СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Освоение Новороссии и Крыма"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок, проведен в 8 - х классах. Очень актуальна тема в связи с современной историей России.

Просмотр содержимого документа
«"Освоение Новороссии и Крыма"»

Конспект открытого урока

«Начало освоения Новороссии и Крыма»

Цель: дать подробную информацию о проблемах освоения Новороссии и Крыма, оценить роль отдельных личностей в данном процессе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в истории нашей страны конца XVIII века.

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать взаимодействие в работе в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи т отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.


Основные понятия: переселенческая политика.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карточки с опросом, карта.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания (письменный опрос).

  3. Актуализация изученного.

  4. Изучение новой темы.


Стихотворение читает Радченко Валерия

Степи Придонья – Дикое поле.

Дали бескрайние, вольная воля.

Дикое поле, дикие нравы.

Русские витязи бились на славу


Много веков с сыновьями степей.

Сколько же пролито слёз матерей

И юных вдов, потерявших любимых

Здесь на просторах необозримых!


Половцы. Скифы. Ногайцы. Хазары

И печенеги... Монголо-татары!

Нет их набегам кровавым числа.

Но река времени всех унесла.


Дикое поле давно распахали,

Где затопили, где закатали

В чёрный асфальт...

Ну, а где-то ковыль клонится ветром

Да мелкая пыль кружит над степью.

В реке камыши

Вечно шуршат в предрассветной тиши.


Сечи лихие здесь, как ураганы,

Были когда-то. А ныне курганы

Молча стоят средь бескрайних полей

В память героев былых славных дней.


- Скажите, о каком географическом месте идет речь в стихотворении?

- Совершенно верно, северное Причерноморье или юг России.

- В давние времена это место называли Диким полем. Оно разделяло русские земли с Крымским ханством и Речью Посполитой. Однако чёткой границы между государствами здесь не было. На протяжении XV–XVII веков на месте будущей Новороссии располагалось Крымское ханство, Молдавское княжество и земли запорожских казаков, подчинённых Речи Посполитой.

Земли Дикого поля входили в Российскую империю постепенно, в результате русско-турецких войн.

Тогда эти земли представляли собой неосвоенные степи с редкими кочевьями. Однако благодаря грамотной политике за короткий промежуток времени удалось превратить абсолютно пустой регион в мощный промышленный регион, который стал основой экономики Российской империи.

- Из вышесказанного и увиденного попробуйте сформулировать тему урока. (освоение Новороссии и Крыма)


- Что конкретно вы должны сегодня узнать?

План урока будет следующий


1) Образование Новороссии.

2) Переселенческая политика.

3) Образование новых городов.

4) Освоение Крыма. Основание Севастополя.

5) Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.

6) Значение освоения Новороссии и Крыма для России.


Проблемный вопрос:

- Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?


1 вопрос:

- Самостоятельно прочтите пункт 2 и ответьте на вопрос «Какую политику по заселению новых территорий вело правительство государства?»

вопросы к пункту 2

- Итак, власти ставили перед собой задачу не только заселить регион, но и добиться эффективного его развития.

1. Какие меры по решению этой задачи предприняли политики?

- В 1762 г. создан Манифест с призывом иностранцев на территорию Новороссии.

- Создан специальный орган, занимавшийся вопросами переселения, вербовкой ремесленников, крестьян, купцов, медиков.

-Переселенцам предоставили: льготные кредиты, 60 десятин земли, освободили от уплаты налогов на 10 лет.

Запишите конспект в тетради.


2. Назовите первых колонистов


- датчане

- германцы

- австрийцы

- сербы

- греки

Запишите в тетрадь.


- Для чего царское правительство в 1779 году потребовало от крымского хана переселить христиан-греков в пределы Новороссии?

(Чтобы нанести удар по экономике ханства, в которой греки играли очень важную роль)

- Что такое диаспора?

Диа́спора (греч. «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания.


3. К чему привела политика переселения?

- Спустя 50 лет: население – более 100 тысяч, весомый доход в казну государства.

Запишите конспект в тетради.


- Какие условия для переселения русского дворянства создало правительство Екатерины II?

АА Вяземский – 200 тысяч десятин земли

Г.А. Потескин – 150 тысяч десятин земли

А.А. Безбородко – более 10 тысяч десятин земли

К.Г. Разумоский - более 10 тысяч десятин земли

Наделялись землей участники и инвалиды Русско-турецких войн


Запишите конспект в тетради.

