СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности занятий скульптурой на занятиях ДПИ в учреждениях дополнительного образования в сельской местности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях, когда  остро обсуждаются проблемы, связанные с сохранением материальной и духовной культуры своего народа, большое значение имеет возрождение исторического, культурного наследия в работе с детьми. 

Особенно остро проблемы эстетического развития детей и сохранения народных традиций стоят в сельской местности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности занятий скульптурой на занятиях ДПИ в учреждениях дополнительного образования в сельской местности»

УДК 000.00


Евстигнеева Е.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Майнская детская школа искусств им. В.Н. Кашперова», р.п. Майна Ульяновская обл.


Особенности занятий скульптурой

на занятиях ДПИ в учреждениях дополнительного образования

в сельской местности


В современных условиях, когда остро обсуждаются проблемы, связанные с сохранением материальной и духовной культуры своего народа, большое значение имеет возрождение исторического, культурного наследия в работе с детьми.

Особенно остро проблемы эстетического развития детей и сохранения народных традиций стоят в сельской местности.

Во-первых, в условиях обеднения сельского социума, в результате миграционных и демографических процессов, закрытия в ряде случаев домов культуры и клубов, библиотек происходит утрата связи с исконными традициями, обычаями, что пагубно сказывается на уровне воспитанности сельских школьников. В целях его повышения необходимо, прежде всего, возрождение местных традиций, которое становится возможным посредством целенаправленного приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, выросшему из культурно-исторических традиций народа и отражающему его национальный характер, чаяния, идеалы и стремления.

Во-вторых, в сфере образования современной России, значимость декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников существенно возрастает. О чем свидетельствуют требования, определяемые «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025», в которой полноценное воспитание личности связано с достижением высокого уровня развития культуры межэтнических отношений, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры; воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, выражающемуся, в частности, в декоративно-прикладном творчестве.

В-третьих, возрождение национальных традиций, эффективное привнесение в учебно-воспитательный процесс сельской школы ценностей этнокультуры является необходимым условием художественно-эстетического воспитания личности на селе еще и потому, что, как показывает исторический экскурс, изначально декоративно-прикладное искусство было народным и называлось отечественными педагогами крестьянским искусством (А. В. Бакушинский, К. Д. Ушинский, В. С. Воронов и др.).

В-четвертых, в сельской местности имеется необходимость приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству, традиционно свойственное сельскому социуму, но большой проблемой становится отсутствие педагогов на селе, имеющих художественное образование, и особенно – отсутствие необходимых материалов и инструментов, используемых в прикладном творчестве.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, явление глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. 

Не случаен выбор тематики игрушек – барышни, домашние животные, скульптура ветерана у Вечного огня, материнство. Тем самым через творчество, лепку, детям прививаются общечеловеческие ценности, такие как: красота природы, труда, семейных традиций и памяти поколений. Особенно это важно в современных условиях, в нынешней демографической ситуации.


Виды скульптурных народных промыслов

Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с глиняными игрушками.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Филимо́новская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например, «Любота» - сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.
Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Технологии изготовления глиняных игрушек.

Цвет глины для изготовления игрушек может быть различным. Главное, чтобы глина не была очень жирной. Признаки жирной глины: липнет к рукам, трудно смывается с рук, при сушке сильно трескается. Чтобы ее сделать пригодной добавляют мелкий песок, можно смешать с менее жирной глиной. Если в глине есть камушки – это не страшно. Ее нужно замочить на 1-2 недели. Хорошо размоченная глина перекладывается в ванну в соотношении 1 ведро глины на 2-3 ведра теплой воды, долго размешивается. Сначала мешают лопаткой, потом руками, чтобы глина растворенной в воде. Оставить глиняную смесь в покое на 2-3 дня. Глина осядет на дно, а вода – сверху. Воду нужно слить, а оставить осевшую глину на 1-1,5 недели. Когда глина похожа на густую сметану ее кладут на фанеру, счерпывают осторожно, чтобы не брать осадок.

Для размешивания глины лучше брать посуду с высокими стенками – слой глины будет поменьше. Глину покрывают влажной тканью и оставляют на 3-5 дней в обычной комнате. Затем глину собирают с фанеры, немного месят и плотно завертывают в пленку, так глину можно хранить длительное время.

Как подготовить рабочее место? Работать можно на обычном ученическом столе на фанере, стекле, который не тянет влагу и легко моется. Для работы необходимо достаточное количество приготовленной глины: баночки с теплой водой, 2 тряпочки (одна смоченная, другая сухая), деревянные лопатки, нож, стеки. Стол должен быть чистый, руки чистые и сухие. Если прилипла на ладони, то их мочат теплой водой и насухо вытирают. Если глина оказалась жидковата и липнет к рукам, ее кладут мелкими кусочками, чтобы она подсохла.

