СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха»

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха

Основные положения педагогической классификации детей с недостатками слуха  У трата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Д ля правильного понимания аномального развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т. е. взаимозависимость слуха и речи. К ритерием оценки дефекта слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. С тепень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового дефекта; педагогическими условиями, в которых находится ребенок после потери слуха; индивидуальными особенностями детей.

Основные положения педагогической классификации детей с недостатками слуха

  • У трата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов.
  • Д ля правильного понимания аномального развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т. е. взаимозависимость слуха и речи.
  • К ритерием оценки дефекта слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи.
  • С тепень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового дефекта; педагогическими условиями, в которых находится ребенок после потери слуха; индивидуальными особенностями детей.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившейся слуховой функции, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. Глухота —  стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. Тотальная глухота встречается редко.  Менее 80 дБ Более 80 дБ

Тугоухость

стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившейся слуховой функции, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

Глухота

стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. Тотальная глухота встречается редко.

Менее 80 дБ

Более 80 дБ

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для сохранения достаточного уровня речевого развития.  Потеря слуха до 2 лет Полное отсутствие речи Потеря слуха до 3-3,5 лет Утрата приобретенной речи Потеря слуха в 4-5 лет Почти полный распад речи Потеря слуха в 6-7 лет Резкое искажение речи Речь может быть сохранена Потеря слуха после 7 лет

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для сохранения достаточного уровня речевого развития.

Потеря слуха до 2 лет

Полное отсутствие речи

Потеря слуха до 3-3,5 лет

Утрата приобретенной речи

Потеря слуха в 4-5 лет

Почти полный распад речи

Потеря слуха в 6-7 лет

Резкое искажение речи

Речь может быть сохранена

Потеря слуха после 7 лет

Раннее начало формирования речи глухого ребенка дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности. Если слабослышащему ребенку достаточно рано предоставить возможность воспринимать речь на слух на близком расстоянии и читать с губ, то он научится максимально использовать свой сохранный слух и у него будет наблюдаться более высокое речевое развитие.

Раннее начало формирования речи глухого ребенка дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности.

Если слабослышащему ребенку достаточно рано предоставить возможность воспринимать речь на слух на близком расстоянии и читать с губ, то он научится максимально использовать свой сохранный слух и у него будет наблюдаться более высокое речевое развитие.

Ранооглохшие Позднооглохшие Глухие Основные категории детей  с недостатками слуха  (по Р.М. Боскис) Слабослышащие С глубоким речевым  недоразвитием С относительно развитой речью,  с небольшими ее недостатками

Ранооглохшие

Позднооглохшие

Глухие

Основные категории детей с недостатками слуха (по Р.М. Боскис)

Слабослышащие

С глубоким речевым недоразвитием

С относительно развитой речью, с небольшими ее недостатками

В настоящее время отдельную категорию слабослышащих составляют так называемые «имплантированные» обучающиеся, перенесшие операцию  по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка)

В настоящее время отдельную категорию слабослышащих составляют так называемые «имплантированные» обучающиеся, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка)

Варианты технических средств индивидуального пользования Заушина  (располагается за ушной раковиной) Внутриушной аппарат  (индивидуальный вкладыш)

Варианты технических средств индивидуального пользования

Заушина (располагается за ушной раковиной)

Внутриушной аппарат (индивидуальный вкладыш)

Некоторые общие особенности глухих и слабослышащих, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса  Особенности устной речи Особенности поведения Особенности восприятия мимики и жестов Особенности восприятия звуков и речи Особенности памяти Особенности мышления

Некоторые общие особенности глухих и слабослышащих, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса

Особенности устной речи

Особенности поведения

Особенности восприятия мимики и жестов

Особенности восприятия звуков и речи

Особенности памяти

Особенности мышления

Специфические особенности развития глухих детей

  • Восприятие и узнавание протекает более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требуется больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета.
  • Развитие воображения значительно отстает из-за замедленного формирования речи, отставания в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.
  • В развитии памяти - преобладание образной памяти над словесной.
  • Отставание в развитии наглядно-действенного мышления. Использование более элементарных способов действия (подражание образцу действия взрослого, копирование его). Не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется больше времени и больше показов, чтобы научиться решать задачи.
  • Почти одновременное овладение несколькими различными видами речи – словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой.
  • Воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слухо-зрительно. Основным способом восприятие устной речи является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов
Специфические особенности развития слабослышащих детей Нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов. На лексическом уровне - ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением. Недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении известных речевых (грамматических) конструкций, Трудности восприятия предложений с нетрадиционным порядком слов (словосочетаний) и ограниченное понимание читаемого текста. Расстройство письменной речи. Сниженный объем внимания и низкий темп переключения с одной деятельности на другую. Комплекс негативных состояний – неуверенность в себе, страх, замкнутость.  Возможна реакция на новые обстоятельства: уход, отказ от общения с незнакомым, иногда «уход в себя» или агрессия.

