Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Структура нарушений познавательной деятельности.
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог ГБУКО «Школы – интернат»
Василенко Елена Николаевна
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ –
это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения
Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата —
это полиморфная в клиническом и
психолого-педагогическом отношении категория лиц.
Среди них условно можно выделить три группы
1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:
— головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы);
— проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);
— спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).
2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.
3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).
У РЕБЕНКА С ДЦП В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ВЫКЛЮЧЕНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ.
ВЫРАЖЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НЕРЕДКО В СОЧЕТАНИИ С СЕНСОРНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН НЕДОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Познавательная сфера
это совокупность познавательных процессов
(память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности
(игра, изодеятельность, учение, исследование)
Структура нарушений познавательной сферы при нарушении опорно-двигательного аппарата:
1 ) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга
2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;
3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.
Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения
4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Это обусловлено следующими причинами:
- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; • затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; •нарушение сенсорных функций
ВНИМАНИЕ.
Внимание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется рядом патологических особенностей.
Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными .
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА:
- с невозможностью фиксации взора,
- с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,
- с ограничением поля зрения, нистагмом.
ОТМЕЧАЮТСЯ ТРУДНОСТИ :
- в переключении внимания на другие виды деятельности,
- недостаточность концентрации,
- застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.
- формировании произвольного внимания .
- Отмечается слабость активного произвольного внимания.
ВОСПРИЯТИЕ
- Нарушение зрительного восприятия (гнозиса)
- снижение слуха
- ограниченность предметно-практической деятельности,
- Нарушенное восприятие пространства
- Нарушение пространственного анализа
у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.
ПАМЯТЬ
- нарушение образной памяти
- нарушения двигательной памяти
- нарушения словесно-логической памяти;
- Как правило хорошо развита механическая память
МЫШЛЕНИЕ
- Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.
- Недостаточность развития наглядно-образного мышления;
- Недостаточность развития словесно-логического мышления
РЕЧЬ
- недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи;
- недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи.
- недостаточность лексико-грамматического развития.
- ограниченность пассивного и активного словаря
- несформированность фразовой речи или более позднее формирование
- нарушенное мелодико-интонационная сторона речи
- И многое другое …..
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей.
Нарушения развития отдельных психических функций
(внимание, восприятие, память, мышление, речь)
тормозят психическое развитие ребенка в целом.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