С чего начинается обучение детей? Первоначальная система обобщенных форм: шар, цилиндр, конус. Это формы заготовки будущих игрушек. Различие занятий изготовления игрушек связано с традиционными приемами лепки игрушечной фигуры – дымковской, каргопольской, старооскольской. Дымковскую игрушку не тянут из кома глины как каргопольскую, а лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности. Дымковская игрушка представляет многофигурную скульптурную композицию, многообразие формы, использует многоцветие, требующее развитой вкус. Предполагается комплекс упражнений в формировании соединять отдельные заготовленные формы: усеченный конус и шар, цилиндр и удлиненный конус, небольшие цилиндрики «колбаски» в колечко, «гармошки-оборочки», раскатывается глина в пласт. Промазывание выполняют тщательнее, иначе при сушке работа может распасться. Следы примазки разглаживают сырой тряпочкой. Все части фигурки в целом должны быть гладкими, ровными.

На уроках ребята следят за движениями рук учителя. При беседе они узнают о глине, ее особенностях, как обжигают, как хранить. Ребята лепят простые формы, соединяют детали и собирают «барышню».

Для изготовления свистульки важно не только потрудиться, но и извлечь звук из глиняной свистульки. Нужно вылепить заготовку с пустотой, правильно выполнять отверстия для свистка. Нужно не только объяснять, но и лепить вместе с детьми. Из комка получили шар. Шар, похлопывая до лепешки толщиной 3-5 мм, свертываем в кулёчек до середины шва. В середину вставляем горошину из глины. Теперь полость надо закрыть. Оттягиваем глину с боков, и шов заглаживаем. Если появились небольшие трещинки, их замазываем слегка влажными пальцами. Получились заготовки будущей свистульки – туловище. Легким похлопыванием лопаткой выравниваем поверхность заготовки. Создаем объем будущей свистульки. Для того чтобы выполнить отверстие для свистка сначала приготавливают инструмент – тонкая длинная палочка. Она круглая, но один конец уплощен на нижней поверхности заготовки на расстоянии 8мм от края хвоста - мундштуки плоским концом палочки прорезывается прямоугольное сечение, которое открывает ход во внутреннюю пустую полость. Затем плоским концом ведется ход из середины мундштука, вдоль хвоста так чтобы конец палочки выходил наружу как раз над прямоугольным входом в полость. Место пересечения двух ходов образует острую кромку, которая должен оказаться точно против струи воздуха. Окажись чуть ниже – уйдет весь наружу. А когда поток воздуха разбивается о кромку, тогда он начинает колебаться, тогда и свистулька звучит.

Для завершения ребята примазывают заготовки формы (голову птицы, коня). Фантазия, вкус и следование традиционной форме народной игрушки помогают создать фигурки. Ребята на следующем году обучения осваивают лепку фигурок животных: коня, оленя. Только потом переходят к сложным фигуркам – барыни, индюка. Для изготовления барышни объясняют одни из ответственных этапов работы – лепки колокола юбки – заготовки для фигурки барыни. Катаем в ладошках большой шар, катаем цилиндр. Большим пальцем протыкаем середину одного из торцов. Покручивая, расширяем углубление и делаем стенки тонкие, не меньше 5мм. Когда длины большого пальца не хватает, плотно давим глину сжатыми пальцами рук. При этом не спеша покручиваем. Влажными пальцами выравниваем стенки и нижний край заготовки. Если есть трещинки, то замазываем. Похлопывая лопаткой снизу-вверх, выравниваем стенки, слегка покручивая заготовку.

Работа вызывает ощущение радости, если проделаны все этапы: сушка, обжиг, побелка, роспись.

Сушка:

Работы сушат на тонкой бумаге, избегая обдуваемых мест или мест, расположенных близко к источнику тепла. Работы из глины должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре работа хорошо просыхает примерно за 2 недели. Для того чтобы задержать сушку всей работы или части ее, обертывая нужные места влажной тряпочкой и до определенного времени следят, чтобы тряпочка не подсыхала.

Обжиг:

Обжиг готовой игрушки производится в обычной муфельной печи. Обжигать не совсем просохшую работу опасно – ее разорвет! При температуре +450º игрушка обжигается 1 час, но глина еще хрупкая. Обжиг нужно проводить до тех пор, пока глина на покраснеет от накала. Если при обжиге работа распалась или разорвалась, ее можно склеить клеем ПВА или другим клеем для керамики. Большие трещинки или нестыковку склеенных частей легко замазать белым пластилином.

Побелка:

Работу достаточно покрыть 2-3 раза густой водоэмульсионной краской. Для достижения особой белизны можно покрыть еще разведенной в воде белой темперой (последний слой).

