СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение предметного мира, как необходимое условие нормализации жизни детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Статья  посвящена нормализации жизни детей с ТМНР через освоение предметного мира. Статья адрессова специалистам, работающим с обучающимися с умеренной,тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития. 

Просмотр содержимого документа
«Освоение предметного мира, как необходимое условие нормализации жизни детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Освоение предметного мира, как необходимое условие нормализации жизни детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Предметный мир окружает ребёнка с момента рождения и сопровождает его всю жизнь. Ещё до того, как ребёнок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивая ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую он попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражён уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребёнком в обобщённом виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несёт в себе доступную для ребёнка информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. Следовательно, предметный мир содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности обучающихся, что приобретает особую значимость для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее – дети с ТМНР), так как освоение предметного мира даёт им возможность быть собой, быть вместе с другими людьми, участвовать в жизни общества в меру своих возможностей, используя свои сильные стороны и активность настолько, насколько это возможно в повседневной жизнедеятельности, то есть позволит нормализовать их жизнь. Ведь именно нормализация жизни (привычный и необходимый для подавляющего большинства людей образ жизни) является итогом образования человека с умственной отсталостью с ТМНР.

Нормализовать жизнь обучающихся с ТМНР – это научить их не только выполнению базовых предметных действий без помощи взрослого, но и переносу сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), а также социальное взаимодействие с окружающими.

Поэтому основными задачами нормализации жизни являются:

- приобретение максимально доступной самостоятельности;

- включение человека с ТМНР в социальную среду.

Целью нормализации жизни обучающихся с ТМНР является формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности, с помощью которых они не только осваивают предметный мир в области коммуникации, самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности, но и накапливают доступные навыки, переносят сформированные представления и умения в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), обретая «фундамент» нормализации жизни. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития всех познавательных процессов обучающегося с ТМНР, жизнедеятельность которого характеризуется отсутствием способности осуществлять свою деятельность способом, считающимся нормальным для человека данного возраста.

Дети с ТМНР учатся доступным для них способам действий с предметами, достичают вершины собственных функциональных возможностей, а в дальнейшем - ведение нормальной жизни, причастной к социуму.

Таблица 1- Взаимосвязь базовых предметно-практических действий и жизненных компетенций

Базовые предметно-
практические действия (умения)

Примеры жизненных компетенций

(применение освоенных действий в
повседневной жизни)

Сминание

  • пользование туалетной бумагой, салфеткой, бумажным полотенцем;

  • загрузка белья в стиральную машину;

  • сминание фантиков, целлофановых пакетов перед складыванием в корзину для мусора и др.

Разрывание

  • отрывание от рулона куска фольги;

  • отрывание туалетной бумаги;

  • отрывание пакета от рулона;

  • отрывание обоев;

  • разрывание ветоши;

  • разрывание бумажного пакета со специями и др.

Разминание

  • приготовление теста;

  • разминание продуктов (творог, картофель);

  • подготовка глины для изготовления керамических изделий и др.

Размазывание

  • намыливание рук мылом;

  • мытье тела и волос;

  • намазывание противня растительным маслом;

  • намазывание клея на обои;

  • нанесение крема на руки и лицо;

  • мытье губкой посуды, окон, зеркальных и других поверхностей;

  • вытирание тряпкой стола от крошек, пыли и др.

Переливание

(из одной
ёмкости в другую)

  • наливание воды из графина, чайника, бутылки в стакан;

  • переливание воды из ведра в кастрюлю;

  • наливание молока (сока) из пакета в кружку;

  • полив цветов из лейки др.

Пересыпание

(из одной
ёмкости в другую)

  • засыпание стирального порошка в стиральную машину;

  • пересыпание земли для посадки растений;

  • пересыпание муки, соли в блюда в процессе приготовления пищи;

  • пересыпание сахарного песка из пакета в сахарницу и др.

Наматывание

  • наматывание нитки на катушку, шпагата на
    бобину;

  • наматывание туристической верёвки на руку;

  • наматывание шерстяной нити на клубок;

  • наматывание верёвки на деревянный (железный) колышек;

  • скручивание разных материалов в рулон (обои, туалетная бумага, пластиковые пакеты и др.).

Перекладывание

перекладывание:

  • покупок из сумки;

  • конфет (печенья) из пакета в вазочку;

  • муки из пакета в чашку;

  • варенья из банки в розетку;

  • картофеля из кастрюли в тарелку и др.

Вынимание

вынимание:

  • карандашей (фломастеров) из коробки (пенала);

  • зубной щётки из стаканчика;

  • куска мыла из мыльницы;

  • белья из стиральной машины;

  • денег из кошелька;

  • платка из кармана;

  • телефона из сумки;

  • одежды из шкафа;

  • продуктов из холодильника;

  • столовых приборов из ёмкости;

  • огурцов из банки;

  • яиц из упаковки;

  • вынимание книг из коробки и расставление их на книжной полке и др.

Складывание

складывание:

  • одежды, продуктов в шкаф;

  • покупок в сумку;

  • игрушек в коробку;

  • фруктов в корзину;

  • посуды, столовых приборов в стольную (подвесную) сушилку;

  • инструментов в бокс для хранения;

  • уборка посуды со стола и др.

Вставление


вставление:

  • трубочки в коробочку с соком;

  • ключа в замок;

  • штепселя в розетку;

  • нитки в иголку;

  • ручек (карандашей) в органайзер;

  • цветка в углубление в центре горшка при пересадке;

  • застегивание ремня, молнии на куртке и др.

Сжимание

  • выжимание сока из фрукта;

  • сжимание пластиковой упаковки соуса;

  • выжимание мокрой тряпки (белья);

  • прикрепление (снятие) прищепок и др.


Нажимание

нажимание:

  • ручки двери (окна) для их открывания;

  • кнопок на клавиатуре компьютера, на пульте для телевизора;

  • пользование мобильным телефоном, компьютерной мышкой;

  • включение (выключение) света в комнате (нажимание клавиши выключателя);

  • нажимание звонка входной двери;

  • застегивание кнопок на одежде и обуви и др.

Открывание/ закрывание

открывание/ закрывание:

  • водопроводного крана;

  • стеклянной банки с пластиковой крышкой;

  • пластикового контейнера;

  • металлической коробки;

  • картонной коробки с настольной игрой, конфетами и др.

Нанизывание

нанизывание:

  • баранок на верёвку;

  • грибов на нить;

  • бисера на леску;

  • кусочков мяса, овощей на шампур;

  • колец на карниз и др.

Толкание от себя/ притягивание к себе

толкание от себя/ притягивание к себе:

  • входной двери;

  • дверцы шкафа;

  • оконной рамы;

  • ящика комода;

  • тарелки во время приема пищи;

  • тележки для покупок в магазине;

  • перемещение столика на колесах;

  • пользование пылесосом и др.

Вращение

вращение:

  • крышки бутылки с водой, с соком, тюбика с кремом;

  • водопроводного крана для мытья рук;

  • повороты ключа в дверном замке;

  • закручивание шурупа отверткой и др.

Захватывание,

удержание,

отпускание

захватывание, удержание, отпускание:

  • карандаша (ручки, кисти);

  • ложки (кружки, тарелки);

  • зубной щётки, мыла и т. д.

Встряхивание

встряхивание:

  • банки с краской;

  • белья после стирки;

  • градусника для измерения температуры тела;

  • придверного коврика от сора и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!