СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности управления познавательными процессами у пятиклассников на уроке истроии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики 5-го класса – это младшие подростки. Переход на новый уровень обучения (средняя ступень) ставит перед ними новые задачи. Для реализации этих задач огромное значение имеют уровень  и особенности развития познавательных процессов. В работе с пятиклассниками следует учитывать, что, с одной стороны, им присущи особенности младшего школьного возраста, а с другой стороны, требования средней школы повышают уровень всех познавательных процессов. Помочь школьнику в развитии его познавательных возможностей, подготовить его к выполнению заданий нового, более высокого уровня – основная задача учителя, работающего в пятом классе. Чтобы эффективно использовать интерактивные методы обучения с целью качественного усвоения знаний учащимися и адаптировать их в новой учебной ситуации, сначала напомню о важных познавательных процессах: восприятие, внимание, мышление, память.

Просмотр содержимого документа
«Особенности управления познавательными процессами у пятиклассников на уроке истроии»

Особенности управления познавательными процессами

у пятиклассников на уроке истории.


«Дети должны делать то, что хотят,

а хотеть они должны то,

что хочет педагог».

Жан Жак Руссо.

Ученики 5-го класса – это младшие подростки. Переход на новый уровень обучения (средняя ступень) ставит перед ними новые задачи. Для реализации этих задач огромное значение имеют уровень и особенности развития познавательных процессов. В работе с пятиклассниками следует учитывать, что, с одной стороны, им присущи особенности младшего школьного возраста, а с другой стороны, требования средней школы повышают уровень всех познавательных процессов. Помочь школьнику в развитии его познавательных возможностей, подготовить его к выполнению заданий нового, более высокого уровня – основная задача учителя, работающего в пятом классе. Чтобы эффективно использовать интерактивные методы обучения с целью качественного усвоения знаний учащимися и адаптировать их в новой учебной ситуации, сначала напомню о важных познавательных процессах: восприятие, внимание, мышление, память.


1. Восприятие. Известно, что процесс восприятия ученика на уроке предусматривает:

- физический компонент (фиксация информации);

- познавательный компонент (умение принять и переработать информацию, т.е. понять);

- интеллектуальный компонент (умение применить информацию);

- эмоциональный компонент (эмоциональное отношение к информации).

Развитие восприятия не происходит произвольно. Роль педагога в этом процессе – организовать самостоятельную деятельность учащихся для формирования умений определять существенные признаки, особенности предметов и явлений. Для этого использовать сообщение темы, цели, плана урока, ожидаемые результаты, инструкции по выполнению предложенных видов работы. Здесь уместен метод «Знаем. Хотим узнать. Узнали», который предусматривает формирование у учащихся способностей повторить что-то существенное в той форме, в которой оно было изложено и услышано (знание), изложить идеи своими словами (понимание), умение увидеть возможность применения идеи в другой ситуации (использование), умение найти причину и следствие (анализ), умение объединить несколько идей в одну (синтез), умение делать вывод (оценка). Принцип «обратной связи» позволит сразу откорректировать ошибки детей.


2. Внимание. Концентрация внимания пятиклассника далека от совершенной. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. У них появляется страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, и, как следствие, снижение самооценки, что не допустимо. Это и объясняет тот факт, что пятиклассник не может одновременно слушать учителя и письменно фиксировать основную мысль. Даже самая интересная информация воспринимается ими не более 7-8 минут. После этого наступает кратковременное переключение внимания. Поэтому виды работ необходимо подбирать с учётом 8-10 минутной периодичности и с максимальной активизацией умственной деятельности. Например, в 5 классе целесообразно упражнение «Почему так?». «Бык сам себя варит» - говорили скифы. «Обрезают шкуру животного, снимают мясо с костей, закладывают его в желудок животного, наливают туда воду и под желудком зажигают кости». Вопрос: Чем можно объяснить такой странный способ приготовления мяса? (Жили в Причерноморских степях, мало лесов (дров), кочевники (нет котлов).


3. Мышление. Основной особенностью умственной деятельности младшего подростка является способность к абстрактному мышлению, умению иллюстрировать мысль, раскрывать смысл понятия в конкретных образах. Поэтому просто необходимо сопровождать обучение наглядной информацией (иллюстрации, карты, схемы, портреты, презентации) и созданной учениками самостоятельно. А именно, составление синквейна для работы над историческим портретом с использованием письменной речи, и, наоборот, упражнение «О ком идёт речь?». «Знаменитый вождь афинского демоса. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н.э., Народное собрание выбирало его первым стратегом. Однажды он был обвинён в огромных тратах и даже отдан под суд. Но будучи прекрасным оратором, сумел доказать свою невиновность». (о Перикле). Выступление Перикла предложите детям инсценировать на уроке.

Упражнение «Исключи лишнее» для работы над историческим источником позволяет сравнивать факты и систематизировать их. Из этой же цепочки слов можно предложить составить предложение и дополнить его своей эмоциональной оценкой «Если бы я был…».