- Особое значение в освоении и развитии новых территорий имело казачество. Об этом нам расскажет Бауткина Анастасия.

В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой Запорожская Сечь была ликвидирована, часть казаков приняли решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань и побережье Азовского моря. Туда же были переселены и волжские казаки.

- Итак, благодаря эффективным мерам вновь освоенный регион стал не только многочисленным, но и многонациональным.

Выход к Черному и Азовскому морям потребовал строительства портов, городов. Откройте учебник на стр. 52, пункт 3. Прочитайте и составьте хронологию образования новых городов в России.

Название города

Год основания

Место основания















Присоединение Крыма к России в 1783 г. стало переломным пунктом в освоении Новороссии. Теперь в составе империи оказалось всё Северное Причерноморье. Население Крыма было невелико. В 1783 г. оно насчитывало не более 60 тыс. человек. В основном это были крымские татары. Предпринятыми властью усилиями вскоре здесь стали проживать многие русские, а также болгары, греки, немцы. Императрица не ввела на Крымском полуострове крепостное право. Вместо этого местное население было объявлено казёнными крестьянами. Оно продолжило заниматься разведением коров, овец и другого домашнего скота. Земли и доходы, принадлежавшие крымскому хану, перешли теперь к российской казне. Однако отношения между крымской знатью и зависимым от неё населением не были изменены. В результате проводимой Россией политики больших волнений населения после присоединения Крыма к России не было.



Административным центром полуострова вместо прежнего Бахчисарая стал Симферополь (Ак-Мечеть). В 1783 г. были отменены внутренние торговые пошлины, после чего сразу заметно вырос торговый оборот внутри Крыма. Это помогло вырасти доходам крымских городов: Карасубазара, Бахчисарая, Феодосии, Евпатории, Симферополя. С весны 1784 г. в Крыму началась раздача казённых земель и расселение русских казённых крестьян из центральных областей России. Селились здесь также отставные военные, выходцы из Турции и Речи Посполитой. В Крым были приглашены иностранные специалисты, помогавшие наладить на полуострове садоводство, шелководство, лесное хозяйство, виноградарство и виноделие.





По указу Екатерины II от 13 августа 1785 г. все крымские порты стали практически свободной экономической зоной. Они были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, а таможенная стража была переведена на Перекоп. Для государственной поддержки предпринимательства в Крыму была создана особая контора для руководства и развития «земледелия и домоводства Таврической области». Всего за полтора десятка лет население полуострова увеличилось более чем в полтора раза, а обороты черноморской торговли — в несколько тысяч раз. К концу века они составили огромную сумму в 2 млн руб. Такого стремительного развития Крым не знал никогда ранее в своей истории.



С каким крымским городом торговали московские купцы в XIV—XV вв.?



Уже в апреле 1783 г. Екатерина II приказала заложить военно-морскую базу в Крыму. Место для неё было найдено у посёлка Ахтиар, неподалёку от легендарного Херсонеса Таврического. Императрица приказала назвать новый город Севастополем. В переводе с греческого это означало «высокочтимый, священный город». Однако «Севастос» издавна считался равноценным латинскому титулу «Август». Поэтому Севастополь означал ещё и «августейший город», «императорский город», «величественный

записать в тетрадь

1783 год: 60 тысяч населения,

  • Основная часть - крымские татары.

  • Административный центр – Симферополь (вместо Бахчисарая)

  • Не было введено крепостное право

  • Крестьяне объявлены казенными и занимались по-прежнему разведением домашнего скота.

  • С 1784 года началось переселение русских и иностранцев на территорию Крыма.

  • С 1785 года крымские порты становятся свободной экономической зоной (освобождены от госпошлин на 5 лет) обороты черноморской торговли к концу века 2 млн. рублей.



Предлагаю посмотреть видеосюжет о поездке Екатерины в Крым и ответить на вопрос: «В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.?»

- Расскажите о поездке Екатерины II по Новороссии и Крыму.

- В чем состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.

Письменная работа.

- Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь п. 6 стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России.


Закрепление изученного.

Подведение итогов, выставление оценок.

Задание на дом.

Пар. 23, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя