Статья посвящена нормализации жизни детей с ТМНР через освоение предметного мира. Статья адрессова специалистам, работающим с обучающимися с умеренной,тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Просмотр содержимого документа
«Освоение предметного мира, как необходимое условие нормализации жизни детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Освоение предметного мира, как необходимое условие нормализации жизни детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Предметный мир окружает ребёнка с момента рождения и сопровождает его всю жизнь. Ещё до того, как ребёнок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивая ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую он попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражён уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребёнком в обобщённом виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.
Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несёт в себе доступную для ребёнка информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её. Следовательно, предметный мир содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности обучающихся, что приобретает особую значимость для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее – дети с ТМНР), так как освоение предметного мира даёт им возможность быть собой, быть вместе с другими людьми, участвовать в жизни общества в меру своих возможностей, используя свои сильные стороны и активность настолько, насколько это возможно в повседневной жизнедеятельности, то есть позволит нормализовать их жизнь. Ведь именно нормализация жизни (привычный и необходимый для подавляющего большинства людей образ жизни) является итогом образования человека с умственной отсталостью с ТМНР.
Нормализовать жизнь обучающихся с ТМНР – это научить их не только выполнению базовых предметных действий без помощи взрослого, но и переносу сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), а также социальное взаимодействие с окружающими.
Поэтому основными задачами нормализации жизни являются:
- приобретение максимально доступной самостоятельности;
- включение человека с ТМНР в социальную среду.
Целью нормализации жизни обучающихся с ТМНР является формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности, с помощью которых они не только осваивают предметный мир в области коммуникации, самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности, но и накапливают доступные навыки, переносят сформированные представления и умения в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), обретая «фундамент» нормализации жизни. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для развития всех познавательных процессов обучающегося с ТМНР, жизнедеятельность которого характеризуется отсутствием способности осуществлять свою деятельность способом, считающимся нормальным для человека данного возраста.
Дети с ТМНР учатся доступным для них способам действий с предметами, достичают вершины собственных функциональных возможностей, а в дальнейшем - ведение нормальной жизни, причастной к социуму.
Таблица 1- Взаимосвязь базовых предметно-практических действий и жизненных компетенций
Базовые предметно- практические действия (умения) | Примеры жизненных компетенций (применение освоенных действий в повседневной жизни) |
Сминание | пользование туалетной бумагой, салфеткой, бумажным полотенцем; загрузка белья в стиральную машину; сминание фантиков, целлофановых пакетов перед складыванием в корзину для мусора и др. |
Разрывание | отрывание от рулона куска фольги; отрывание туалетной бумаги; отрывание пакета от рулона; отрывание обоев; разрывание ветоши; разрывание бумажного пакета со специями и др. |
Разминание | приготовление теста; разминание продуктов (творог, картофель); подготовка глины для изготовления керамических изделий и др. |
Размазывание | намыливание рук мылом; мытье тела и волос; намазывание противня растительным маслом; намазывание клея на обои; нанесение крема на руки и лицо; мытье губкой посуды, окон, зеркальных и других поверхностей; вытирание тряпкой стола от крошек, пыли и др. |
Переливание (из одной ёмкости в другую) | наливание воды из графина, чайника, бутылки в стакан; переливание воды из ведра в кастрюлю; наливание молока (сока) из пакета в кружку; полив цветов из лейки др. |
Пересыпание (из одной ёмкости в другую) | засыпание стирального порошка в стиральную машину; пересыпание земли для посадки растений; пересыпание муки, соли в блюда в процессе приготовления пищи; пересыпание сахарного песка из пакета в сахарницу и др. |
Наматывание | наматывание нитки на катушку, шпагата на бобину; наматывание туристической верёвки на руку; наматывание шерстяной нити на клубок; наматывание верёвки на деревянный (железный) колышек; скручивание разных материалов в рулон (обои, туалетная бумага, пластиковые пакеты и др.). |
Перекладывание | перекладывание: покупок из сумки; конфет (печенья) из пакета в вазочку; муки из пакета в чашку; варенья из банки в розетку; картофеля из кастрюли в тарелку и др. |
Вынимание | вынимание: карандашей (фломастеров) из коробки (пенала); зубной щётки из стаканчика; куска мыла из мыльницы; белья из стиральной машины; денег из кошелька; платка из кармана; телефона из сумки; одежды из шкафа; продуктов из холодильника; столовых приборов из ёмкости; огурцов из банки; яиц из упаковки; вынимание книг из коробки и расставление их на книжной полке и др. |
Складывание | складывание: одежды, продуктов в шкаф; покупок в сумку; игрушек в коробку; фруктов в корзину; посуды, столовых приборов в стольную (подвесную) сушилку; инструментов в бокс для хранения; уборка посуды со стола и др. |
Вставление | вставление: трубочки в коробочку с соком; ключа в замок; штепселя в розетку; нитки в иголку; ручек (карандашей) в органайзер; цветка в углубление в центре горшка при пересадке; застегивание ремня, молнии на куртке и др. |
Сжимание | выжимание сока из фрукта; сжимание пластиковой упаковки соуса; выжимание мокрой тряпки (белья); прикрепление (снятие) прищепок и др. |
Нажимание | нажимание: ручки двери (окна) для их открывания; кнопок на клавиатуре компьютера, на пульте для телевизора; пользование мобильным телефоном, компьютерной мышкой; включение (выключение) света в комнате (нажимание клавиши выключателя); нажимание звонка входной двери; застегивание кнопок на одежде и обуви и др. |
Открывание/ закрывание | открывание/ закрывание: водопроводного крана; стеклянной банки с пластиковой крышкой; пластикового контейнера; металлической коробки; картонной коробки с настольной игрой, конфетами и др. |
Нанизывание | нанизывание: грибов на нить; бисера на леску; кусочков мяса, овощей на шампур; колец на карниз и др. |
Толкание от себя/ притягивание к себе | толкание от себя/ притягивание к себе: дверцы шкафа; оконной рамы; ящика комода; тарелки во время приема пищи; тележки для покупок в магазине; перемещение столика на колесах; пользование пылесосом и др. |
Вращение | вращение: крышки бутылки с водой, с соком, тюбика с кремом; водопроводного крана для мытья рук; повороты ключа в дверном замке; |
Захватывание, удержание, отпускание | захватывание, удержание, отпускание: карандаша (ручки, кисти); ложки (кружки, тарелки); зубной щётки, мыла и т. д. |
Встряхивание | встряхивание: белья после стирки; градусника для измерения температуры тела; придверного коврика от сора и др. |