Пятиклассники очень любят рисовать, поэтому используйте это умение на своих уроках обобщения: из отдельных элементов (орудия труда древнего человека, виды хозяйства, жилище) составить общий проект с краткими описаниями, с диалогами, с инсценировками. Этот метод требует кропотливой подготовки, но результаты Вас не обманут:

1) Ребёнок реализует свой творческий потенциал: «Я могу!».

2) Ребёнок приобретает позитивный эмоциональный опыт: «Запомнилось!». 3) Ребёнок обогащает словарный запас: «Знаю!».

4) В ребёнке пробуждается мотив для саморазвития: «Хочу научиться!».

Метод «Чистая доска» с использованием элементов дискуссии позволяет выполнить самостоятельную работу над изучением текста параграфа, текста документа и составить краткую запись в тетради для повторения. Учитель предлагает прочитать текст и ответить на вопросы, записанные на доске. В ходе чтения учащиеся отвечают на вопросы и кратко записывают ответы в тетрадь, а учитель вытирает вопросы, пока доска не станет чистой. Таким образом, составлен краткий конспект по прочитанному тексту. Эту работу можно выполнять индивидуально и в парах, также и проверять.

Не забывайте о поощрениях: слова похвалы: «Молодец!», «Достойно!», слова благодарности: «Спасибо!», «Браво!». Поверьте, пятикласснику ещё важнее Ваша эмоциональная оценка, нежели оценка в баллах. Применяйте оценочные разноцветные фишки, смайлики, потому что ребёнок хочет держать в руках свою оценку и показать её своим одноклассникам.


4. Память. В подростковом возрасте мысль ребёнка окончательно объединяется со словом, вследствие чего образуется внутренняя речь, как основной способ организации мышления. Именно, внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы. Исследования памяти школьников данного возраста показывают, что для пятиклассника вспомнить – значит мыслить. Таким образом, запоминание сводится к мышлению. В процессе овладения учебным материалом на уроке учениками используется механическое и смысловое запоминание. Механическое запоминание без установления логической связи между частями. Основным условием успешности является частота повторений. Например, без механического запоминания невозможно усвоить иностранный язык. В истории механическое запоминание работает при работе с датами, при решении исторических задач.

Смысловое запоминание невозможно без мышления. Поэтому учитель должен управлять приёмами смыслового запоминания пятиклассника:

1)чёткое определить то, что именно надо запомнить (даты, термины, персоналии, период);


2)включать материал, который нужно запомнить, в практическую деятельность (упражнения, виды работ – самостоятельные, в парах, в группе); предлагаю

метод «Сообщение по алгоритму».(дети называют это упражнение «солнышко»).



















3)использовать повторение: нестандартные задания – кроссворды, ребусы, упражнение «Твой вопрос – мой ответ» в парах. На этапе рефлексии упражнение «Что понравилось? Чего не знал раньше? Что удивило?».


4)придавать эмоциональную окраску материалу, который надо запомнить (рисунки, аппликации, сочинения-размышления, загадки, музыка, видеосюжеты, экскурсии).


Методические рекомендации учителю истории.

Секреты ученической тетради.

Из своей школьной жизни помню слова учительницы: «Тетрадь – это лицо ученика». Согласна. Будучи учителем сама, какие только тетради не приходилось листать. Вначале я отбирала тетради аккуратные, с каллиграфическими записями. Понятно, что это приятно глазу. Но потом поняла, что очень важно обращать внимание и на остальные тетради. Главное соотнести, каких больше и почему. Это и будет ответ на вопрос:

Какие же секреты таит в себе ученическая тетрадь?

Попробуем разобраться. В тетради ученика можно рассмотреть как позитивные стороны – желание сотрудничать, настроение успеха, старательность, какие виды работ удаются лучше, так и негативные – леность, неусидчивость, раздражительность, скрытую агрессию. И если Ваш ученик не желает изучать историю, то хотя бы человеческими качествами наполняйте его на Вашем уроке.

Тетрадь – это зеркало, в котором отражается сотрудничество ученика и учителя. Поэтому:

  • Предложите ученикам памятки для выполнения разных видов работ.

  • Предложите сделать закладку для записи непонятного, удивительного.

  • Не запрещайте зарисовки в тетради.

  • Периодически устраивайте выставки тетрадей.

  • Тактично указывайте на орфографические ошибки.

  • Предлагайте выполнить работу над ошибками через индивидуальные задания.

  • Поощряйте старательность, самостоятельность, аккуратность, доброту в виде записей: «Молодец!», «Спасибо!», «Достойно!», «Красиво!», «Браво!»

  • Пусть ребёнок чувствует Вашу любовь, Ваше уважение к нему и заинтересованность. На равнодушие он ответит равнодушием.


Планируя работу в пятом классе:

  • Учитывайте трудности адаптационного периода.

  • Не перегружайте детей излишними по объёму домашними заданиями.

  • Никогда не используйте оценку как средство наказания.

  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика («сегодня выполнил лучше, чем вчера»).

  • Сделайте сводную таблицу «Наши успехи» по темам, четвертям.

  • Используйте систему поощрений: фотографии, грамоты, благодарности детям и родителям.

  • В течение всего учебного года используйте обучение «Без двоек!»

  • Задействуйте пятиклассников во внеурочной деятельности.

  • Желаю творческих успехов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!