1 этап. Организационный момент (10 мин). Задачи: Способствовать усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов. Формировать навыки легкого, полетного звучания Усвоение метроритмической системы: давать представление о выразительном значении длительности звуков, о сильных и слабых долях в музыке | - Приветствие - Распевка: «Дин-дон» - Знакомство: Учитель: Мы познакомимся с помощью детских музыкальных инструментов (маракасов) и ритма. Что такое ритм? Дети: Чередование длинных и коротких звуков. Учитель: Вам нужно будет не просто назвать имя, а вместе с голосом показать, как долго или коротко звучат слоги в нем (свой пример). Дети: ... |
2 этап. Музыкально-образовательная деятельность. Слушание музыки (15 мин) Задачи: Изучение теоретического материала по джазу. Знакомство с новыми терминами и именами (уч. С. 118-119, презентация учителя, ЦОР «Энциклопедия классической музыки»). Знакомство с сюжетной линией в романе Дюбозе Хэйворда «Порги и Бесс». | Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с джазом! А кто-нибудь слышал это слово раньше? Дети: Учитель: Джаз – это музыка народа, который из Африки привезли в Северную Америку. Э тот народ был темнокожим, и почему-то белые американцы решили, что эти люди хуже их, что они должны быть рабами. Негры стали жить на новом месте. Они работали, знакомились с музыкой других народов, сочиняли свои произведения, и получилась особая музыка, которую мы называем джазом. Откройте учебники, читаем (по ходу чтения обращаемся к экрану, на котором изображены инструменты, слушаем их звучание). А что такое спиричуэл, блюз? На доске: Блюз (уныние) – грустные песни негритянского народа. Спиричуэл (дух) - американские духовные песнопения, которые возникли на основе африканских традиций и выражают одиночество и тоску. Какие же имена в мире джаза известны? Давайте прочитаем! Обратите внимание на экран (смотрим и слушаем фрагменты). Композитор Джордж Гершвин не был темнокожим, не страдал, но переживал за таких людей и написал оперу «Порги и Бесс». Негритянский рабочий поселок. Во время игры в кости вспыхивает ссора. Один рабочий убивает другого и сбегает, оставляя любимую - Бесс. Все негры отворачиваются от Бесс. Только нищий калека Порги пожалел девушку, предлагает ей свое жилище. Проходит время. Порги и Бесс полюбили друг друга и поженились. Жители отправляются на пикник. С ними Бесс встречает бывшего парня.Он хочет увезти Бесс. Но она решила остаться с Порги. Защищая жену, Порги убивает Крауна. Бесс убедили в том, что ее муж будет осужден и не вернется. Она едет в Нью-Йорк. Появляется Порги и узнает о случившемся. "Где находится этот Нью-Йорк?" - кричит он. Женщины уговаривают его остаться, но калека непреклонен: он найдет свою Бесс. В тележке, запряженной козой, Порги отправляется за тысячи миль. И в этой опере есть «Колыбельная», в которую поет негритянка своему сыну. Учитель: О чем поет? Почему? Слушание Дети: Учитель: Поет. Споем, как пела мама сыночку. Как она желала ему счастья, чтоб тот не жил, как она. Дети поют: Учитель: Вот мы и познакомились с джазом. Что это? Какие инструменты исполняют джаз? Какие имена вы запомнили? Дети: |
3 этап. МРД (5 мин) Задачи: Формировать навыки согласования движений с музыкой Воспитывать инициативное отношение к предлагаемому заданию Способствовать развитию памяти, внимания и снятию излишней зажатости. | Учитель: Да, Джордж Гершвин и Дебозе Хейворд переживали за бедный народ, они ездили по таким рабочим поселкам, помогали им. А как мы называем человека, который нам помогает, которому можно довериться, на кого можно положиться, с кем интересно, даже если он не родной тебе? Дети: Друг! Учитель: Конечно! У кого есть друзья? Сейчас мы немного потанцуем, а вы скажете, для чего еще нужен друг? МРД «Настоящий друг»: - И.п. руки на пояс – повороты туловищем поочередно в стороны с полуприседанием - 1к. – маршируем, поднимаемся на носочки, руки вверх - припев – наклон вперед, руки в стороны поочередно; поднимемся на носочки, хлопок над головой, опускаемся на стопу, шлепки по ногам. - 2к. – приставные шаги вправо-влево, приседания, руки вперед -припев - проигрыш – полуприседания в разные стороны, руки на поясе -3к.- хлопок, шлепок хлопок, шлепок правой рукой по правой ноге; хлопок, шлепок хлопок, шлепок правой рукой по левой ноге – 2 раза - припев - на ля-ля-ля «свои движения» - припев - на заключение полуприседания Учитель: Что в этой песне рассказывается о друге? Дети: |
4 этап. Речевое упражнение «Ларец». Показ и разучивание «Песни волшебников» (10 мин). Задачи: Формировать четкую дикцию, навыки пения в ансамбле Вырабатывать интонационно-выразительные навыки исполнения Воспитывать артистическое начало в детях | Учитель: Да, но дружить мы должны не только со своими одноклассниками, но и с животными, с книгами, и даже со сказками! Сейчас мы расскажем с вами сказку «Ларец». Учитель: Вот какой ларец есть у бабушки Насти! У ваших бабушек тоже, наверное, есть много интересных веще! Сегодня мы разучим песню о волшебниках. Послушайте и скажите, кто может стать волшебником? Что для этого нужно? - Показ песни. Беседа по прослушанному материалу. Разучивание припева: Чтение припева Проговорить с детьми (по руке, «эхо») Исполнение 1-й фразы учителем. Давайте прохлопаем ритм и проговорим А теперь споем и прохлопаем Подпеть не ле, та, медленно со словами. 2-я фраза, то же самое Я – тихо (пиано), вы – громко (форте) Я пою куплет, а вы – припев – выразительное исполнение |