СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с одарёнными детьми в курсе информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие развитые страны придают укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала первоначальное значение. Это обуславливается и тем, что прогресс и развитие общества способны обеспечить люди неординарно мыслящие, способные нестандартно решать проблемы, формулировать новые перспективные цели и задачи. В связи с этим работа по выявлению, развитию, психолого-педагогической поддержке и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных детей становится государственной задачей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одарёнными детьми в курсе информатика»



Тема: «Особенности работы с одарёнными детьми в курсе информатика»

Введение

В последнее десятилетие развитые страны придают укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала первоначальное значение. Это обуславливается и тем, что прогресс и развитие общества способны обеспечить люди неординарно мыслящие, способные нестандартно решать проблемы, формулировать новые перспективные цели и задачи. В связи с этим работа по выявлению, развитию, психолого-педагогической поддержке и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных детей становится государственной задачей.

Решение этой важной задачи возлагается как на педагогов системы общего среднего образования, так и на педагогов профессионально-технического образования, а для этого педагогу необходимо быть готовым к работе с одаренными учениками и учитывать их личностные особенности.

В психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости:

Первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребёнка и методам их развития.

Второй вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант предполагает актуальной проблему выявления одарённых детей, но ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости. В таком случае следует относиться к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой зависит развитие всего человечества.

Детей, одаренных как избранных, конечно же, очень мало в природе. Мы больше придерживаемся первого варианта, что одарен каждый ребенок, нужно только найти ключик к его способностям, а учитывая особенности студенческого контингента в профессионально-технической сфере, и специфику предмета информатика круг поиска одарённых детей значительно сужается.

Основные цели работы с одаренными студентами:

  • Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного студента

  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у студента (развитие чувства гражданина)

И поэтому мы ставим

главную задачу – не просмотреть талантливую личность, создать все условия для ее развития и жизненной реализации!



Основная часть

Итак, при выявлении одаренных студентов необходимо использовать весь арсенал психологических методов: наблюдение, экспериментально – формирующий и психодиагностический методы, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и т. д.

Однако применение массовых психодиагностических исследований с последующей компьютерной обработкой на этапе первичного отбора представляется наиболее оправданным. Психологический тест позволяет в течение весьма короткого промежутка времени измерить интеллектуальные возможности личности. При этом необходимо иметь в виду, что если закономерность есть, она проявляется в различных формах общественного сознания: психолог выявит ее психологическими методами, педагог зафиксирует ее проявления при помощи наблюдения, изучая продукты учебной деятельности, экспертные оценки.

В педагогической практике нередко приходится сталкиваться со случаями, когда высокий уровень интеллекта ребенка сочетается с весьма посредственными успехами в учении, и, наоборот, прекрасный ученик может обладать весьма средним уровнем развития интеллекта.

Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Перед преподавателями информатики стоит задача выявить детей, обладающих исключительными способностями в овладении информатикой. Успешность обучения определяет академическую одаренность, которая выявляется с помощью тестов достижений, содержащих вопросы и задания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами – задания повышенной сложности.

Таким образом, одаренные учащиеся выявляются, ориентируясь на высокий уровень, как общих интеллектуальных способностей, так и показателей академической одаренности в определенной деятельности (по предмету информатика).

Система работы с высокомотивированными детьми сегодня прорабатывается на пяти уровнях: на уровне колледжа, районном, городском, республиканском и международном.

Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход

  • проблемное обучение

  • проектная деятельность

  • происходит активизация обучения

  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер

  • происходит  передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности

  •   происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания

  • по форме организации работы на уроке

  • по способу педагогической поддержки

  • по способу восприятия информации

Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая –  имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.

При изучении темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями разного уровня сложности. Пример карточек приведен на рисунке 2.

Рисунок 2

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Например, при изучении темы «Обработка текстовой информации» учащиеся не получают от учителя инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Учитель не оказывает поддержки в решении данной проблемы.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики. 
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в аудитории и на сайте колледжа перечень тем для персональных проектов. Каждый студент должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.

При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Когда в группе обучается одаренный студент, он никогда не остается незамеченным преподавателем. В работе с такими студентами всегда есть определенные сложности. Ведь общую программу они усваивают намного быстрее своих сверстников, и порой скучают на уроках.

Одной из особенностей одаренных детей является то, что они постоянно настроены на поиск новой информации. С предлагаемыми заданиями справляются быстрее всех и, выполнив их, начинают мешать остальным, плохо вести себя на уроке. Некоторые вообще предпочитают заниматься только тем, что их интересует, и никак не могут сосредоточиться на чем-нибудь другом.

Опыт подсказывает, что ругать и наказывать одаренных детей за нарушение дисциплины нельзя, они могут надолго замкнуться в себе. Нужно стараться заинтересовывать их постоянно чем-нибудь, но в то же время, не поощрять постоянное переключение внимания и приучать доделывать задания до конца.

