СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением �опорно-двигательного аппарата. �Структура нарушений познавательной деятельности.�

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с нарушением

опорно-двигательного аппарата —

это поли­морфная в клиническом и

психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением �опорно-двигательного аппарата. �Структура нарушений познавательной деятельности.�»

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата.  Структура нарушений познавательной деятельности.   Презентацию подготовила учитель-дефектолог ГБУКО «Школы – интернат» Василенко Елена Николаевна

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Структура нарушений познавательной деятельности.

Презентацию подготовила

учитель-дефектолог ГБУКО «Школы – интернат»

Василенко Елена Николаевна

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ  – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения 

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ  –

это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это поли­морфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц.

Дети с нарушением

опорно-двигательного аппарата —

это поли­морфная в клиническом и

психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц.

Среди них условно можно выделить три группы

Среди них условно можно выделить три группы

1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы: — головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы); — проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.); — спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:

головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы);

проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);

спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм. 3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.

3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).

У РЕБЕНКА С ДЦП В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ВЫКЛЮЧЕНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖ­НЕЙШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ.  ВЫРАЖЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НЕРЕДКО В СОЧЕТАНИИ С СЕНСОРНОЙ НЕДО­СТАТОЧНОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН НЕДОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВА­ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

У РЕБЕНКА С ДЦП В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ВЫКЛЮЧЕНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖ­НЕЙШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ.

ВЫРАЖЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НЕРЕДКО В СОЧЕТАНИИ С СЕНСОРНОЙ

НЕДО­СТАТОЧНОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН НЕДОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВА­ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. 

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. 

Познавательная сфера  это совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности (игра, изодеятельность, учение, исследование)

Познавательная сфера

это совокупность познавательных процессов

(память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности

(игра, изодеятельность, учение, исследование)

Структура нарушений   познавательной сферы   при нарушении опорно-двигательного аппарата:

Структура нарушений  познавательной сферы  при нарушении опорно-двигательного аппарата:

1 ) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга

1 ) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга

2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;

2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

  4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.   Это обусловлено следующими причинами:

4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Это обусловлено следующими причинами:

вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;   • затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств;   •нарушение сенсорных функций
  • вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; • затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; •нарушение сенсорных функций
ВНИМАНИЕ. Внимание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется рядом патологических особенностей. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными .  

ВНИМАНИЕ.

Внимание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется рядом патологических особенностей.

Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными .  

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА:

  • с невозможностью фиксации взора,
  • с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,
  • с ограничением поля зрения, нистагмом.

ОТМЕЧАЮТСЯ ТРУДНОСТИ :  в переключении внимания на другие виды деятельности, недостаточность концентрации,  застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. формировании произвольного внимания . Отмечается слабость активного произвольного внимания.

ОТМЕЧАЮТСЯ ТРУДНОСТИ :

  • в переключении внимания на другие виды деятельности,
  • недостаточность концентрации,
  • застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.
  • формировании произвольного внимания .
  • Отмечается слабость активного произвольного внимания.
ВОСПРИЯТИЕ Нарушение зрительного восприятия (гнозиса) снижение слуха ограниченность предметно-практической деятельности, Нарушенное восприятие пространства   Нарушение пространственного анализа

ВОСПРИЯТИЕ

  • Нарушение зрительного восприятия (гнозиса)
  • снижение слуха
  • ограниченность предметно-практической деятельности,
  • Нарушенное восприятие пространства
  • Нарушение пространственного анализа
Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.
  • Таким образом,

у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

ПАМЯТЬ нарушение образной памяти нарушения двигательной памяти нарушения словесно-логической памяти; Как правило хорошо развита механическая память

ПАМЯТЬ

  • нарушение образной памяти
  • нарушения двигательной памяти
  • нарушения словесно-логической памяти;
  • Как правило хорошо развита механическая память
МЫШЛЕНИЕ Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности. Недостаточность развития наглядно-образного мышления; Недостаточность развития словесно-логического мышления

МЫШЛЕНИЕ

  • Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.
  • Недостаточность развития наглядно-образного мышления;
  • Недостаточность развития словесно-логического мышления
РЕЧЬ недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи; недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. недостаточность лексико-грамматического развития. ограниченность пассивного и активного словаря несформированность фразовой речи или более позднее формирование  нарушенное мелодико-интонационная сторона речи И многое другое …..

РЕЧЬ

  • недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи.
  • недостаточность лексико-грамматического развития.
  • ограниченность пассивного и активного словаря
  • несформированность фразовой речи или более позднее формирование
  • нарушенное мелодико-интонационная сторона речи
  • И многое другое …..
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей.

Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом. 

Нарушения развития отдельных психических функций

(внимание, восприятие, память, мышление, речь)

тормозят психическое развитие ребенка в целом. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!