СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития критического мышления на уроке английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание развития технологии критического мышления. Примеры приемов в работе с младшими школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития критического мышления на уроке английского языка в начальной школе»

Особенности развития критического мышления на уроке английского языка в начальной школе



Современный урок по иностранному языку предполагает среди прочих универсальных учебных действий (УУД) формирование, а затем развитие у учащихся критического мышления. 
Сама технология зародилась на Западе, где слово «критика» значит «анализ». Цель применения этой технологии не отрицать то, что ты видишь, а научить логически мыслить, в процессе мышления получая новое знание от всестороннего анализа объекта и его связей. «Подойти к объекту критически» – значит «обдуманно», логически осмыслить эмпирические факты, т.е. полученную органами чувств информацию о мире. В этом видится реализация общедидактического принципа осознанности в изучении материала.  
Специфика обучения детей начальной ступени образования заключается в наличии доминирующей игровой и воспитывающей составляющих урока. Любой материал будет усваиваться учащимися лучше, если он «прочувствован» ими на уровне моторики, если учащиеся на уроке сами смогли в ходе игровой деятельности поучаствовать в получении значимых для конкретного урока и для них самих знаний. 
Технология развития критического мышления включает в себя достаточно большой набор приёмов, но не все приёмы подойдут в работе с младшими школьниками. Так, в своей работе мы должны избегать приёмов, направленных на получение знаний высокой степени абстракции и требующих от воспитанников наличия богатого жизненного опыта: Мудрые совы, Перекрёстная дискуссия, Шесть шляп мышления и подобных. Вместо этого предлагаем применять контекстно-игровые приёмы:

1. На этапе актуализации знаний (в традиционной методике – на этапе речевой разминки, в Западной терминологии – на стадии вызова) приём «Обмани меня».
Учитель говорит фразу по-английски, но его действия противоречат тому, что он говорит: Stand up, please! а сам садится. Или пишет на доске ‘31st November’. Дети должны сами идентифицировать ошибку и поправить учителя, по крайней мере, показать свою реакцию на ложность получаемой информации. При этом учитель может предупредить детей, что он будет их обманывать, а может дать это a priori. Где-то в середине урока, когда дети устали, применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, песенка, упражнение с карточками. Здесь тоже в режиме игры учитель может детей “обманывать”: если школьники запомнили последовательность действий, то можно неожиданно сказать одно, а действие выполнить другое, например, в известном чанте ‘Head and shoulders, knees and toes’.

2. Прием «Кубик»
Позволяет ученикам осуществить целостное восприятие, осмысление, интерпретацию получаемой информации.
Материально-метрической стороной движения на уроке (общедидактический принцип наглядности!) является бросаемый кубик, который «раздаёт» учащимся задания:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Логически приём репрезентирует этапы формирования концепта. Поощряется групповая форма работы, позволяющая выразить многообразие точек зрения по поводу одного предмета исследования.

3. Приём углов
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определёнными убеждениями: аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут менять углы, если в ходе дискуссии они поменяли своё мнение, могут быть и «неопределившиеся», которые сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе.

Всем педагогам известно обострённое в младшем школьном возрасте чувство справедливости, стремление к корректности, которые тоже можно использовать в дидактических целях. Ниже перечисляемые приёмы используются в неигровых режимах как ситуативные, моделирующие ситуацию.

1. Простой приём: обратиться к Паше, назвав его Витей. Приём особенно важен для учителя, если он не совсем знаком с классом. Любопытно будет использовать этот же приём именно и только в начальных классах, и вот почему: младшие школьники любят перебивать друг друга во время ответа. Ну, хорошо: если ты, Паша, ответил за более медлительного Витю, тогда, «Витя», продолжай.

2. Проверка тетрадей сверстников – любимое занятие младших школьников. Невероятно, но вопреки расхожему мнению, учащиеся могут сделать большой объём учительской работы за учителя. Я не буду подробно говорить о том, что некоторые ученики умудряются подготовить и провести целый урок вместо учителя, благодаря природному дару подражания взрослым во всём. Проверить тетради – это для них дело простое. Дайте им одну, а лучше две-три проверенные Вами тетради (дети любят работать в группе и самоутверждаться тоже в коллективе и через коллектив), и работа будет сделана быстро. Непроизвольное повторение пройденного материала обеспечено.

3. Приём «Прав ли был учитель» с оценками в журнале за ответ.
Придумываем «легенду»: «Учитель предложил ученикам написать список предметов, которые бы они хотели получить на свой день рождения, чтобы успешно заниматься спортом. Иванов написал так: skateboard, scarf, guitar. Петров написал так: bicycle, basketball, gloves.
После того, как класс сдал тетради на проверку, в журнале появились следующие оценки:
ФИООктябрь8101115Иванов МишаН4Петров Саша2Скажите, прав ли учитель? Докажите свою точку зрения».
С точки зрения повышения мотивации к учёбе, развития личности, отличный приём. Весь класс оживает, повышается внимание и появляется мысль в голове. Применяется на этапе рефлексии.

4. Приём  «Верные и неверные утверждения».
Используется на этапе вызова, или актуализации знаний. Цель приёма – предвосхитить содержание текста или урока в целом. В конце урока на этапе рефлексии данные утверждения учащимися верифицируются (их верность уточняется).

5. Приём  «Толстые и тонкие вопросы»
«Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Сами вопросы, затем результаты размышлений после предъявления дидактического материала графически отражаются в виде таблицы: 

кто...                                 почему?
что...                                 в чём разница? 
когда...                             что будет, если…? 
может ли...
будет ли...
согласны ли вы...
верно ли...

Приём имеет место быть на любом этапе урока: на этапах вызова, восприятия, осмысления, рефлексии. Поощряется групповая работа.

6. Приём «Инсерт» (insert) развивает навык работы с новой информацией путём её классификации по принципу «знаю и не сомневаюсь - не знал - поменял мнение - хочу узнать больше (не понимаю)». На этапе восприятия производится маркировочная работа (v, +, -, ?), а на этапе осмысления – работа с таблицей - «бортовым журналом»:

Что я знаю по теме        Что нового узнал     Что не понял

7. Перепутанные цепочки.
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки, затем обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

        Каков бы ни был приём, выбранный на уроке учителем в младших классах с целью развития у своих воспитанников критического мышления средствами английского языка, заканчивается всё это групповым обсуждением усвоенного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!