СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности социализации и профориентации слабослышащих обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мое выступление на круглом столе в рамках регионального этапа "Абилимпикс"- 2017 о социализации и профориентации детей - инвалидов 

Просмотр содержимого документа
«Особенности социализации и профориентации слабослышащих обучающихся»

Особенности социализации и профориентации слабослышащих обучающихся

За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил инклюзивный подход к обучению.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения, воспитания. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Жесточайшие условия рынка труда первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам, в частности по инвалидам детства по слуху. Долгое время их обучали в основном низкооплачиваемым профессиям. В основном ручному труду, т.е. таким специальностям как столяр, слесарь, швея и т.д. Это притом, что мелкая моторика у этой группы лиц, как правило, плохо развита.

Даже в лучшие времена у них был не большой выбор специальностей, а в кризисной ситуации совсем сузился. Следовательно, правильный выбор профессии имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Одна из задач – помочь слабослышащим обучащимся выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе.

В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению.

Современные образовательные учреждения, в том числе и наш техникум, стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе развития общества.

В связи с этим перед педагогом встает необходимость разработать на основании существующих знаний, научных исследований модель адаптированной программы по курсу «Профориентация» для учащихся с нарушением слуха и персональной реабилитацией их с последующей социализацией в современном социально – экономическом, культурно - нравственном и трудовом пространстве.

Еще Л. С. Выготский в 30-х годах XX века говорил о том, что наиболее подходящим возрастом для развития профессиональных интересов и становления профессионального самоопределения является подростковый. Важно учитывать особенности развития личности  в средних и старших классах (подростковый и юношеский возраст).

Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний - неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка.

Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми, чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от общения со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

Для неслышащего/плохослышащего ученика построить межличностные отношения особенно важно с педагогом, который является ведущим в формировании оценки одноклассников и самооценки на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов. Приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками может привести к нарушению социальной коммуникации, повышенной раздражительности, невротическим реакциям.

Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе, через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.



В этом учебном году мы проводили профориентационные занятия со слабослышащими обучающимися из школы- интерната № 38. Тематика включала знакомство с профессиями и специальностями нашего техникума: рассказ о том чем занимаются специалисты, условиях труда, востребованностью и перспективах развития.

На практических занятиях ребята осваивали первые азы таких профессий, как флорист, электрик, мастер отделочных- строительных работ и мы отметили, что они с удовольствием своими руками: собирают схемы, делают цветочные композиции, игрушки, модели зданий, панно, выкладывают мозаику. На занятиях присутствовали и активно включались в работу преподаватели школы и родители.

Учитывая, особые образовательные  потребности ребят наши педагоги выполняли ряд обязательных правил:

  • сотрудничали с сурдопедагогом и родителями детей, которые были на занятиях;

  • стимулировали полноценное взаимодействие слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовали скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

  • соблюдали необходимые методические требования;

  • организовывали рабочее пространство ученика с нарушением слуха;

  • включали глухого/слабослышащего ребёнка в обучение, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятия.

Так как в процессе работы слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, поэтому использовали компьютер, благодаря мультимедийным возможностям которого ученику становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально.

Значительное место в работе со слабослышащим ребёнком занимали видеоматериалы, сопровождающиеся покадровыми письменными комментариями и аннотациями. К отдельным темам составлены электронные медийные презентации.

При использовании словесных методов обучения (рассказ, беседа, объяснение материала) педагоги всегда соблюдали правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом: располагались так, чтобы лицо было повернуто к источнику света, повторяли всю фразу в более медленном темпе, при необходимости писали фразу с последующим одновременным проговариванием и т. п.

Особенно важно, что эти занятия наряду с преподавателями проводили и студенты, фактически их ровесники. В процессе работы у ребят была возможность пообщаться и получить информацию, что называется из первых рук. В свою очередь и студенты нашего техникума с удовольствием участвовали в таких занятиях и отметили, что хотели бы продолжить их в будущем. Мы с уверенностью можем отметить, что такое общение обоюдно обогащает и тех и других: ребята с ограниченными возможностями получают важный опыт общения со сверстниками, а студенты проявляют свои лучшие человеческие качества – доброту, уважение к другим людям, гуманность.

Так же хочется отметить, что для нас это не первый опыт проведения занятий с людьми с ОВЗ. Так в прошлом году мы посетили дом –интернат для престарелых и инвалидов, где провели мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству и флористике.

Подводя итог, хочется отметить, что профессиональное ориентирование школьников с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!