Например, весь класс изучает работу в Microsoft Word. На это отведено несколько уроков. Однако к следующему уроку я обнаруживаю, что Петя не только выполнил домашнее задание, но и освоил практически все функции Word, которые мы собирались рассматривать на уроках. Я предлагаю Пете осваивать работу в Adobe Page Maker и пополнить ряды редакторов школьной газеты. А с остальными продолжаю работать в рамках школьной программы.

Немаловажно еще и то, что дополнительные задания следует подбирать с таким расчетом, чтобы студент их выполнял не в одиночестве, а в группе единомышленников (порой это бывают и ребята постарше), поскольку очень часто одаренные дети имеют трудности в общении. Коллективная работа помогает им раскрепоститься.

Формы работы с одаренными детьми, которые можно рекомендовать для работы в колледже:

  • групповые занятия с сильными студентами

  • факультативы

  • дистанционное обучение

  • конкурсы и конференции

  • участие в олимпиадах

  • спецкурсы



Заключение

Таким образом, одаренный ребенок с самого детства может отличаться своеобразием способов деятельности. И если родитель или педагог сумел разглядеть этот тайный блеск будущего таланта, то самое стоящее, что следует делать в этом случае, - это формировать у ребенка мотивационную сферу, мотивацию достижения, желание ставить цели и стремиться к их реализации, добиваться большего.

Одаренные дети разные и принимать их необходимо такими, какие они есть в реальности. Все одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической помощи: разумной и ненавязчивой, ориентированной на личность конкретного ребенка.


Проблемы личностных особенностей одаренных детей и способы их корректировки:

  1. Умственно одаренные дети отличаются высоким энергетическим уровнем, могут долгое время пребывать в состоянии умственного напряжения. Их необходимо учить правильно работать, чередовать учебную деятельность и отдых, притом активный с двигательными упражнениями. Формами работы могут быть беседы с учениками и их родителями, советы, тренинги и др.

  2. Некоторым одаренным ученикам не достает баланса. Они бывают, порывисты, уязвимы, нетерпеливы. Важно создавать мажорный тон социально-психологического климата группы, наполнять жизнь радостью, эстетическими ценностями, предвидеть и предупреждать конфликты в системе межличностных отношений «ученик- ученик».

  3. Не все одаренные дети могут справиться с длительными неудачами, понять причины происходящего. В данной ситуации важным является самопознание ученика, знание своих способностей, особенностей само регуляции, резервных сил, поэтому любую деятельность одаренного ребенка следует превращать в процесс самопознания, объективного анализа и адекватной самооценки способностей, чтобы ученик мог ставить перед собой реалистично завышенные цели, а не абстрактные, несоизмеримые с его реальными возможностями на данном этапе.

  4. В познавательной деятельности их больше интересует процесс познания, чем результат, они, как правило, не настроены на конкуренцию, количественные достижения. Таких детей необходимо серьезно изучать, чтобы понять и помочь им. Не следует навязывать им стандарт учебного поведения, «зажимать» их предпочтения в учебном процессе, игнорировать их замыслы и идеалы. Им нужны доверительные, открытые отношения, свобода творчества и профессиональная помощь по тем учебным дисциплинам, в усвоении которых ученики испытывают трудности.

  5. Среди одаренных есть добрые, открытые, миролюбивые, с обостренным чувством справедливости дети. Они нуждаются в психологической поддержке их бескорыстных побуждений ради других; в защите от агрессивных сверстников; в понимании их намерений, целей, действий, поддерживающих более слабых одногруппников.

  6. Большую сложность представляют одаренные ученики бунтарского типа. Такие подростки очень активны, нетерпимы к любым формам ограничений, уверены в себе, склонны к протестам. В работе с такими детьми необходимо проявлять толерантность, терпимость по отношению к их бурным протестам. Следует тактично призывать к осмыслению своих бунтарских действий, различных форм протеста, аргументировано показывать целесообразность сотрудничества, бесконфликтности, взаимоуступок, разумного диалога в решении проблем.

  7. Одаренные ученики интрорационалистского типа испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Это аналитичные, умные, педантичные, позитивно настроенные личности; однако замкнуты, ранимы, большие индивидуалисты, малообщительны и суховаты в отношениях с одногрупниками, педагогами. Таким ученикам нужны благоприятные эмоциональные условия, атмосфера доверительных контактов. Они с удовольствием выполняют ответственные задания, выступают в роли консультантов, экспертов, докладчиков и нуждаются в защите от ранимости, тревожности, внутренних конфликтов.

  8. Трудно взаимодействовать с очень увлеченными, целеустремленными детьми, т.к. приходится преодолевать фанатизм – умственное увлечение ученика, который не хочет выполнять предлагаемые учителем виды деятельности, изучать некоторые учебные предметы, считая такие занятия попусту потраченным временем. Чаще всего это одаренные ученики с ярко выраженным избирательным интересом к какому-либо предмету. Таких учеников необходимо разумно, ненавязчиво приобщать к различным видам деятельности, показывать целостность знаний о мире, предлагать задания интегрированного характера.

Каждый одаренный ребенок – это неповторимая личность, поэтому нет одинаковых, похожих, повторяющихся проблем, к разрешению которых причастны педагоги и воспитатели.

















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!