Специфические особенности развития слабослышащих детей

  • Нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов.
  • На лексическом уровне - ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением.
  • Недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении известных речевых (грамматических) конструкций,
  • Трудности восприятия предложений с нетрадиционным порядком слов (словосочетаний) и ограниченное понимание читаемого текста.
  • Расстройство письменной речи.
  • Сниженный объем внимания и низкий темп переключения с одной деятельности на другую.
  • Комплекс негативных состояний – неуверенность в себе, страх, замкнутость.
  • Возможна реакция на новые обстоятельства: уход, отказ от общения с незнакомым, иногда «уход в себя» или агрессия.
Особые образовательные потребности слабослышащих обучающихся увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды; активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; увеличение времени на выполнение практических работ; специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

Особые образовательные потребности слабослышащих обучающихся

  • увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
  • специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;
  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
  • увеличение времени на выполнение практических работ;
  • специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

Рекомендации общего характера при организации образовательного процесса обучающегося с нарушением слуха

  • П осадите в классе ученика так, чтобы он видел лица учащихся при ответах и лицо учителя при объяснении учебного материала.
  • Е сли одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости.
  • Е сли ученик не услышал диктуемое слово, можно проговорить ему его около ушной раковины.
  • Р ечь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной.
  • П ри прохождении нового материала новые термины, понятия, смысл которых объясняет учитель, можно предъявлять ученику в печатном виде.
  • Д ля безболезненной адаптации ученика в среде слышащих одноклассников проведите воспитательную беседу с ребятами, корректно объясняя особенности общения со слабослышащим учеником.
  • Д ома родители должны общаться так же, как и в школе – голосом нормальной разговорной громкости, исключив из общения все жесты и ни в коем случае не кричать.
  • Е диный речевой режим в школе и дома очень важен.

ПОМНИТЕ! Нельзя подходить и обращаться к слабослышащему ученику со спины. Это пространство вызывает у него тревогу. Лучше посадить ученика поближе к стене, чтобы сзади никто не мог его напугать.

Особенности работы с обучающимися с нарушениями слуха

  • перенос акцента на наглядные средства преподнесения учебного материала;
  • обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;
  • обеспечение практики опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты;
  • адаптация текста (отказ от длинных фраз и сложных предложений);
  • представление материала малыми дозами;
  • особый речевой режим работы (хорошая артикуляция лектора; немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов; неоднократное повторение фразы без изменения слов и порядка их следования; обеспечение зрительного контакта во время говорения и чуть более медленного темпа речи; использование естественных жестов и мимики);
  • обеспечение специального обучения работе со зрительными образами и умению выделять главное;
  • введение практики систематического повторения;
  • обеспечение возможности видеть говорящего, предпочтение размещения по кругу с возможностью поочередного говорения;
  • минимизация внешних шумов;
  • предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал;
  • комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;
  • сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица говорящего);
  • активизация реабилитационного потенциала за счет применения рефлексивно-деятельностного подхода, специальных адаптационных дисциплин и занятий АФК.
Важно при работе с детьми  с нарушениями слуха: – стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей адаптации его в детском коллективе; – соблюдать необходимые методические требования: месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения; – организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить исправность/ работоспособность слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; – решать ряд задач коррекционной направленности в процессе занятия: стимулировать слухо-зрительное внимание; проверять понимание ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; развивать связную речь ученика; оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов .

Важно при работе с детьми с нарушениями слуха:

  • – стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей адаптации его в детском коллективе;
  • – соблюдать необходимые методические требования: месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения;
  • – организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить исправность/ работоспособность слуховых аппаратов/кохлеарного импланта;
  • – решать ряд задач коррекционной направленности в процессе занятия: стимулировать слухо-зрительное внимание; проверять понимание ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; развивать связную речь ученика; оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!