Подготовка кистей и красок к росписи:

Кисти нужно брать круглые и плоские с жестким волосом, это кисти с №1 до №8. кистей необходимо несколько: для темных и светлых красок отдельно. При работе кисти тщательно промывают в воде и вытирают досуха чистой тряпочкой. После работы кисти промывают с мылом.

Краски:

Для росписи нужна темпера, она должна быть наведена в баночках на яичном желтке. Чтобы навести нужный цвет, выдавливают краску в баночку, добавляют немного желтка и тщательно перемешивают. Можно наводить определенный колер – смешивать 2-3 краски. Хорошо, если наведенные краски перед росписью немного постоят. В наведенную краску нельзя добавлять воды. Если при длительной работе краска загустела, ее опять разводят желтком. Если краска жидковата, то часть ее можно вылить на палитру. Для росписи наводят краски чуть больше, чем нужно.

Если нет темперы, то ее можно заменить хорошей гуашью. Она наводится на желтке так же, как темпера. Существенное отличие – гуашь при высыхании светлеет.

Роспись:

Только после того, как работа изготовлена, после обжига и побелки, можно приступать к росписи. Прежде всего, нужно внимательно просмотреть образцы игрушки или книжки с репродукциями для изучения традиционных орнаментов. Все это делается для того, чтобы облегчить поиск цвета и орнамента для росписи игрушки в первоначальном эскизе на бумаге. Лучше всего эскиз делать акварельными красками, небольшой и по возможности несколько вариантов с различным цветовым и орнаментальным сочетанием, чтобы было из чего выбирать. Для эскиза необязательно делать хороший карандашный рисунок, достаточно свободной линии по силуэту и границе больших цветовых пятен. На игрушку наносится орнамент или разметка сложных моментов росписи. Роспись фигурки человека лучше всего начинать с лица (глаза). Все же остальное с больших пятен: птиц и животных с опорных деталей – копыта, лапы, подставки и т.п. Если после нанесения краски на игрушку просвечивает белый грунт, то после высыхания наносят краску еще раз. Начинать нужно со светлого цвета. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть и не поднимая без надобности над столом или подставкой. Если же получился подтек, то игрушку надо поднять и повертеть ее некоторое время в разных направлениях, не давая стекать краске и поправляя ее кистью. Широкие полосы и большие круги надо стараться писать легко и свободно. Для небольших круглых пятен берут круглую кисть большого номера и ставят краской как бы большую точку и потом, если нужно, слегка поправляют ее. Всевозможные тонкие полосы и темные точки наносят в последнюю очередь. При окончании росписи важно вовремя остановится: не забыть оставить белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Завершают работу наклеиванием золотинками, причем в строго определенные традицией места. Мастера используют для этого сусальное золото, с учащимися можно сделать следующее. Собрать тонкую металлическую фольгу (конфетные обертки). Нарезать квадратики и приклеивать на определенные места клеем ПВА. Свежий клей бесцветен и хорошо крепит фольгу к игрушке. Законченная таким образом игрушка приобретает особую привлекательность и праздничность.

Библиографический список:

  1. Атаулова, О. В. Профессионально-творческое становление будущих учителей технологии в процессе изучения декоративно-прикладного искусства : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Атаулова. Ульяновск, 1997. -185 с.

  2. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция / Г. В. Беда. -М.: Просвещение, 1981. 240 с.

  3. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. - 544 с

  4. Богуславская, И. Я. Вопросы изучения народного искусства / И. Я. Богуславская // Декоратив. искусство СССР. 1974. - № 6. - С. 36-37.

  5. Вакуленко, Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Г. Вакуленко. Краснодар, 1998. - 226 с.

  6. Воронов, В. С. Крестьянское искусство / В. С. Воронов. М. : Гос. изд-во, 1924.- 139 с.профессиональной подготовки педагогов в вузе : дис. .д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Дмитриева. Н. Новгород, 2004. - 385 с.

  7. Дорожин Ю. «Каргапольская игрушка», Москва «Мозаика-синтез» 2008г.

  8. Зайкин, М. И. Феномены малокомплектных школ / М. И. Зайкин. Горький : Волш-Вят. кн. изд-во, 1990. -143 с

  9. Канышева Н.М.Лепка в начальных классах, Москва «Просвещение» 2007г

  10. Уморгазинова, Б. Т. Современная работа школы, семьи и общественности по эстетическому воспитанию сельских школьников средствами искусства : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Б. Т. Уморгазинова. Алма-Ата, 1983. -178 с.

  11. Федотов Г. «Глиняная керамика», пособие, Москва «Просвещение» 2008г

  12. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. М.: Учпедгиз, 1956. - 344 с.

  13. Харитонов, М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы : дис. .д-ра пед. наук : 13.00.01 / M. Г. Харитонов. M., 1999. - 409 с.

  14. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. М. :

  15. Шликалова Т. «В мастерской глиняной игрушки», Москва «Просвещение» 2008г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!