по учебным предметам.  Литература.  5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М. Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

8. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

9. Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2012.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

11. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

12. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

13.http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/tekhnologiya-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-cherez-cht

14. http://www.openclass.ru/stories/181687

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!